search
main
0

Охранная грамота,. или Сколько лет Летошникам?

Успешные школы бывают разными. Разными по характеру бывают и успешные директора. Евгений ЧЕПИКОВ, руководитель Летошницкой школы, – человек настолько скромный, что о потрясающих фактах из его жизни я узнала практически случайно только в конце нашей беседы. Например, о том, что Евгений Аркадьевич открыл археологический памятник и обнаружил находку, по которой можно установить, сколько лет деревне Летошники – оказывается, три тысячи. Большую часть своего рассказа Евгений Чепиков посвятил коллегам и любимой школе…

– Школа наша существует с 1966 года. Сейчас здесь учатся 78 детей. Она стала базовой в округе – школьный автобус привозит сюда учеников из десятка близлежащих деревень. Возможностей для заработка в Летошниках немного – большинство моих односельчан ездят на работу в районный центр Жуковку. Но школа сохраняется. Более того – у нас на 100 процентов решена кадровая проблема с учителями. – Нечастое явление для маленькой сельской школы…-  Половина наших педагогов живут  в райцентре и ездят к нам ежедневно за 12 километров на работу. Такая практика установилась благодаря тому, что район за счет бюджетных средств оплачивает проезд учителям в дальние школы, если на местах не хватает преподавателей. Из 12 наших учителей шестеро – молодые специалисты, есть даже с красным дипломом. Кстати, такая же «разъездная» практика принята в отношении педагогов допобразования. Уже несколько лет подряд к нам, как и во все школы района, приезжают дважды в неделю преподаватели из районного Центра детского творчества, которые учат наших ребят рисованию, прикладному искусству, хореографии. Учителя школы тоже ведут кружки, в частности, учитель географии занимается с детьми краеведением. Кстати, именно в области изучения своей малой родины, а если точнее, исследовательской работы по экологии мы можем похвастаться довольно высокими достижениями.Преподаватель экологии Валентина Пальтова сотрудничает с областным эколого-биологическим центром. Исследовательская работа ее учеников, посвященная изучению состояния дубравы возле Орехового озера, после побед на областном и всероссийском уровнях заняла II место на международном форуме «Евразия». Другая работа наших детей – по исследованию состава воды и загрязненности реки Десны – участвовала в международной экологической программе «Украина – Белоруссия – Россия. Созвездие «Днепр».  Нашим ученикам принадлежат призовые места в областных краеведческих конкурсах, во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» и международном фестивале музеев «Пусть поколения помнят». К слову сказать, преподаватели Зинаида Чепикова и Валентина Пальтова за достижения своих учеников и методические разработки награждены президентским грантом, а школа два года назад получила грант губернатора Брянской области.- Евгений Аркадьевич, я наслышана о замечательном музее в вашей школе, куда даже туристов направляют. Как удалось собрать уникальные экспонаты? – Наш музей небольшой, в деревянном здании – 4 комнаты с разными экспозициями. Он целиком создан руками учеников и учителей. Все началось более 35 лет назад с уголка боевой славы, главным экспонатом которого было письмо Георгия Жукова, адресованное ученикам нашей школы. Оно и сейчас бережно хранится в музее. Легендарный полководец приезжал в 1941 году на оборонительные рубежи под Летошники, остался доволен укреплениями. Близ нашей деревни советские войска оборонялись в августе и сентябре 1941 года, здесь велись ожесточенные бои. Оборонительный рубеж на речке Угость фашисты за два месяца так и не смогли преодолеть, а от него 50 километров по прямой до Брянска. Пришлось врагам отступать и идти обходным маневром. Оборонял позиции 999-й стрелковый полк подполковника Веденина. Знаменитые брянские леса –   мощные, глухие  – во время войны были естественным укрытием партизан. Первые два зала нашего школьного музея посвящены истории войск, оборонявших Жуковский район, и партизанскому движению. Когда начинали собирать материалы, у нас было более 500 адресатов – бывшие партизаны присылали нам и лично передавали вещи военных лет. В школу приезжал генерал-лейтенант Андрей Веденин. Делегация наших школьников дважды ездила на 9 Мая в Москву по приглашению 12-й гвардейской стрелковой дивизии, участвовавшей в боях на Брянщине. У нас в музее бывали поляки, чьи отцы воевали в составе советской армии с фашистами. К сожалению, люди уходят из жизни. Сейчас в Летошниках не осталось ни одного ветерана Великой Отечественной.  Последний ветеран, Анна Афанасьевна Проничева, бывший резидент партизанской разведки, активный участник всех школьных мероприятий, бывший учитель и директор нашей школы, умерла год назад. Я помню, как ветераны просили меня: «Евгений Аркадьевич, вы уж оставьте о нас память. Передавайте детям, как мы защищали Родину!» Самыми ценными экспонатами музея мы считаем записи воспоминаний ветеранов, их много, и они хранятся в отдельных пакетах. Ученики школы ведут экскурсии, работает совет музея, есть поисковая группа, которая участвует в перезахоронениях останков воинов. В наш музей приезжают школьники из соседних районов, из Брянска. То, о чем говорили ветераны при встречах, теперь можно услышать из детских уст на экскурсиях. Так что последнюю просьбу фронтовиков мы выполняем…Что касается остальных экспозиций музея, они посвящены краеведению. Один зал представляет подлинные предметы быта последних двух сотен лет, переданные в дар музею сельчанами. А другой мы открыли в связи с тем, что был найден археологический памятник рядом с Летошниками – так называемое городище, или стоянка древнего человека. Брянщина богата свидетельствами жизни древних людей – они лежат буквально на поверхности земли. У нас в музее хранятся орудия труда древнего человека, посуда, украшения  VIII-IX веков нашей эры. Самый уникальный экспонат – крица, то есть масса губчатого железа. Век железа – это первое тысячелетие до нашей эры. Таким образом, можно сделать вывод, что 3000 лет назад здесь, в Летошниках, жили древние люди. – Крицу школьники нашли?- Крицу посчастливилось найти мне. Я любитель охоты, грибник. Посмотрел как-то на кротовые норы, а там земля вынесла на поверхность битые осколки глиняной посуды: такую вручную делали люди, не знавшие гончарного круга. Там же была крица. Я заинтересовался и издали пристальнее рассмотрел место этих находок. Увидел очертания городища. Такие поселения устраивались не на ровной площадке, а на мысу. А не открывали это городище до сих пор потому, что оно лесом заросло, трудно даже очертания  угадать. Мое предположение проверили археологи. Они подтвердили, что это действительно археологический памятник и что он не был указан ни в одном из источников, в том числе дореволюционных, то есть открыт впервые. Выдали мне охранную грамоту, просили оберегать его. Теперь хожу смотрю, все ли там нормально…- Евгений Аркадьевич, в ваших рассуждениях чувствуется глубокое знание истории…   – Я преподаю историю и ОБЖ. Работал военруком когда-то долгое время. Кстати, традиции, связанные с «Зарницей» и «Орленком», мы в нашей школе продолжаем. В прошлом учебном году в районе проводилось 9 конкурсов по ОБЖ – во всех девяти Летошницкая школа заняла первое место. На районной олимпиаде по ОБЖ первое место тоже было за нами. Мы активные участники движения юных патриотов.  Отрадно мне, как директору, читать письма из армии, в которых командиры благодарят школу за то, что наши выпускники становятся достойными защитниками Отечества. Среди них много курсантов, офицеров, есть полковники. Навещая школу, они говорят о том, что участие в Движении юных патриотов дало им необходимые навыки и физическую подготовку. Даже наши выпускницы-девушки в ранге прапорщиков служили. Через Афганистан прошли человек двадцать. О них рассказывает наш музей. Музей – это ведь отражение школьной жизни. Особая часть его экспозиции посвящена истории дружбы школы со знаменитым Михаилом Калашниковым. В 1941 году Калашников, получив ранение, лежал в одном из госпиталей Брянской области, где начал работать над проектом своего автомата. Приехав не так давно в Брянск, Михаил Тимофеевич выступал по областному телевидению. Мы решили ему написать. Вдруг он присылает в школу объемный пакет с цветными журналами, где описано более 100 образцов автоматов и пулеметов, письмо школьникам и фотографию. Так завязалась переписка. На каких идеалах растить новые поколения? Этот вопрос задают себе многие директора школ. Ведь растут нынешние дети в новых условиях. Но что может быть выше чувства любви к Родине. Ее надо уметь защитить и быть для этого честным, дисциплинированным, культурным человеком. В беседах на уроках ОБЖ я нахожу время, чтобы рассказать детям о Покрышкине, Кожедубе, Карбышеве. Задайте сейчас молодому человеку вопрос, кто это такие, он, как правило, понятия об этом не имеет. Я считаю, основой воспитания должно стать знание истории своей страны! КомментарийТатьяна КЛАРШТЕЙН, начальник Управления образования Жуковского района Брянской области:- Малые сельские школы мы стараемся сохранять. Пока у нас идет, как и везде в стране, естественный процесс реорганизации малокомплектных школ, например, из средних в основные. А такие школы, как Летошницкая, безусловно, имеют право на существование. В этой школе не только ведется большая и важная работа по патриотическому воспитанию молодежи, там в целом высокий уровень качества образования. Квалифицированные кадры воспитывались в школе еще с 1970-80-х годов, тогда там сложился коллектив учителей-мастеров, тогда же зарождался и школьный музей. Конечно, за образовательными учреждениями с такими традициями, с такими мощными корнями  – наше будущее. На муниципальном уровне мы стараемся поддержать такие школы и работающих в них педагогов. Многие учителя ездят из райцентра в села и деревни – им компенсируется стоимость проезда. Педагоги дополнительного образования из Центра детского творчества по вахтовому методу согласно графику выезжают в сельские школы и проводят занятия. При этом учитываются образовательные запросы ребят. В маленькой сельской школе практически невозможно найти учителя, который мог бы вести хореографию, вокальное пение, а такая система позволяет сделать доступным большой спектр образовательных услуг. Отдельная важная тема, на мой взгляд, – школьные музеи. Это неотъемлемая часть работы многих образовательных учреждений в плане патриотического воспитания детей. Но  школьные музеи, созданные давно,  порой испытывают сложности с помещениями, им нужен ремонт. К сожалению, за счет средств муниципального бюджета пока невозможно обустроить музей Летошницкой школы, расположенный в старом деревянном здании. Реконструкцией здесь ситуацию не спасти. Перевести музей в школу тоже невозможно, потому что его экспозиции объемны. Необходимо строить новое здание.  Было бы неплохо, если бы существовала федеральная программа поддержки школьных музеев, поскольку на уровне района и даже области подобные задачи выполнить сложно.​Светлана ПОТАПОВА, д. Летошники, Жуковский район, Брянская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте