В учительскую вбегает молодая преподавательница, явно в растрепанных чувствах, видит меня и выпаливает: «Почему все дети не могут вести себя, как твои?!» Не дожидаясь ответа, бурно изливает эмоции: шумели, выкрикивали с места, перебивали друг друга, бросались записками, делали селфи. Словом, просто кошмар! Во время ее тирады мельком обмениваемся взглядами с двумя коллегами, знаем, что у нас такого не бывает. Почему? Дело не только и не столько в опыте, с одной из учительниц мы в одной возрастной категории, у обеих дети-подростки. Другая годится нам в дочери, семьи пока нет, но с дисциплиной и мотивацией все в порядке.
Уважение к профессии, внимание на уроках, готовность помочь – все воспитывается в семье. «Вам легко, у вас все педагоги!» – часто слышим мы. Конечно, легко, и дети наши растут сами по себе, как грибы после дождя. То же самое говорили в свое время моей маме-библиотекарю. Были ли мы нетипичными подростками, то есть вели себя примерно, сидели смирно и всегда готовились к занятиям? Вряд ли. Однако именно в семье мы учились вести себя достойно, ценили возможность получить образование, понимали необходимость трудиться.
О подростках во всем мире часто пишут так, как будто это особая разновидность рода человеческого. Гормоны, перепады настроения, резкий переход от любви к ненависти и обратно, ощущение собственной взрослости и одновременно незнание реальной жизни, неуверенность в себе, маскируемая бравадой. По-моему, любое из вышеперечисленных состояний знакомо всем, просто с годами мы учимся властвовать собой, одни больше, другие меньше. Марк Твен говорил, что лет в четырнадцать он считал своего отца полным идиотом, а когда писателю исполнилось 25, то обнаружил, что с ним можно интересно поговорить. Максим Горький полусерьезно предлагал ввести экзамен на право иметь детей, призывал безответственных родителей: «Вы хотя бы предупредите общество, какую гадость всем готовите!»
Конечно, от учителя зависит многое. Замечая среди школьников, особенно подростков, неадекватное поведение, неуправляемость, неуважение к старшим, распространившееся в последнее время явление под названием «буллинг», стоит посмотреть на свои методы и приемы, подумать, как справляться с нетипичным и типичным поведением, спросить совета. А послушав других, выбрать, что именно подходит вам.
В неформальных беседах с коллегами, на семинарах, на курсах повышения квалификации я делюсь опытом и с интересом слушаю педагогов, отвечаю на вопросы. Предупреждаю, что все сказанное – личное мнение, примеры из моего опыта. Они могут и не пригодиться, но обычно помогают задуматься и найти свои пути решения проблем.
Например, любой урок, семинар, выступление, доклад начинаю одинаково: «Я рада/счастлива видеть вас здесь». Детям любого возраста нравится, обычно сразу или на втором занятии отвечают тем же. Взрослые часто воспринимают такую формулу с трудом, спрашивают, как это делать. Нужно не просто говорить, а именно чувствовать радость встречи, тогда ощущение передается и аудитории. Что делать, если стоит такой шум и гам, что сразу начать урок не удается? Причины могут быть самыми разными, никак не связанными с занятием. Но справляться-то вам. Простейший прием – включить аудиозапись, видеоклип или начать писать что-то на доске. Мои ученики знали, что слева в углу я заранее пишу домашнее задание. Шумят, не могут включиться в работу – молча приписываю еще одно упражнение. Поясняю, что они украли у всего класса пять минут, придется оставить упражнение на дом. За всю мою практику хватало одного раза.
Заменяю заболевшую, как всегда без предупреждения, учительницу. Класс хорошо знаю, помню, на кого нужно обратить внимание. После приветствия объявляю тему, пишу на доске, сзади раздается громкий девичий голос: «Что вы тут грамматику, нас интересует только секс!» Понятно, пришли с урока старенькой учительницы биологии, цитируют. И стихают, ждут, что я сделаю. Киваю в сторону бунтарки: «Иди к доске. Пиши в трех сослагательных наклонениях предложение по-английски «Нас интересует только секс». Выходит, смотрит на соклассников, поворачивается ко мне… Даю другое предложение, помогаю правильно выстроить нужные грамматические формы. После урока слышу: «Ну Мать у нас крутая!» Мать – мое прозвище среди старшеклассников. Подхожу к упорно шумевшему мальчику и тихо говорю: «Я все это три раза проходила, ты же знаешь, что паришься?» Он умудренно улыбнулся: «Обычный подростковый идиотизм!» И успокоился.
Молодой учительнице привожу пример из своего первого опыта. Начала читать лекцию, и с последнего ряда раздался громкий мужской голос: «А вы знаете, что половина из нас ваши ровесники, а половина всего на год-два младше? Есть и такие, кто постарше!» Отвечаю: «Знаю. А кто из вас готов выйти сюда и вместо меня прочитать лекцию по современной зарубежной литературе?» Тишина.
Выработали с начинающей коллегой варианты, помогло. Во-первых, нельзя показывать страх, растерянность. Не важно, первый или тридцать первый год вы работаете. Важно, что именно вы ведете урок. Ваш класс, ваши правила. Во-вторых, стоит помнить простую истину: пока мы им отвечаем, они продолжают возражать. Можно предложить обсудить побочную тему на перемене. Что отвечать на крики «Скучно, мы это уже знаем!»? Чем ближе итоговые экзамены, тем сильнее стресс. Взрослые умеют справляться, подростки – пока нет. Иногда отвечаю: «Да, мне тоже скучно, я все это давно прошла (делаю паузу для хохота). Но вот требования министерства, программа, мы обязаны их выполнять. Мне хочется, чтобы вы хорошо сдали экзамены и получили приличный аттестат».
Чаще всего коллеги спрашивают, как удается достигать таких результатов, за все время работы мои выпускники получали оценки не ниже четверки. Думаю, важны взаимное уважение, поддержка и понимание специфики возраста. Вот мой лучший ученик в начале урока внезапно громко говорит: «Не буду писать упражнение, вообще ничего не хочу!» Встает и начинает ходить по классу. Я знаю, он только что вернулся после победы на международной олимпиаде, и понимаю, что ему действительно скучно. Сажусь, сложив руки, и предлагаю классу ничего не делать. Максимум три минуты, потом происходит одно из двух. Или его/ее приведут в чувство соклассники, которые хотят продолжать подготовку к экзаменам. Или я предложу сесть на место, так как мне нужно продолжать урок. Такие талантливые подростки обычно слышат голос разума. Подобный прием можно применять, только если вы полностью уверены в себе. После урока тихо спрашиваю его, что случилось, все ли в порядке дома. Выясняется, что родители разводятся. А еще он просто голодный. Да, мальчики-подростки и еда всегда хорошо сочетаются. Из школы уходим вместе, беседуем о жизни, доходим до моего дома. Веду его к себе, кормлю. Конфликт не состоялся.
В фильме Карена Шахназарова «Курьер» герой-подросток говорит собравшимся за столом взрослым примерно следующее: «Не переживайте, мы вырастем и станем такими же, как вы». Полезно помнить, что подростки – это дети, которые вскоре станут взрослыми. От нас зависит, какими именно.
Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск
Комментарии