19 октября в ходе государственного визита Президента России в Узбекистан подписан пакет документов о сотрудничестве, в том числе в научной, образовательной и культурно-гуманитарной сферах. Среди них – межправительственное соглашение о создании и функционировании филиалов российских вузов в Узбекистане, соглашение между Российским союзом ректоров и Советом ректоров высших учебных заведений Узбекистана, соглашение о создании Междисциплинарного научно-образовательного центра между МГУ имени М.В.Ломоносова и Национальным университетом Узбекистана. Стороны договорились всемерно поощрять научные и образовательные обмены. Эти темы также стояли на повестке дня совместного образовательного форума «Новые кадры для новой экономики» с участием ректоров ведущих вузов двух стран, который проходил в Ташкенте. В его рамках подписано более 100 соглашений о сотрудничестве. Как заметил Владимир Путин, сегодня в вузах России обучаются свыше 25 тысяч узбекских студентов. В республике открыты филиалы МГУ, РЭУ имени Г.В.Плеханова, Университета нефти и газа имени И.М.Губкина. 18 октября прошло торжественное открытие филиала НИТУ «МИСиС» в городе Алмалыке. По словам президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, также в республике планируется создать филиалы МГИМО, Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, Всероссийского государственного института кинематографии, Московского энергетического института, Российского химико-технологического университета.
Государственная Дума запретила рекламировать написание дипломных работ на заказ. Соответствующие поправки в Закон «О рекламе» депутаты приняли в третьем, окончательном, чтении. Напомним, что автором инициативы выступило Правительство РФ. Принятый закон вводит запрет на рекламу услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения промежуточной или итоговой аттестации обучающихся. Как отмечается в пояснительной записке, размещение рекламы услуг по написанию дипломов и других аттестационных работ на заказ стимулирует потребителей использовать эти услуги, что оказывает негативное воздействие на качество подготовки обучающихся и результаты оценки научной квалификации. Как сообщают в Госдуме, за рекламу услуг по подготовке и написанию дипломов штрафы для физических лиц составят до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц – до 20 тыс. рублей, для юридических лиц – до 500 тыс. рублей.17 октября в Государственной Думе состоялась встреча представителей Комитета по образованию и науке с депутатами Комитета по науке, образованию, культуре, молодежи и спорту парламента Чешской Республики. Участники встречи рассказали об особенностях управления научно-образовательной сферой в своих странах, уровне финансирования, организации работы на всех уровнях образования. Особое внимание было уделено программам выявления и поддержки талантливых детей, проблемам подготовки высококвалифицированных кадров, конкурентоспособности вузов, перспективным направлениям научных исследований. Стороны договорились о продолжении и расширении сотрудничества в интересах двух стран.Правительство России выделило из своего резервного фонда 60 миллионов рублей на социальную поддержку пострадавших в результате взрыва и стрельбы в Керченском политехническом колледже. Семьям, которые потеряли близких, будет выплачено единовременное пособие в размере 1 миллиона рублей на каждого погибшего. Пособие для пострадавших составит от 200 тыс. до 400 тыс. рублей.Распоряжением Правительства РФ на должность заместителя министра просвещения РФ назначена Марина Ракова, генеральный директор Фонда новых форм развития образования. Напомним, что фонд отвечает за создание сети детских технопарков «Кванториум», а также реализует пилотный проект по повышению доступности дополнительного образования. Марина Ракова родилась в 1983 году в Алтайском крае. Изучала фундаментальную математику в МГТУ имени Н.Э.Баумана и сравнительно-правовой анализ в Алтайской академии экономики и права, издала монографию «Сравнительно-правовой анализ миграционной политики стран Евросоюза и России». Марина Ракова объединила вокруг идеи ускоренного технического развития детей молодых ученых, академиков РАН, представителей технологических стартапов, а также крупных промышленных компаний и предприятий. В 2016 году возглавила проектный офис приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», а с недавних пор – проектный офис национального проекта «Образование».В Минпросвещения России состоялась торжественная церемония награждения победителей Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России»-2018. В федеральном этапе конкурса состязались представители 57 субъектов РФ. Открывая торжественную церемонию, заместитель министра просвещения Татьяна Синюгина вручила 15 лауреатам дипломы и нагрудные значки, а также поздравила всех участников профессионального состязания. Лучшие практики педагогов-психологов страны, по ее словам, будут транслироваться на всероссийском уровне. 1‑е место в конкурсе присуждено Ольге Юрчук, педагогу-психологу гимназии Нового Уренгоя. 2‑е место заняла Галина Борцова из школы №14 Кемерова. 3‑е место – Александр Галич из Хабаровского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.Минпросвещения России и Московский государственный психолого-педагогический университет представили на общественно-профессиональное обсуждение доработанную модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования и с учетом мнения выпускников. Модель опубликована на портале обсуждение.ефом.рф. Представители профессионального сообщества могут оставить свои замечания и предложения до 9 ноября. Результаты общественно-профессионального обсуждения будут подведены на всероссийской конференции в ноябре 2018 года. Напомним, что в I этапе апробации единой модели аттестации педагогических работников, состоявшемся в 2018 году, приняли участие свыше 600 учителей русского языка и математики в 19 субъектах РФ. Кроме того, в десяти из задействованных регионов в апробации участвовали также свыше 450 студентов выпускных курсов вузов, реализующих программы педагогической направленности.Минпросвещения России 12 декабря проведет личный прием граждан. Прием будет проводиться с 12.00 до 20.00 по московскому времени по адресу: г. Москва, ул. Люсиновская, д. 51, Общественная приемная (1‑й этаж, кабинет 110). С собой необходимо иметь паспорт. Во время приема сотрудники Минпросвещения России смогут связаться по видео- или аудиосвязи со специалистами других ведомств, в компетенцию которых входит решение проблем граждан. Если сделать это не удастся, например, из-за часовых зон, то в течение семи рабочих дней после приема заявителям предоставят возможность личного обращения к соответствующим специалистам.Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков встретился со студентами российских вузов на ежегодном саммите молодых ученых и инженеров «Большие вызовы для общества, государства и науки», который прошел в образовательном центре «Сириус» в Сочи 14‑19 октября. Участники встречи обсудили поддержку молодых ученых и исследователей, развитие социальных наук, предложения по модернизации современных образовательных программ, вызовы Стратегии научно-технологического развития России. По словам Михаила Котюкова, важным направлением работы министерства станет привлечение молодежи в научную деятельность: «В ближайшие 6 лет стране нужны будут около 35 тысяч новых исследователей сверх тех, что уже работают сейчас. Мы будем всячески стимулировать руководителей университетов, научных организаций, поддерживать инициативы индустриальных партнеров по вовлечению молодежи в науку. Например, научные публикации хорошего уровня и патентные разработки могут засчитываться в качестве итоговой аттестационной работы. Одна из проблем современной науки связана с результативностью аспирантуры». По словам Котюкова, сегодня в России на защиту кандидатских диссертаций выходят примерно 12‑14% от общего количества обучающихся. «Это, конечно, мало, но у нас есть идея, как повысить результативность аспирантской деятельности. Один из вариантов – развернуть программу предоставления грантов тем, кто поступил в аспирантуру, но с обязательным условием защиты итоговой работы», – рассказал министр.Саммит молодых ученых и инженеров «Большие вызовы для общества, государства и науки» организован фондом «Талант и успех» в партнерстве с Министерством науки и высшего образования РФ и Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Цель саммита – создание условий и пространства для взаимодействия студентов с представителями компаний, научных групп и университетов. Для участия в саммите были отобраны более 250 студентов из 78 университетов из числа выпускников «Сириуса», получателей и соискателей грантов Президента РФ, участников Реестра детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности. На площадке саммита ведущие российские университеты представили студентам свои магистерские программы, а высокотехнологичные компании – программы стажировок.
Комментарии