Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Одна большая стройка. Молодому учителю 300 тысяч подъемных, предпринимателю – 1 миллион на открытие детского сада

Учительская газета, №49 от 3 декабря 2013. Читать номер
Автор:

За последние 15 лет Белгородская область не раз становилась регионом, опробовавшим различные новшества, которые положительно отразились не только на образовании, но и на всей социальной сфере. Одними из первых белгородцы реализовали программы предоставления доступного жилья учителям. Стали первым в ЦФО регионом, где детей на переменах между уроками начали поить бесплатным молоком. В школах Белгородчины – исконно русского края с традиционно сильной православной религией – задолго до введения курса религиозных культур и светской этики появились факультативы основ православной культуры. Эти и иные начинания получили развитие во многих регионах страны. Только ведь и сама Белгородская область не стоит на месте. Хотите узнать, что будет в России завтра, посмотрите, какие приоритеты расставляют здесь сегодня.Об этом мы беседуем с начальником Департамента образования, заместителем председателя правительства Белгородской области Игорем Шаповаловым.

– Игорь Васильевич, какие перемены произошли в белгородском образовании в этом году?- Нынешний учебный год – знаковый для образования нашего региона, правительством области принята Стратегия развития отрасли общего, дошкольного и дополнительного образования на период до 2020 года. Ее принятие определило вектор развития образования региона на среднесрочную перспективу. В стратегии заложен ряд приоритетов.В первую очередь это духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание. Второе – формирование здорового образа жизни. Третье – социализация ребенка, для чего он прежде всего должен получить общие представления о мире и овладеть иностранным языком на функциональном уровне. Одновременно мы понимаем, что эти направления не единственные, есть еще приоритеты. Это также профориентация с выходом на получение конкретных профессий, которые позволяют ребенку определить свой функционал в жизни.Важной вехой в дальнейшем развитии системы образования и в регионе, и на уровне всей страны является реализация нового Закона «Об образовании в РФ». Он позволил нормативно закрепить инновации, накопленные регионами в ходе реализации ПНП «Образование», комплексного проекта модернизации образования, модернизации региональных систем образования и других значимых проектов. Получили нормативную поддержку такие инновационные решения, как новые финансово-экономические механизмы, развитие сетевых форм образования, активное внедрение новых образовательных технологий. Уже несколько лет чувствовалась нехватка законодательной базы, позволяющей выйти из режима эксперимента в режим текущей деятельности. Закон «Об образовании в РФ» создал эти условия, но он только задал внешние законодательные рамки. Как действовать внутри этих рамок, должны решать регион, муниципалитеты и образовательные организации. Они должны выстраивать тактику и механизмы реализации новых ключевых направлений, заложенных законом. Поэтому самым главным нововведением этого учебного года мы считаем отработку механизмов реализации нового закона в конкретных организациях и муниципалитетах. – Что в этой ситуации требуется от руководителей образовательных организаций?- Правильно и разумно распорядиться свободой, заложенной в новом Законе «Об образовании в РФ». Предыдущий довольно жестко регламентировал многие параметры, новый дает больше свободы образовательным организациям. Больше полномочий приобретают родители и учащиеся. Закон позволяет им влиять на учебный процесс через формирование основной образовательной программы, через расширенные функции общественных советов при школах, куда они могут входить. У педагогов также появился особый статус, подразумевающий широкие социальные гарантии. Новым законом гарантирован уровень оплаты труда педагогам: отныне средняя зарплата учителей не может быть ниже средней зарплаты в регионе.- Какие изменения в ближайшие годы затронут школы региона?- Уже несколько лет в области активно развивается идея построения солидарного общества, одна из основ которого – доступное качественное образование не для всех, а для каждого. Еще совсем недавно благодаря идеям, заложенным в нацпроекте «Образование», мы создавали так называемые точки роста нового качества. У нас появились базовые школы, которые дают качественное образование. Но возникает вопрос: что же будет с остальными? Получилось, что мы посеяли глубокую дифференциацию между ними, и сегодня главная задача – нивелировать этот процесс. Это можно сделать двумя путями. Либо понизить качество в лучших школах, либо подтянуть качество образования в школах, которые отстают. Первый вариант, с понижением качества, нас не устраивает. Поэтому мы реализуем второй и активно поддерживаем школы с низкими образовательными результатами. В регионе разработана и реализуется программа поддержки школ, работающих в сложных социальных контекстах. Эта программа направлена на создание необходимых условий (финансовых, кадровых, материально-технических) для обеспечения качественного образования в таких школах.- Расскажите о привлечении в школы молодых учителей, какие условия вы предоставляете для них?- За последние три года доля молодых учителей в наших школах увеличилась на 2,5%. Вроде бы не так много. Но мы сейчас не только приостановили старение кадров, а потихоньку начинаем «омолаживаться». Три года назад средний возраст учителей в школах региона составлял 47 лет, а сегодня уже 46. Плюсы небольшие, но вселяют надежду.Сегодня заработная плата педагогических работников в среднем на 10% выше средней по региону. Есть случаи, когда молодые учителя при фиксированном окладе в 15 тысяч рублей еще 10 тысяч получают в рамках стимулирования.Белгородская область сегодня – это одна большая стройка, причем не столько многоэтажного, сколько индивидуального жилья. И для бюджетников у нас существуют достаточно льготные условия: выделение кредитов сроком до 15 лет под 5% годовых с выделением земли практически бесплатно. В регионе есть целевые гранты молодым учителям, желающим поехать работать в село. В прошлом году 9 человек получили по 300 тысяч рублей, в этом году таких педагогов 10. Дополнительно сами муниципалитеты выплачивают свои гранты. Два года назад таких муниципалитетов было 6, а в этом году уже 16: выплачивают от 20 до 100 тысяч рублей каждому педагогу.- Игорь Васильевич, а как вы решаете проблему очереди в детские сады?- Мы начали решать ее еще с 2008 года, приняли программу капитальных вложений: почти миллиард рублей ежегодно вкладываем в ремонт и строительство садов, создали дополнительно около 13 тысяч дошкольных мест.Наряду с этими традиционными мерами в регионе активно развиваются альтернативные, в том числе негосударственные, формы дошкольного образования. Большим стимулом для развития и легализации частного бизнеса в сфере дошкольного образования стало решение о финансовой поддержке частных детских садов и родителей детей, пользующихся их услугами. С 2011 года действует постановление правительства Белгородской области, в соответствии с которым осуществляется финансовая поддержка родителей, чьи дети посещают негосударственные детские сады. На сегодняшний день 1063 человека получают компенсацию части затрат на оплату услуг дошкольного образования у негосударственных поставщиков. И справедливо будет отметить, что размер денежных выплат вполне достойный. Так, например, родитель, ребенок которого посещает лицензированный частный детский сад в городе Белгороде, получает 6754 рубля ежемесячно, а пользующийся услугами присмотра и ухода у индивидуального предпринимателя – 3441 рубль. Причем компенсация затрат родителей на присмотр и уход – это дополнительная мера правительства Белгородской области по социальной поддержке семей, так как на федеральном уровне предусмотрено обязательство государства по финансированию только затрат на образование. И очень важно, что постановлением правительства области определено, что услуга по уходу и присмотру предполагает пребывание ребенка по месту ее оказания в течение полного дня, учитывая питание ребенка, прогулку и дневной сон. Это позволило активизировать развитие не групп кратковременного пребывания, а именно групп дневного пребывания детей и дало возможность многим родителям начать полноценную трудовую деятельность. Такая поддержка в последние два года дала нам рост на 73% количества детей, посещающих негосударственные дошкольные организации.Как я уже отметил, в регионе осуществляется финансовая поддержка не только потребителей этих услуг, но и тех, кто их организует и оказывает. Это субсидии индивидуальным предпринимателям и организациям на создание групп по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, предоставляемые в рамках региональной программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. За 2011-2012 годы 14 предпринимателей и организаций получили гранты по 300 тысяч рублей, 23 – субсидии по 600 тысяч рублей. В 2013 году эта работа продолжена, и 11 предпринимателей стали получателями субсидий в размере одного миллиона рублей.Активно реализуются мероприятия, направленные на кадровую и методическую поддержку негосударственного сектора дошкольного образования. Благодаря поиску и внедрению различных форм и механизмов обеспечения детей услугами дошкольного образования в 2013 году места в детских садах дополнительно получали около 4,5 тысяч детей.ЦифраСредняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений Белгородской области за сентябрь 2013 года составила 22255 рублей.Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – 18019 рублей.Белгородская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту