В 1999 г в одной из газет появилась заметка о тогда еще мало кому известном певце Николае Баскове. Было написано так: «Ему бы только пожелать удачи, все остальное имеется в достатке…». Прошел год, и о нем заговорила вся страна, газеты запестрели его фотографиями, телеканалы стали приглашать в эфир новую, невероятно быстро вспыхнувшую звезду. Пожалуй, далеко не все знают, что Николай Басков вырос в семье кадрового военного, и его воспоминания детства связаны с частыми переездами и бесконечными занятиями музыкой. Пятнадцать лет он провел на сцене, дебютировав в двенадцатилетнем возрасте в опере Моцарта «Волшебная флейта». Молодой, талантливый, уверенный в собственных силах, исключительно трудоспособный. У него действительно всего в достатке. Он заслуженный артист России, солист Государственного Академического Большого театра, в последние годы – ученик всемирно известной оперной примы Монтсеррат Кабалье. А еще не зря говорят, что Николай Басков очень приятный собеседник. И мы смогли убедиться в этом во время интервью с ним.
– Николай, расскажите, пожалуйста, о вашем «гарнизонном» детстве. Где вам довелось поскитаться вместе с отцом-офицером?
– Когда мне было два года, мой отец Виктор Владимирович, окончив Военную академию имени М.В. Фрунзе, увез нас с мамой в Германию, где проходил службу в течение пяти лет. Там мы трижды меняли место жительства – Дрезден, Кениксбрюк, Галле. Потом был город Кызыл (Республика Тува), далее Новосибирск.
В Германии отец был командиром батальона, позже – начальником штаба полка. Затем, когда служил в Сибирском военном округе, командовал полком. Он прошел путь от командира взвода до заместителя командира дивизии.
– Правда ли, что ваш отец пожертвовал генеральской карьерой ради завершения вашего образования?
– В 38 лет он окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Ему предложили хорошую должность, сама судьба сулила генеральские погоны, но для этого надо было уезжать из Москвы. Вот тогда и встал вопрос: либо отец жертвует генеральской карьерой, и ради продолжения моего образования семья остается в Москве, либо мы уезжаем. Конечно, теоретически был еще вариант – отец уезжает служить, а мы с мамой остаемся в столице. Но для нашей семьи он был неприемлем, о расставании не могло быть и речи.
– Говорят, и ваш дедушка тоже был военным…
– Да, мой дедушка – мамин отец – Николай Еременко, полковник, окончил Военно-политическую академию, прошел всю войну. Его многочисленные ордена и медали за боевые заслуги бережно хранятся в нашей семье.
– Как вам удавалось во время скитаний по гарнизонам, частых переездов развивать, совершенствовать исполнительское мастерство?
– С самого начала мне очень везло с педагогами. С пяти лет музыкой со мной начала заниматься мама, и с того времени учусь постоянно. Из Германии родители уехали в Кызыл. Я тогда учился во втором классе. Там же поступил в музыкальную школу, попав к хорошим педагогам.
В следующем году наша семья переехала в Новосибирск, где я сменил две общеобразовательные школы. В этом же городе произошло очень значимое событие: меня приняли в музыкальную школу при Новосибирской консерватории. Там была очень интересная система. У каждого ученика был не только педагог, но и специально прикрепленный студент – аспирант консерватории. Фактически нагрузка удваивалась. Сначала с тобой занимается аспирант, готовя тебя к занятию с педагогом, а потом непосредственно сам педагог. Это была замечательная музыкальная школа, о которой я вспоминаю с благодарностью. Вообще, пребывание в Новосибирске сыграло серьезную роль в моей жизни, оставив самые теплые воспоминания об этом городе. Кстати, именно на сцене Новосибирского оперного театра в 21 год я дебютировал в роли Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин».
Возвращаясь к детским годам, скажу, что после Новосибирска еще какое-то время проучился в Балашихе, а оканчивал общеобразовательную школу в Москве. Надо отметить, что частая смена школ пошла мне на пользу. Приходилось завоевывать авторитет не единожды, и я всегда стремился быть лидером в коллективе.
– Вы – самый молодой обладатель медали «За миротворческую и благотворительную деятельность», врученной вам российским Фондом мира за рекордное число концертов в госпиталях, воинских частях и детских домах. Намерены ли вы и в дальнейшем заниматься благотворительной деятельностью?
– Продолжаю заниматься ею и сейчас, прекращать ее не намерен.
– Оказывают ли вам государственную поддержку в этом благородном деле?
– Конечно. Администрация президента и мэрии городов активно помогают в организации благотворительных концертов. Без их помощи это было бы невозможно.
– Вы поддерживаете хорошие отношения с дважды Краснознаменным академическим ансамблем песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова. Во время юбилейного концерта ансамбля, посвященного его 75-летию, вы даже согласились выступить с ним на безвозмездной основе…
– Да, это так.
– …Но мало кто знает, что когда-то вы сами хотели испытать свои силы в этом музыкальном коллективе. Можно подробнее остановиться на этом фрагменте вашей биографии?
– В ансамбль на прослушивание меня привел отец, чтобы получить консультацию специалистов. После прослушивания поступило предложение петь в хоре. Оно было неожиданным и лестным, ведь мне тогда только исполнилось 17 лет. Но на тот момент я, уже занимаясь вокалом с частным педагогом, мечтал о сольной карьере, поэтому от предложения пришлось отказаться.
– Не планируете ли вы новые совместные выступления с этим коллективом?
– Все зависит от предложений с его стороны. А вообще, на моем творческом пути было немало совместных выступлений с военными ансамблями. Например, в 1996 году я ездил в турне по Испании с Ансамблем песни и пляски Московского военного округа, затем работал с симфоническим оркестром Министерства обороны Российской Федерации.
– Вы упомянули частного педагога. Расскажите, пожалуйста, об этом человеке.
– С шестнадцати лет я начал заниматься вокалом с народной артисткой Лилианой Шеховой. В моей жизни она сыграла неоценимо важную роль. Лилиана Сергеевна настоящий профессионал, и именно она «ставила» мне голос. Ей же принадлежат слова, в которые тогда было трудно поверить: «Коля, когда-нибудь люди будут слушать тебя и плакать…». Слова оказались пророческими. Я бесконечно благодарен ей не только за те знания, которые она мне дала, но и за то, что она поверила в меня.
– Вы стали профессиональным певцом. Какое у вас образование?
– Российская академия музыки имени Гнесиных, аспирантура Московской консерватории.
– Вас называют создателем нового жанра, основанного на синтезе классики и эстрады…
– Я действительно работаю в этом жанре, но меня нельзя назвать его создателем. Ведь он существует давно, многие зарубежные артисты работают в стиле кроссовер (на стыке классики и эстрады). У нас, к примеру, Лемешев тоже пел «Снегурочку» Пахмутовой.
– Какие произведения вы стремитесь в первую очередь исполнять во время зарубежных гастролей, когда, по сути, приходится представлять перед иностранными зрителями нашу страну?
– Исполняю лучшие произведения мировой и отечественной классической музыки. И, конечно, русские народные песни и романсы, ведь они так ярко раскрывают широту души народа.
– Есть ли в вашем репертуаре патриотические песни, произведения военных лет?
– Конечно, есть. Назову некоторые: «Русь великая», «Служить России», «Смуглянка», «Поклонимся великим тем годам».
– Сейчас много говорят о военной реформе. Какой, по-вашему, должна стать Российская армия: полностью перейти на службу по контракту или сохранить определенное количество призывников в своих рядах?
– Это очень сложный вопрос. Думаю, на него есть несколько точек зрения. Спросите об этом, например, у офицера, который радеет за то, чтобы армия была укомплектована специалистами, у матери, сердце которой болит за сына, и она приходит в ужас при мысли, что ее мальчика могут послать в «горячую точку», у парня призывного возраста, мечты которого, может быть, далеки от службы, а направлены, допустим, исключительно на дальнейшее образование. Вы получите три разных ответа, и каждый из них будет по-своему верен.
– Каким вы вообще видите будущее Российских Вооруженных Сил и нашей страны?
– Мне кажется, что именно профессионалы поднимут уровень нашей армии. Мне сложно обсуждать этот вопрос государственной важности, решать который, конечно, правительству нашей страны. Полагаю, что, говоря об армии, надо помнить: каждый должен заниматься своим делом, ведь в любой сфере специалисты – залог успеха. Образно говоря, когда балерина пытается клеить обои, не приходится удивляться, что получается криво.
А будущее я вижу светлым и радужным. Как поется в оптимистичной песенке моего детства: «Лучшее, конечно, впереди!».
Фотографии предоставлены Интернет-проектом Николая Баскова www.nbaskov.ru
Комментарии