Ровно 112 дней прошло с момента выхода номера «Учительской газеты», в котором я попросила вас, уважаемые читатели, помочь газете достойно встретить на своих страницах замечательный юбилей – 60-летие Великой Победы. Сегодня я говорю огромное спасибо всем, кто откликнулся на нашу просьбу. Письма и бандероли приходили каждый день. Для меня это были потрясающе яркие, счастливые дни! Я чувствовала, что у нас с вами одно сердце, что мы люди одной крови, чувствовала неразрывную, крепкую связь с читателями. Для журналиста это бесценно!
Мы и раньше обращались к своим читателям с просьбами помочь, но не всегда получали отклики. Почему же на сей раз это произошло? Одним только фактом славного юбилея не объяснить. Прошу прощения, но начну издалека.
Все мы помним то время, когда в школах страны были уничтожены детские общественные организации, я имею в виду прежде всего пионерскую и комсомольскую. Причина – политическая. Вскоре стал очевиден отрицательный эффект от этого факта, поскольку из школы ушел воспитательный момент вообще. Это одна сторона вопроса.
Вторая состоит вот в чем: значительно ослабла социальная ответственность родителей за воспитание детей. Наступило время, когда дети оказались вне сферы влияния и семьи, и школы, предоставлены самим себе. И как результат – угрожающе огромных размеров достигли в стране такие социальные явления, как наркомания, беспризорность, подростковая преступность.
Итак, школа потеряла рычаги влияния на своих воспитанников, а родителям либо некогда, либо они не умеют влиять. Подростки и молодежь вышли из-под контроля. И тогда на пустом, оставленном воспитателями месте стали появляться и расцветать всякого рода организации, имеющие отрицательное влияние на молодежь. Среди молодых людей усилились националистические, псевдопатриотические, шовинистические настроения.
Школа не могла этого не заметить. Одни стали возрождать пионерскую и комсомольскую организации. Другие понимали, что нужно создавать что-то иное, без намека на политическую окраску. Поэтому в школах стали возрождаться и создаваться школьные музеи – военно-патриотические, патриотические, исторические, краеведческие, экологические. Они берут на себя функцию воспитания патриотического, гражданского, нравственного.
Появляются новые формы воспитательной работы с детьми. В одной сельской коррекционной школе в Пермской области, например, создали общественную организацию «Юный хозяин земли» и через нее построили всю воспитательную работу с ребятами. В 148-й московской школе недавно родилось движение «Дети против терроризма». Думаю, что подобных примеров наберется очень много.
Эти и другие факты я почерпнула из той огромной почты, которая пришла в редакцию к 60-летию Победы. Юбилей стал толчком к всплеску патриотического воспитания в школе. Назрела необходимость в возрождении патриотического, гражданского и нравственного воспитания наших детей.
Этому будет посвящен отдельный номер «УГ», который выйдет 5 июля. На 24 полосах вы найдете конкретные примеры того, как возрождаются сегодня детские организации, патриотические клубы, школьные музеи. А их организаторы, настоящие энтузиасты своего дела, поделятся с вами опытом.
Комментарии