Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
В российских школах второй иностранный язык является необязательным
Глава «Сириуса» заявила о необходимости расширения программ повышения квалификации для учителей
От 50 копеек до 2,5 рублей: циничные премии за стаж выплатили учителям Костромского колледжа
Крайнее слово: топ-5 раздражающих выражений в русском языке
Сергей Кравцов заявил о намерении Минпросвещения разбираться с проблемой готовых домашних заданий
В Общественной палате предложили законодательно закрепить право родителей выбирать форму обучения
Минпросвещения готово рассмотреть вопрос о введении в школах пятидневки
В ОмГПУ работают над созданием новой методики преподавания математики в школах
Руководитель «Сириуса» заявила, что большинство спортсекций для детей от 6 лет должны быть бесплатными
Интернет на проводе: россияне круто перешли на услуги фиксированной связи
В российских школах второй иностранный язык является необязательным Глава «Сириуса» заявила о необходимости расширения программ повышения квалификации для учителей От 50 копеек до 2,5 рублей: циничные премии за стаж выплатили учителям Костромского колледжа Крайнее слово: топ-5 раздражающих выражений в русском языке Сергей Кравцов заявил о намерении Минпросвещения разбираться с проблемой готовых домашних заданий В Общественной палате предложили законодательно закрепить право родителей выбирать форму обучения Минпросвещения готово рассмотреть вопрос о введении в школах пятидневки В ОмГПУ работают над созданием новой методики преподавания математики в школах Руководитель «Сириуса» заявила, что большинство спортсекций для детей от 6 лет должны быть бесплатными Интернет на проводе: россияне круто перешли на услуги фиксированной связи

Охотники за сокровищами. В Госфильмофонде завершился XX кинофестиваль «Белые Столбы»

Дата: 05 марта 2016, 19:45
Автор:

В этом году единственный в России фестиваль архивного кино «Белые Столбы», который проводит Госфильмофонд, отмечает свое 20-летие. Дата обязывает. Вот почему программа была подобрана с особой тщательностью, а гости стянулись в подмосковную резиденцию Госфильмофонда не только из России, но и из Великобритании, Франции, США, Чехии, Венгрии, Греции, из стран ближнего зарубежья. Нам пообещали раритеты из крупнейших киноархивов мира: из Музея Современного Искусства в Нью-Йорке, венского Австрийского киноархива, американского Джордж Истмен Хауса и др. И слово сдержали. По красной дорожке гордо шли режиссеры Марлен Хуциев, Александр Сокуров, Никита Михалков, Александр Митта, актеры Алексей Петренко, Александр Галибин, Аристарх Ливанов, Светлана Тома, Борис Галкин и др. Кстати, Хуциев, Сокуров и Михалков получили награды за вклад российской режиссуры в мировой кинематограф.

Хранить и беречь

На открытии председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков вспомнил, как, будучи еще студентом ВГИКа, он приезжал в Белые Столбы и буквально запоем с товарищами смотрел по четыре фильма в день. Классическая школа во многом сформировала его как режиссера, признался Михалков.

– Это было потрясающее время, когда ты окунаешься в еще таинственный, неосознанный живой мир кино. Кино – это не профессия, это жизнь, для тех, кто всерьез им занимается. Кино – живая вещь. Оно может обидеться на тебя, может предать, если ты предаешь его. Может обмануть, если ты пытаешься им кого-то обмануть…

Михалков уверен:

– Поймите, свобода сегодня в получении информации потрясающая. Она порой сшибает с ног. При этом очень многие научились, КАК. И очень многие потеряли ЧТО. И немудрено, что именно здесь существует потрясающая аура. Именно здесь, в Госфильмофонде, собрано все то, что являет собой божественную субстанцию кинематографа. В этих коробках – жизнь их создателей. Всех тех, кто стоял внутри кадра и за кадром…Они все с нами. И сохранены в тяжелейших условиях. Госфильмофонд не раз отбивал посягательства на свои богатства. Здесь достойно, стойко берегут кино. Это действительно святое место для российских кинематографистов. Я очень рад, что оно существует, что напоминаете о кинематографе великой страны – России.

Кино про кино

Президент «Белых Столбов», генеральный директор Госфильмофонда Николай Бородачев убежден, что, хотя здесь и свято чтут традиции фестиваля, заложенные его основателями, но этот живой организм должен развиваться и эволюционировать.

Вот почему каждый год открываются новые рубрики, появляются на экране новые находки, результаты кропотливой реставрационной работы.

Так, на этот раз одной из наиболее интересных тем стало«Кино про кино». Мы увидели настоящий шедевр —«Кинооператор»(1928) Эдварда Седжвика с Бастером Китоном в главной роли. А также «Молчание — золото»(1947) Рене Клера. Сюрреалистический и очень остроумный «Ад раскрылся» (1941) Х.С. Поттера поразил множеством находок. Совершенно неожиданный Иван Мозжухин предстал в ленте «Кулисы экрана» – истории о том, как справляется со своим несчастьем – потерей руки – знаменитый артист. Здесь Мозжухин играет самого себя (такое пред-камео), демонстрируя все нюансы своего незаурядного актерского дарования.

Еще одна лента о кино – немая «Кинокарьера звонаря» Николая Верховского родом из 1927 года. Она буквально нашпигована остроумными гэгами и самоиронией. Эта чудом сохранившаяся учебная работа первых кинокурсов о том, как из деревенского парня делают героя-любовника, была признана удачной пародией и даже вышла в прокат, что уж совсем невероятно для продукции частной киношколы.

Но почему именно «Кино про кино»? У худрука фестиваля, старшего куратора Госфильмофонда Петра Багрова свое объяснение:

– Прошлый год прошел под знаком 70-летия Победы. Следующий год пройдет явно под знаком революций – февральской и октябрьской, – празднующих свое столетие. Этот год оказался мирным, и мы решили этим воспользоваться и сделали главной темой фестиваля – кино о кино.

Актер Эйзенштейн

Гениальный Сергей Эйзенштейн стал еще одним героем нынешнего смотра. В рубрике, посвященной советскому кино 1920–1940-х гг., мы увидели редчайшие звуковые съемки, сохранившиеся в России. В том числе ролики, где играет сам Эйзенштейн. В одном случае – придирчивого профессора, учащего студента произносить фразу: «Что за женщина? Персик». В другом – киноначальника, дающего указания на съемках роммовской «Мечты». А также впервые был показан материал «Памяти С.М. Эйзенштейна» — это похороны великого режиссера, траурные съемки в его знаменитой квартире, в Доме кино, на Новодевьичьем кладбище. Причем частично в цвете. Уникальный материал представил главный специалист по творчеству классика Наум Клейман.

Настоящий кавказец

Михаил Геловани— фигура в истории кино довольно одиозная. Ведь на протяжении пятнадцати лет в двадцати фильмах он играл исключительно роль Сталина. Меж тем Геловани был замечательным характерным актером и режиссером. В рубрике «Геловани до Сталина» мы открыли для себя блистательного кинематографиста немого кино («До скорого свидания», «Злой дух»). А уморительный немой «Настоящий кавказец» (1931) — был восстановлен специально для фестиваля.

Прекрасная Франческа

Героиней ретро-кинонедели стала и венгерская еврейка Франческа Гааль, которая долгие годы была главной западной кинозвездой на советском экране. Мы увидели три практически неизвестных советскому зрителю фильма – это забавная «Чиби-сорванец» из австрийского киноархива (Гааль играет тут взрослую женщину, которой приходится изображать подростка), «Весенний парад» и легендарную «Маленькую маму». Причем последнюю – в оригинальной версии.

Когда мы были молодые

Несомненным открытием стали ленты Виктора Соколова — одного из самых незаслуженно забытых режиссеров нашего кино, классика советской «новой волны». Ретроспектива его фильмов включила «экзистенциальную комедию»«День солнца и дождя»,драму«Я — актриса», а также главный шедевр Соколова«Друзья и годы», которую Алексей Герман назвал «одной из лучших картин на земле».

По-новому заставили взглянуть на творчество мастеров их студенческие работы от 1920-х до 1980-х годов – еще одна находка смотра. Многие из них показаны впервые. Например, учебная картина Динары Асановой«На полустанке»,первые фильмы Никиты Михалкова, Николая Губенко, Элема Климова, Михаила Кобахидзе, Бориса Фрумина.

На закрытие приехали герои эксцентрической комедии «Счастливый Кукушкин» – режиссер Александр Павловский и сыгравшие там свои первые роли Лариса Удовиченко и Владимир Меньшов. Этот фильм снят в 1972 году по рассказу Валентина Катаева «Ножи».

Бесценные находки

Наконец, архивные находки. Это множество американских короткометражек, в том числе считавшиеся утраченными фильмы с легендарными комиками немого кино Гарольдом Ллойдом, Гарри Лэнгдоном, Монти Бенксом, Бэби Пегги и Оливером Харди. Еще – три небольшие ленты, которые были обнаружены незадолго до начала фестиваля. Это фильмы абстракционистов – братьев Ханса и Оскара Фишенгеров, которым в конце 1930-х годов запретили снимать кино в Германии, приклеив ярлык: «Дегенеративное искусство». Петр Багров радуется:

– Мы нашли в Госфильмофонде две картины, ранее потерянные, которые неизвестны ни в Германии, ни в Америке, где впоследствии жил Оскар Фишингер. И еще нашли два фильма, которые в мире уже есть, но в неполном варианте. А у нас потрясающие копии начала 1930-х годов.

Из отечественных раритетов стоит отметить обнаруженные фрагменты фильма Николая Тихонова «Айна» (1931) по либретто Андрея Платонова — единственная прижизненная экранизация писателя, в которой мы увидели в роли самого себя писателя Юрия Тынянова. Уникальный случай, ведь других кадров, на которых был бы запечатлен Тынянов, не существует.

Новые реставрации — это уголовная мелодрама «В дрейфе» (1923) Тода Браунинга, будущего создателя «Дракулы» и «Уродцев». В трех архивах мира сохранились отдельные части фильма — теперь они воссоединены в один ролик. А «Нельзя ли без меня?» ведущего театрального художника 1920-х годов, сподвижника Мейерхольда Виктора Шестакова — рассказ из 1932 года об общественных столовых, неожиданное сочетание агитки и эксцентрической комедии.

И конечно, анимация. В Госфильмофонде продолжается кропотливая работа по реставрации советской цветной мультипликации 1930–1940-х гг.

В этот раз гостям «Белых Столбов» показали первый ленинградский цветной мультфильм «Первая охота» по сценарию Виталия Бианки, а также авангардный грузинский «Золотой гребешок». На закрытии состоялась и мировая премьера полной, окончательной редакции«Сказки о глупом мышонке» (1940) — мультипликационной опере, созданной двумя великими художниками: Михаилом Цехановским и Дмитрием Шостаковичем.

Цифра победила пленку

Но своя ложка дегтя тоже нашлась. На круглом столе«Пленка в цифровую эпоху» обсуждалась роль кинопленки в эпоху цифрового кино и ее дальнейшая судьба. Проблема стоит остро: архивисты требуют, чтобы фильмы сдавались на хранение именно на пленке, а не на цифре, что дешевле. Между тем, по словам доцента ВГИКа, кандидата искусствоведения Клары Исаевой, в главном российском киновузе ликвидировано преподавание на пленке — только цифра, которая дает плоское изображение…

Проблема оказалась острой, а как ее решить – пока неизвестно.

…Чудесный салют завершил праздник ретро-кино в Белых Столбах. Двадцать лет отмечены достойно. Впереди – зрелость и новые горизонты. Чтобы помнили.

P. S. Фильмы, вошедшие в программу юбилейных «Белых Столбов», можно увидеть с 7 по 13 марта в московском кинотеатре «Иллюзион» в рамках Эха фестиваля.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt