Сильно взволновало меня, что новые положения об оплате труда учителя дают право директору школы устанавливать разницу в окладах любимых и нелюбимых учителей. И не на несколько процентов, а в несколько раз!
Ранее за многие годы работы в школе и в министерстве я сталкивался с недостатками системы оплаты труда учителя. Выдавая бездельнику такую же зарплату, как и добросовестному работнику, я в душе возмущался несправедливостью. Уволить малограмотного бездельника я не мог, как и поощрить лучшую учительницу лишней десяткой рублей.
Введение разрядов внесло в систему оплаты труда заметное улучшение и заставляло учителя повышать свои знания и добиваться лучших показателей в работе.
Недостатком этой системы было то, что некоторые учителя умели, как говорят, «пускать дым в глаза». У них учеников с «неудами» не было, и средний балл успеваемости зашкаливал за четверку. Однако их пятерки и четверки в сравнении с аналогичными оценками других учителей проигрывали. Как-то в нашу школу пришла преподаватель математики, о которой говорили, что она лучшая математичка (наш заведующий методкабинетом гороно, восхвалявший учительницу, был историком, не умевшим даже вычислить процент успеваемости в той или иной школе).
Я довольно быстро установил, что у «знаменитости» дутая слава. Она же, поняв, что ей не ходить с ореолом славы на голове, ушла из школы.
И в этой системе были недостатки, но незаслуженный балл не так уж сильно влиял на уровень зарплат работников школы. Тем более что руководитель школы не распоряжался деньгами, отпущенными школе по смете на зарплату учителей. В моих силах была возможность дать Николаю Евдокимовичу нагрузку много больше, чем Дмитрию Гавриловичу, зная, кто из них опытнее и сильнее. Обид не припомню.
Ныне всем известно, что коррупция, словно ржавчина, разъедает наше общество. Вот и ищут способы борьбы с этим недугом нашей жизни. В то же время я уверен, что введение новой системы оплаты труда, при которой руководитель учреждения или предприятия волен распоряжаться деньгами, не будет способствовать борьбе с коррупцией и не приведет к улучшению положения с образованием. Оно приведет к расколу в коллективе, плохой рабочей обстановке.
Наша беда в том, что, видя недостатки предлагаемых реформ, мы не отменяем их, а усиленно насаждаем.
Иван ПОЛИЩУК, заслуженный учитель, отличник народного просвещения, Нальчик, Кабардино-Балкария
Комментарии