search
main
0

Одна на всех. В прокат России и Украины вышла картина об «общей» героине Великой Отечественной войны

Ей было всего 25 лет. Она была красавицей. Она лично застрелила 309 фашистских солдат и офицеров. Одного из самых результативных снайперов Второй мировой войны Людмилу Павличенко американские журналисты окрестили Леди Смерть. Они не представляли, что стоит за этим ужасным списком. Но именно эта девушка смогла приблизить конец самой чудовищной войны, убедив американцев, что второй фронт просто необходим. О том, каково быть женщиной на войне, и о том, как трудно там остаться человеком, рассказал вышедший накануне Дня Победы одновременно в России и на Украине фильм «Битва за Севастополь» режиссера Сергея Мокрицкого.

Так какой была Людмила Павличенко, одна из 800 тысяч девчат и женщин Советского Союза, пошедших воевать? В первом бою она никак не могла решиться выстрелить во врага (не мишень же – человек!), пока рядом с ней не погиб товарищ. «Он был прекрасным счастливым мальчиком, которого убили прямо на моих глазах. Теперь уже ничто не могло меня остановить», – вспоминала потом Людмила Михайловна. В этом создатели фильма были точны, как и во всем главном.На экране – девушка с характером, который проявляется даже в мирной, студенческой жизни. Неузнаваемо суровая в ленте, Юлия Пересильд играет закрытую, сильную, волевую натуру с мужским складом характера, со стальным стержнем внутри. Свое женское обаяние, как и мягкую славянскую красоту, героиня не осознает (стихия открытых чувств отдана в картине ее подруге Маше в исполнении очаровательно-живой Полины Пахомовой), но, возможно, именно этот контраст и притягивает к ней самых разных мужчин.В картине за Людмилой ухаживают аж четверо. К счастью, лента не превратилась в откровенную мелодраму, ибо что такое влюбленность в условиях войны? Редкие свидания, скупые слова и еще более скупые поцелуи. Мужчины помогают ей понять, что она женщина. Смерть – что она человек. Мокрицкий не побоялся показать, что война делает с людьми – после гибели своего командира, в которого Люда была влюблена, она срывается – пробует убивать не одним выстрелом, заставляет жертву мучиться. Она кричит новому напарнику: «Они не достойны легкой смерти!» – и он отвечает: «Дело не в них, а в тебе. Не надо жить ради мести. Если не найдешь, ради чего жить на войне, погибнешь». Людмила начинает жить ради новой любви – как и в реальной жизни Павличенко, ею стал снайпер Леонид Киценко (его роль, как всегда, убедительно сыграл несколько постаревший Евгений Цыганов), но и он погибает у нее на глазах.Тема покалеченной на войне психики – одна из важнейших в фильме. Пожалуй, самый сильный эпизод картины – чтение девочкой в госпитале жуткого по своей мощи стихотворения Константина Симонова «Убей!». Представьте невинного ребенка с темнеющими от ненависти глазами и срывающимся голосом, заклинающего бойцов: «Так убей фашиста, чтоб он, // А не ты на земле лежал, // Не в твоем дому чтобы стон, // А в его по мертвым стоял…»Своих 309 гитлеровцев – целый батальон! – Павличенко застрелила меньше чем за год, в основном под Одессой и во время 8-месячной годах осады Севастополя в 1941-1942 годах. Сама героиня и в жизни, и в фильме много раз оказывалась на краю смерти – после результативных выстрелов ее обстреливали из минометов, за ней охотились фашистские снайперы, она чудом осталась жива, хотя несколько раз была контужена и ранена. В тяжелом состоянии она была эвакуирована из Севастополя, который пал через две недели.Но уже через два месяца после ранения, в августе 1942-го, в составе советской делегации ее отправили… в Америку, на Международную студенческую ассамблею в Вашингтоне (Людмила формально все еще была студенткой Киевского госуниверситета). Она произвела большое впечатление на Элеонору Рузвельт, первую леди Америки, и та пригласила ее в турне по стране, где Павличенко смогла пропагандировать открытие второго фронта. Американцы, между прочим, не особенно понимали, зачем им эта «чужая» далекая война за океаном – они не горели желанием помочь коммунистическому режиму и лично «товарищу» Сталину. Нужно было сказать что-то такое, что заставит видеть в советских солдатах не военизированных монстров и марионеток режима, а страдающих людей и подлинных героев. Не дипломаты, а именно Людмила сумела найти такие слова.Вскоре после возвращения на родину девушке вручили Звезду Героя Советского Союза, на фронт ее уже не пустили, но фашистов продолжали бить ее многочисленные ученики, которых она как инструктор обучала в снайперской школе «Выстрел». А в 1957 году ответный визит Людмиле нанесла Элеонора Рузвельт, приехавшая в Москву. Все это время они переписывались.Такова настоящая история Людмилы Павличенко. Конечно, в ленте она воспроизведена не дословно. Больше всего жаль, что сценаристам и режиссеру показалось недостаточно интересным оставить свою героиню матерью-одиночкой (Павличенко она по первому мужу, за которого выскочила в 16 лет и с которым быстро рассталась). Конечно, незамужняя девушка куда привлекательнее как героиня любовной линии, но мне кажется, характер получился бы точнее и выразительнее, опиши создатели картины реальную жизнь Людмилы, которая трудилась на заводе, успевая при этом серьезно заниматься спортом, учиться в вечерней школе и университете и в одиночку воспитывать ребенка. Тот лишь факт, что она оставила 9-летнего сына и ушла на фронт, веря, что Родине сейчас важнее ее стрелковый талант, а не материнство, говорит о многом…Возможно, знатоки военного дела найдут и какие-то ляпы, касающиеся снайперского дела. Но все эти частности перекрывает благодарность съемочной команде «Битвы за Севастополь» за то, что вернула внукам и правнукам военного поколения имя поразительного человека. И особенно важно, что сделано это с искренней любовью и уважением к героине. Все персонажи получились живыми, не картонными – взять хотя бы Элеонору Рузвельт, чей несколько сентиментальный образ (первая леди США оказывается по факту самым человечным персонажем ленты) создала известная британская актриса Джоанн Блэкхем. Ну и самый, пожалуй, удивительный и радостный факт: фильм – совместная продукция России и Украины, задуманная еще до нынешних событий и мужественно отснятая интернациональной съемочной группой уже во время политического конфликта между нашими странами. На Украине ленту назвали точнее и поэтичнее: «Незламна» («Несломленная»). Хочется верить, что история украинки, воевавшей во имя общей победы, заставит зрителей обеих стран хотя бы на время забыть о политических разногласиях и почувствовать то, что нас объединяет….Знаете, как Людмила Павличенко убедила американцев стать союзниками СССР в войне? «Джентльмены, – сказала она многотысячной толпе в Чикаго. – Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?..»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте