Покупать только «фирменные» программы может позволить себе далеко не каждый – дорого! Использовать контрафактные версии – значит рисковать попасть под статью УК. Не использовать их вообще тоже нельзя. Или все-таки можно? Оказывается, существует масса вариантов, о которых большинство людей просто не догадываются…
«» – или, другими словами, препон – положил начало разговору о том, какое программное обеспечение (ПО) – лицензионное или нелицензионное – используется в российском образовании. Достоверные оценки количества компьютеров с нелицензионным ПО практически невозможны. Правда, в некоторых регионах были попытки опроса самих директоров школ на эту тему. Но, скажите мне, какой руководитель добровольно признается, что у него стоит нелицензионное ПО? Факт остается фактом – последовали сообщения, что в 80 процентов школ с этим все в порядке (см. например, в Воронежской области).
Прецедент Поносова
Наверное, нет в нашей стране человека, который бы не слышал про судебный процесс по делу использования нелицензионного программного обеспечения в сельской школе директора сельской школы Александра Поносова.
В начале года появилось сообщение, что на компьютерах сельской школы в Пермской области работники прокуратуры обнаружили нелицензионную операционную систему Microsoft Windows и пакет офисных программ Microsoft Office. Директора школы обвинили в пиратстве и судили по ст. 146 (за нарушение авторских и смежных прав) Уголовного кодекса РФ, предусматривающей до 5 лет лишения свободы. Дело длится до сих пор. Тем временем пострадавший директор установил на школьных компьютерах операционную систему Linux и подал в суд на… прокуратуру, обвиняя ее в том, что в этом учреждении также использовали пиратскую Windows.
«Прецедент Поносова» – или, другими словами, препон – положил начало разговору о том, какое программное обеспечение (ПО) – лицензионное или нелицензионное – используется в российском образовании. Достоверные оценки количества компьютеров с нелицензионным ПО практически невозможны. Правда, в некоторых регионах были попытки опроса самих директоров школ на эту тему. Но, скажите мне, какой руководитель добровольно признается, что у него стоит нелицензионное ПО? Факт остается фактом – последовали сообщения, что в 80 процентов школ с этим все в порядке (см. например, в Воронежской области).
Есть основания думать, что это число сильно завышено. Например, в дискуссии на радиостанции «Эхо Москвы» было проведено голосование по вопросу «Будучи директором сельской школы, использовали ли бы вы ПО для обучения детей школьным предметом, зная, что оно является пиратским?» Проголосовало 1404 человека, из которых 83 процента ответили утвердительно.
Конечно, надо делать поправку на возможность «протестного голосования», тем более что в передаче участвовали представители известной фирмы, производящей то самое ПО, из-за нелицензионного использования которого возник инцидент. Однако результаты опроса согласуются с утверждением, что уровень пиратства в сфере ПО в России составляет 80 процентов. При этом, конечно, в оценку входят и предприятия, и частные лица (в том числе и родители учеников), то есть не только школы! Поэтому общее количество компьютеров с нелицензионным ПО в образовании (в школах, в органах управления образованием, на домашних компьютерах учеников и учителей) установить трудно. Но даже если это заявленные 20 процентов, все равно число достаточно велико.
Возникает вопрос: почему директор школы в свое время не установил у себя вместо Windows операционную систему Linux, которая является лицензионной, но бесплатной (или практически бесплатной), вместо того чтобы использовать пиратское ПО и рисковать свободой? Вероятно, он просто не знал о возможностях, альтернативных пиратству.
Есть основания думать, что в очень многих школах страны складывается похожая ситуация. Не все знают, что можно на вполне законных основаниях установить свободно распространяемое ПО, которого вполне достаточно для решения многих задач образования, в частности – для подготовки методических и дидактических материалов, отчетов, работы с детьми по методу проектов, участия в сетевых мероприятиях.
«Свободно» – не значит «бесплатно»!
Обычно термин «бесплатные программы» используется тогда, когда хотят сказать, что авторам программы не надо платить за их труд. Но ничто не может (и не должно) быть полностью бесплатным. Ведь при скачивании по Интернету вы платите за трафик (или за время), при передаче на компакт-диске кто-то оплачивает диск и т.д.
Поэтому имеет смысл заменить термин «бесплатные» (на английском языке их обычно называются for free) на «свободно распространяемые».
К примеру, одна из компьютерных фирм продает такие программы, издавая их на компакт-дисках. Стоимость каждого диска сравнима со стоимостью обычных «пиратских» изделий, но здесь закон соблюден, и нарушения авторских программ не происходит. Любой человек, купивший такой диск, может свободно копировать, использовать и распространять эти программы. Но только их, а вот ту программную оболочку, которая служит для управления диском, свободно распространять нельзя – это будет пиратством!
Прежде всего отметим философскую разницу между свободно распространяемыми программами (термин, широко использующийся в нашей статье) и свободным программным обеспечением.
Свободные программы
Как считает легендарный автор текстового редактора EMACS и основатель Free Software Foundation Ричард Столмен, понятие «свободное программное обеспечение» распространяется на свободу
• запускать программу с любой целью (свобода 0);
• изучать, как программа работает, и приспосабливать ее для ваших нужд (свобода 1);
• распространять копии, чтобы вы могли помочь ближнему (свобода 2);
• улучшать программу и публиковать ваши изменения, чтобы сообщество получало пользу (свобода 3).
Программа, удовлетворяющая этим условиям, является свободной. При этом сам термин свободное программное обеспечение «закреплен» за программами, распространяющимися вместе с исходным программным кодом.
Таким образом, существенным фактором свободного программного обеспечения является свобода обращения с этим кодом, но не вопрос его цены.
Про такие программы говорят, что они распространяются по лицензии GPL (General Public License – Общая публичная лицензия). А поскольку эти программы имеют «открытый код», о них говорят, что это – модель распространения Open Source (Открытый источник). Часто встречается и термин CopyLeft, подчеркивающий отличие данной модели распространения от модели CopyRight.
Из всего этого можно сделать вывод: с точки зрения использования свободного программного обеспечения, учитель должен понимать, что он свободен от выплаты вознаграждения его авторам. Ему никто не мешает свободно скачать из Интернета как дистрибутив, так и исходный код, свободно использовать его на любом числе компьютеров, передавать коллегам или своим ученикам для использования и даже более того – «влезать в код программы» и «регулировать» его для своих нужд.
При этом, конечно, программы Open Source могут продаваться, так же как и консультации технических специалистов.
Неправильно говорить о программах Open Source просто как о продукте. Как написано на одном иностранном сайте, «свободное программное обеспечение» – это вопрос свободы, но не цены. Чтобы понять эту концепцию, вы должны представлять термин «свободный» как «свободное высказывание», но не как «свободное пиво».
Скачивание (распространение) и использование программ Open Source является бесплатным и абсолютно законным. Работа с исходным кодом также абсолютно законна. Не возбраняется даже продажа этих программ, при условии, что вы указываете, где можно взять исходный код.
Но будьте осторожны в разговорах с разработчиками и распространителями таких программ! Отождествив свободные программы с бесплатными, вы нанесете психологическую травму этим людям. Они обидятся и в этой обиде будут правы: ведь вы тем самым посягнете на те основы, на которых строится сетевое сообщество разработчиков Open Source.
В прикладных целях можно запомнить практическое правило: если вы видите на сайте интересную программу, про которую написано, что она является программой Open Source или распространяется по лицензии GPL, то вы можете спокойно скачивать ее и использовать.
Кроме программ, распространяемых по лицензии Open Source, существуют и другие, свободно распространяемые, но не обязательно свободно используемые. Рассмотрим эти разновидности.
Freeware – бесплатные
«Фриварными» называют те программы, которые распространяются свободно, а за их использование не надо платить разработчикам. Именно их зачастую называют бесплатными. Они отличаются от свободных программ тем, что вы не можете:
• распространять дистрибутивы этих программ на коммерческой основе;
• вскрывать и модифицировать исходный код (код закрыт, вам предоставляется только дистрибутив);
• использовать программы в коммерческих целях (создавать с их помощью коммерчески распространяемые материалы).
Существует множество сайтов с «фриварным» программным обеспечением. Там вы получаете эти программы без оплаты (просто скачиваете).
Как мы уже говорили, выпускаются компакт-диски с такими программами. За эти диски надо платить. Но считается, что вы платите только за труд тех, кто нашел эти программы в Интернете, создал к ним описания, сделал скриншоты и написал программную оболочку-навигатор, для того чтобы вы могли ориентироваться в дебрях компакт-диска. Так, DVD-диск с 1500 (полтора тысячами свободно распространяемых программ) в московских магазинах стоит около 300 рублей. Просчитайте сами, какие расходы вы несете за одну программу.
Важно понимать, что если учитель возьмет такие программы из Интернета или из другого источника (с тех же компакт-дисков), запишет их на другой компакт-диск и будет раздавать коллегам и ученикам, то он НЕ нарушит законов. А вот если он использует сами описания с диска и скриншоты и будет их тоже раздавать, то это уже будет неправильно.
Поэтому если вы видите на сайте рядом с программой указание: License: Free (Freeware), значит, это и есть программа, которая распространяется как «фриварная».
То же самое, если вы видите примечание: «Модель распространения: бесплатно» или: «Распространение: freeware», значит, это все – бесплатно распространяемые программы.
Аdd-ware – с добавлениями
Программы, распространяемые по этой лицензии, несут в окне программы дополнительную информацию, как правило, рекламу. Рекламные тексты периодически меняются, поскольку они скачиваются из Интернета. Пользователь не платит за использование программы, но оплачивает трафик, если контракт с провайдером предусматривает оплату трафика.
Таким образом, пользователь, хоть и не выплачивает авторское вознаграждение, тем не менее что-то платит (правда, совсем постороннему лицу – провайдеру). Если реклама очень сильно надоедает, то её часто можно отключить, но за дополнительную плату.
Можно сказать, что лицензия add-ware – «промежуточная» между freeware и shareware (см. ниже).
Trial – пробные
Так называемые пробные, или «триальные», программы вполне работоспособны, но имеют ограниченный период деятельности (обычно от 15 до 30 дней). По завершении этого периода программа утрачивает работоспособность.
В их описании можно увидеть, например, такую надпись:
License: Free to try Price: $39.99
Limitations: 30-day trial with activation by e-mail
Речь идет о том, что программа свободно используется в «триальных» целях в течение 30 дней. Затем надо заплатить 39,99 доллара, чтобы продолжать ее использовать.
Так, например, можно скачать триал-версию полностью работоспособной программы «Adobe Photoshop CS2», с которой можно работать 30 дней на абсолютно законных основаниях, не покупая лицензию.
Shareware – условно-бесплатные
Данные программы можно использовать практически на тех же условиях, что и пробные. Просто по окончании срока действия за программу надо заплатить или удалить ее с компьютера.
Существуют программы, которые функционируют и после окончания пробного срока, – например Total Commander. Но будьте бдительны: после отведенного периода времени их использование перестает быть легальным.
Donation ware – с просьбой
о пожертвовании
Это те же «фриварные» программы, автор которых просит, чтобы вы прислали ему открытку об использовании программы или зарегистрировались у него на сайте, а если программа очень понравилась, то пожертвовали какую-нибудь сумму. Никаких финансовых ограничений эти программы на вас не накладывают, если, конечно, в лицензии или в Справке к программе не написано что-то другое.
Demo – демонстрационные, пробные
В этих программах урезана часть функций, обычно – сохранение файлов и др. (для игр, как правило, оставлены только первые несколько уровней или отдельные миссии). Иногда в качестве фона используется какая-нибудь надпись, говорящая о том, что эта программа – демонстрационная.
Выводы
Существует значительное число программ, которые законопослушный пользователь (учитель, менеджер, родитель, ребенок) может использовать в образовательном процессе. Для использования этих программ имеются соответствующие лицензии. Имеется множество сайтов, где размещаются такие программы, которые можно свободно скачать.
Леонид ЯСТРЕБОВ,
директор Московского учебного центра «Федерация Интернет Образования»;
Алексей БУТУЗОВ,
главный редактор
Интернет-педсовета;
Дмитрий ГУЖЕЛЯ,
заместитель исполнительного
директора Фонда содействия информатизации образования
Связь с авторами статьи: opentext@list.ru
Продолжение следует
Комментарии