search
Топ 10

Офицеров ждут в школах Но они идут в охранники…

В 744-й средней школе проходят методическую подготовку по Основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) более 20 учителей Войковского района Москвы. Там состоялся разговор нашего корреспондента о проблемах преподавания ОБЖ с Евгением Сазоновым. Он, в прошлом офицер-танкист, преподавал в одном из лучших военных вузов нашей страны – Московском высшем общевойсковом командном училище имени Верховного Совета СССР, педагог с 18-летним стажем, полковник запаса.

– Евгений Ильич, что, на ваш взгляд, должно быть основой школьной программы ОБЖ?
– Курс молодого бойца. Это ядро, стержень всей системы. В школе юношам просто необходимо пройти начальную военную подготовку, в жизни она всегда пригодится. Я преподаю ребятам уставы, тактику, основы медицинских знаний, прикладную физкультуру, навыки владения стрелковым оружием. Наши ученики могут с закрытыми глазами собрать и разобрать автомат и пулемет.
– Но ведь учебное оружие в свое время было изъято из школ?
– В нашем арсенале 5 пневматических ружей, действующие макеты автомата и пулемета, радиостанции, средства защиты, приборы химической и радиационной разведки, военное снаряжение, стенды и макеты по технике и вооружению, тактической подготовке и пр. Многое сделано руками ребят.
Первый заместитель главы управы нашего района Анатолий Тряпицин обещает помощь в приобретении технических средств обучения и комплектов индивидуальной защиты. И всю эту базу, а сюда надо добавить 2 школьных музея, военизированную полосу препятствий, стенды по армейской тематике, я использую и на семинарах с учителями ОБЖ района. К сожалению, основная масса педагогов в одиннадцати школах, двух техникумах и нескольких ПТУ – женщины.
– Почему к сожалению?
– Потому что идеальная кандидатура преподавателя ОБЖ – сравнительно молодые, с боевым опытом офицеры, уволенные в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил. Но они не идут в школу, так как не могут на зарплату учителя прокормить семью. Эти места занимают женщины, зачастую по совместительству, не знающие военной службы, не пользующиеся авторитетом у ребят.
– Но ведь ОБЖ – это не только начальные военные знания.
– Кроме основ военной службы я провожу занятия по основам медицинских знаний. Ребята (опять же из-за нашей бедности), из дома приносят бинты и простейшие медикаменты, на уроках учатся оказывать друг другу медицинскую помощь. То есть, обрабатывать порезы, раны, ушибы, переломы, эвакуировать раненых на спецносилках.
Несколько занятий проводим по безопасности на дорогах. Лекции читает Н. Ставицкий, он прекрасный методист, преподает курс ПДД (правил дородного движения – Прим. авт.) в морской школе. По карточкам-заданиям, отработанным в течение года, принимаем зачет.
Совместно с преподавателем физкультуры организуем занятия по прикладной физподготовке, в основном, для юношей. В лесопарке ребята бегают “школьный биатлон”. Это кросс по пересеченной местности со стрельбой из пневматических винтовок. Причем, ребята бегут с макетами автоматов и пятнадцатикилограммовыми рюкзаками. И делают они это с охотой и энтузиазмом.
– Неужели все так любят ваш предмет? Наверняка ведь есть и недоброжелатели…
– Да, есть. В том числе и среди работников вышестоящих инстанций. Например, проводим соревнование на “тропе разведчиков”. По согласованию с ребятами, на одном из ее элементов, где надо проползи через автомобильные покрышки, ставим сверху ведра с водой. Незадачливые “разведчики” обливаются водичкой, никто не обижается. А проверяющие нас дамы закатывают глаза: “Ах, какой ужас!”.
Но ведь это нормальное, я бы сказал, даже щадящее воспитание будущих мужчин. Ребята это понимают, хотят заниматься, проявляют любознательность и старание. А школу замучили проверяющие из органов образования и военкомата. Женщину – преподавателя ОБЖ, у которой вся учебная база – указка, проверять не будут. Вот что в связи с этим скажу: место учителя ОБЖ в школе – мое, офицера с 30-летним стажем. А, например, преподавать бальные танцы только потому, что не хватает учителей этих танцев, не согласился бы ни за какие деньги.
– Как надо решать проблему с преподавателями ОБЖ?
– По – государственному. Не отправлять офицеров запаса в охранники или на пасеку, а продвигать их в школы, в интернаты, в детские дома. Там они будут иметь авторитет и влияние на ребят. В противном случае перспектив у ОБЖ не вижу. Педагогов нет, материально-техническая база находится в зачаточном состоянии или ее нет вовсе… Если так пойдет и дальше, то уроки по ОБЖ потеряют смысл. Их уже сейчас во многих школах и дети, и педагоги считают пустым времяпрепровождением.
– Возрождаются лагерные сборы при воинских частях. Как они прошли у вас?
– Это не сборы, а экскурсии. Мы их проводим уже второй раз. Начальство считает, что они прошли прекрасно, а я думаю, что плохо. Объясню, почему.
Собрали детей и, не изучив оружия, повели на стрельбище. Показывают технику, а ребята не знают, что это: БМП, САУ или ЗПУ?
Сейчас больше практикуют “шоу”, это легче, чем кропотливое обучение молодежи. Десантники рубят кирпичи руками, бьют бутылки о голову – это зрелищно, но малоэффективно для ознакомления с реальной жизнью армии и обучения школьников. Очередная показуха, чем, кстати, продолжает страдать армия. Поэтому оставшиеся от посещения Таманской дивизии дни сборов занимаемся в школе стрелковой подготовкой, изучением оружия, полосой препятствий, медицинской подготовкой, ходим по музеям.
– Кстати, у вас в школе два музея. Как вы их используете?
– Я заведую обоими. Один посвящен 28-й гвардейской отдельной танковой бригаде, начавшей боевой путь у Скармановских высот под Волоколамском в 1941-м, а закончившей громить фашистов в Прибалтике. Совместно с советом ветеранов-танкистов отмечаем день рождения части 26 октября, годовщину битвы под Москвой 5-6 декабря, планируем мероприятия, посвященные 60-летию разгрома немцев под Сталинградом в ходе месячника оборонно-массовой работы с 23 января по 23 февраля 2003 года и, конечно, 9 Мая – День Победы. А второй музей посвящен нашему ученику, погибшему при выполнении интернационального долга в Афганистане.
– Видите ли вы плоды своих трудов?
– Если бы их не было, я ушел бы с преподавательской работы. По медико-санитарной подготовке мы заняли 3-е место в Москве, оставив далеко позади даже специализированные медицинские училища. В мае выиграли 1-е место в соревнованиях по военно-прикладным предметам.
Наши юноши хорошо служат после школы в армии, учатся в военных институтах. Уверен, что уроки мужества и ответственности для парней, а милосердия – для девушек, не пропадают даром.

Виктор Евдокимов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте