search
Топ 10
Не пойман – не вор: ЕГЭ глазами учителя Где найти главный продукт для сердца, и что будет, если его употреблять ежедневно В Якутске чудом удалось спасти ребенка, который выпал из окна 12 этажа Какие вузы принимают с низкими баллами ЕГЭ Холестерин, болезни сердца и сосудов: врач рассказала, какой продукт может причинить вред Муж в аренду: женщина придумала, как заработать на супруге, и написала объявление в соцсетях Женщина, которой на днях исполнится 108 лет, рассказала, какой продукт помог прожить так долго Ей было бы 50 – сегодня день рождения Саманты Смит, девочки, написавшей генсеку ЦК КПСС Быть или не быть, вот в чем вопрос: как англицизмы заполняют русский язык Учителя рассказали, что они думают о введении Года педагога и наставника Бакалавр – в советские времена незавершенное высшее образование: в Госдуме обсудили развитие системы образования Учителя и медсестры на 40% работают дольше положенного по трудовому договору времени Спикер Госдумы предложил проводить аттестацию учителей только на базе ведущих вузов Названы лауреаты Всероссийского конкурса «Успешная школа» Школьник из Чебоксар, получивший на ЕГЭ по математике 98 баллов, подал апелляцию и выиграл В школах 45 российских регионов поручено ввести должность советника по воспитанию Диплом и сердце в подарок: выпускница Алтайского медвуза запомнит выпускной на всю жизнь Единообразие программ и учебников – что изменится в школьном образовании

Охотники за искусством

Спасенный и сохраненный русский и советский модернизм

«Да, если кому-нибудь и присущ истинный фанатизм, то все же не рыболовам, способным десять часов просидеть на январском льду, и не охотникам, способным добровольно целыми днями лазать по трясучим болотам, но именно коллекционерам», – писал в книге «Черные доски» Владимир Солоухин. «Охотники за искусством» – так называется новая выставка, открывшаяся в Музее русского импрессионизма. Московские и ленинградские коллекционеры поры «оттепели» и застоя, а также их шедевры стали главными героями выставки. Партнером проекта выступила петербургская галерея KGallery.

 

«Заря» Дмитрия Стеллецкого – иконографическое изображение в авангардном стиле

Что объединяло врачей Александра Мясникова и Арама Абрамяна, кинорежиссера Соломона Шустера, переводчика-синхрониста Алексея Стычкина, видного дипломата Владимира Семенова и нефтехимика Игоря Афанасьева и еще восьмерых коллекционеров? Во-первых, каждый был специалистом высокой квалификации, а во-вторых (и это главное для нашей темы), каждый любил и понимал красоту полотен Константина Коровина, Александра Бенуа, Нико Пиросмани, Василия Кандинского, Павла Кузнецова. Революции начала прошлого столетия, вихрь Гражданской войны, ужас и трагедия 30-40‑х не убавили пыла и страсти коллекционеров, возможно, закалили. 14 коллекционеров из Москвы и Ленинграда (современного Санкт-Петербурга) были талантливы далеко не только в своих профессиях, будь то медицина, востоковедение или наука. Дар к коллекционированию был свойственен каждому из них.

Пир красок, цветов, тем, жестов и ситуаций – одна из отличительных особенностей выставки «Охотники за искусством». Купеческое бытописание Бориса Кустодиева, мир кабаре Бориса Григорьева, пейзажи и колорит Средней Азии Павла Кузнецова воедино и неразделимо представлены вместе с комедией масок Александра Бенуа или шедеврами русского модерна. «Персты рук твоих тонкостны» – так словами протопопа Аввакума можно сказать о картине «Святая Ольга» Михаила Нестерова из собрания Алексея Стычкина. Вся выставка – жемчужины коллекционеров. Восток и Запад, авангард и иконография, мир усадебной культуры и цирка, натюрморт и портрет, крестьянство и аристократизм – всему нашлось место.

Само же слово «коллекционер» – символ одновременно призвания и любимого дела, страсти и возможности сохранить для потомков то, что в те времена не составляло гордости собраний государственных музеев. Собирать и держать у себя в квартирах произведения изобразительного искусства, графики было делом, прямо скажем, далеко не простым в 60-70‑е годы ХХ века, и все же риск оказался оправданным, многие и многие картины, как и имена их создателей, не были преданы забвению, наоборот, спасены. Сейчас мы можем любоваться ими в залах Музея русского импрессионизма. Более 70 работ представителей русского и советского модернизма, знаменитых художников Серебряного века и авангарда можно увидеть в экспозиции музея. Многие произведения до настоящего времени редко представляют широкой публике.

Такова, например, «Заря» Дмитрия Стеллецкого (1875-1947) – яркого представителя русского зарубежья. Художник стремился переосмыслить древнерусское наследие в своих работах. Такой и открывается перед зрителем картина – иконографическое женское изображение в авангардном стиле на фоне грозных туч и замысловатых архитектурных сооружений. Контрастируют же с неяркими пастельными красками черные яркие глаза «Зари».

Выразительны и полнокровны картины Бориса Григорьева (1886-1939) из собрания Николая Тимофеева (1898-1978) – доктора медицинских наук, советского психиатра. Биография же самого Бориса Григорьева примечательна. Художник-полукровка (мать – шведка, отец – русский) учился живописи в Петербурге и Париже, в творчестве же был близок более всего к постимпрессионистам и экспрессионистам. Яркие цвета, грубовато-подчеркнутые линии, моментом изломанные, подчеркивают острое восприятие действительности. Подчас резкой, неприглядной, разухабистой, бесцеремонной и в то же время притягательной. Немного страшен символизм Николая Калмакова (1873-1955), не только художника, но и графика, сценографа. Мистицизм, соединение европейского жутковатого романтизма с эстетикой восточной философии, тягой к непознанному и неизвестному.

Восток – отдельная глава выставки. В Средней Азии родился, а после жил, работал, преподавал Александр Волков (1886-1957). После обучения живописи в Петербурге и Киеве художник вернулся на родину. Многоцветная Азия, шумная, изобилующая кишлаками и восточным чаепитием, стала героиней его полотен. Экспрессия, красные одежды пляшущих видим мы на полотне «Танец» из собрания Якова Рубинштейна (1900-1983) – советского экономиста. Насколько выразителен «Танец», настолько же мил и немного наивен «Погонщик с верблюдом» Нико Пиросмани (1862-1918) из коллекции Игоря Сановича (1923-2010) – советского и российского востоковеда, крупнейшего специалиста по Ирану.

За каждой картиной, произведением искусства стоит его коллекционер. Интереснейшие биографические зарисовки-эссе о тех, кто собирал полотна художников, подготовила для посетителей искусствовед и писатель Софья Багдасарова. Сопроводительные тексты – еще один самостоятельный раздел выставки, обязательный к прочтению, ибо личность каждого коллекционера масштаба крайне незаурядного, какими были и их профессионализм, энциклопедические знания и вклад в науку, искусство, культуру русской и советской действительности.

Выставка продлится до 29 августа 2021 года.

Марина АБРАМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте