Армия и школа – что может быть общего между этими двумя институтами? Правильно, ничего, если только их не объединяет в своей биографии один человек, который, к примеру, будучи офицером запаса, пришел работать в школу. Так получилось у учителя истории и обществознания школы №325, преподавателя-организатора ОБЖ, методиста ИМЦ Фрунзенского района Санкт-Петербурга Сергея РУНОВИЧА. Окончив Таллинское высшее военно-политическое училище, он долгое время служил в одном из регионов России, а затем, уволившись из рядов Вооруженных сил, переехал в Беларусь и устроился преподавать ребятишкам историю и обществознание. В 2006 году педагог сменил место жительства, и в Петербурге также нашел себя в педагогической деятельности.
Как рассказывает Сергей Борисович, армия в его жизни была очень важным периодом. Начать хотя бы с того, что о ней он начал мечтать с 8‑го класса. Впрочем, почти все советские мальчишки видели себя либо в военной форме, либо в скафандре космонавта. Этот героический романтизм у большинства из них остался до сих пор, даже несмотря на возраст. Для них тот, кто выбирает профессию военного, априори защитник для всех без исключения.- Сергей Борисович, а все-таки с кем труднее работать: с солдатами или со школьниками? Легко ли было перестроиться?- Очень легко, хотя эти коллективы сильно отличаются. У солдата уже сформирована жизненная позиция, это практически взрослый человек, ведь Родина ему уже доверила оружие, а школьники, даже в старших классах, еще дети. У них только формируются взгляды, и здесь есть огромное поле для работы. В то же время именно воинская закалка послужила мне хорошим подспорьем в работе с детьми.Правда, нужно заметить, что в те годы, а я пришел в школу в «перестройку», было легче работать, чем сейчас, поскольку и взрослые, и дети были воспитаны в идеологии СССР. Им не нужно было объяснять многих вещей, касающихся патриотизма. Сегодня работа учителя очень сложна прежде всего потому, что параллельно с ним работает огромное информационное пространство, где часто навязываются чужие взгляды, чужое мнение, не всегда внятное и понятное. Может, поэтому у многих молодых людей полный беспорядок в голове относительно истории. К слову, в Беларуси это вопрос решили по-своему: там, например, создан отдельный курс по изучению истории Великой Отечественной войны в 10-11‑х классах. Это единый учебник с картами и схемами, прекрасно написанный и проиллюстрированный, поэтому белорусская молодежь знает практически все об этом периоде истории страны.Мне кажется, что тема Великой Отечественной войны в рамках изучения истории имеет особое воспитательное значение. Прежде всего потому что события тех лет еще живы в памяти детей войны, потому что российская земля хранит огромное количество свидетельств той войны, и, кроме того, эта тема сейчас активно поддерживается первыми лицами государства, что для воспитания молодежи чрезвычайно важно. Хотя ничто и никогда не перевесит в этом отношении роль семьи. То, как в ней относятся к прошлому, влияет на формирование личности молодого человека.Нужно уточнить, что беседа с Сергеем Борисовичем проходила в помещении школьного музея «Чтобы помнили…». Все, что здесь представлено, а это более тысячи экспонатов, является результатом коллективной работы объединенного поискового отряда «Обелиск-92», которым руководят Сергей Рунович и педагог дополнительного образования, учитель лицея №299 Светлана Сосновская. Помимо выставочного зала в музее есть диорама «Поле боя как памятник истории», а также воссоздан интерьер землянки, где все – от березовых бревен до керосинной лампы – подлинное. Не случайно музей школы №325 в 2013 году был отмечен на городском конкурсе школьных музеев.- Главная цель поисковой деятельности – это поиск останков наших военнослужащих, погибших в годы войны на территории Ленинградской области, – говорит Сергей Рунович. – Мы с ребятами, а также к нам присоединяются многие родители, выезжаем в основном в Кировский район, где шли ожесточенные бои и где работы для поисковиков еще как минимум лет на 50. Когда тает снег, а трава еще не поднялась, сразу становится видно, сколько там вырыто траншей и окопов.Конечно, находят ребята много, но самая главная и ценная находка – это смертный медальон. В эбонитовой капсуле хранилась записка с данными о солдате. К сожалению, эти медальоны были отменены, поскольку нужно было скрыть потери, поэтому такая находка – настоящее чудо. У нас есть несколько найденных медальонов. К примеру, медальон сержанта Кошкина Ивана Георгиевича 1910 года рождения из Москвы. Мы также нашли принадлежащие ему ложку, монетки, пуговицы и т. д. Однако родных Ивана Георгиевича мы не отыскали.Еще одна запомнившаяся находка – партийный билет. Его странички и фото сгнили, поэтому нельзя узнать, кому он принадлежал. В кармане у этого младшего командира еще лежал образок, который, видимо, провожая, ему вложила мама или бабушка.Работа поисковика непростая. Мы ведь все делаем сами: ставим палатки, разводим костер, готовим и т. д. Поэтому в отряд принимаются только мотивированные дети: нарушители дисциплины у нас не приживаются. Это в полном смысле слова коллективный труд. Причем содействие в поисковой работе нам оказывают и директор школы №325 Ольга Рогозина, и главный специалист Отдела образования Фрунзенского района Николай Головин, и директор ДДЮТ Фрунзенского района Ольга Федорова, без их поддержки те успехи в работе, которых мы достигли, были бы невозможны.- Сергей Борисович, как вы думаете, приобщение к истории через поисковую деятельность, работа музея могут повлиять на внутренний мир ребенка, целиком погруженного в виртуальное пространство?- В этом плане я оптимист. Мне кажется, что ситуация не настолько критическая. Вопреки мнению общества, наши дети замечательные. Они легко откликаются на важные и нужные акции. Например, и в нашей школе, и в районе активно подхватили инициативу «Бессмертный полк». Столько детей пришло с портретами в руках, причем многие знали, где воевал или погиб прадед. Наверное, просто нужно, чтобы родители не забывали о том, что прежде всего они являются примером для своего ребенка, и уделяли детям больше времени.Санкт-Петербург
Комментарии