search
main
0

Один Высоцкий был, другой был Фарадей. Мастер-классы «золотой пятнашки»: правильные ответы на неправильные вопросы

Самое напряженное время на всероссийском финале конкурса «Учитель года» – это, конечно же, первый тур. Четыре очных задания – открытый урок, защита методического опыта, разговор по душам с детьми, импровизационная встреча с родителями, подготовиться к которой заранее невозможно, так как тему для беседы учителю объявляют тут же, со звонком – все это, конечно, испытания не для слабонервных. Нужны ли все эти этапы или от каких-то по прошествии времени можно уже смело отказаться, выявляют ли они лучших из лучших или превращают финал в мало что доказывающую, но при этом не на шутку выматывающую гонку с препятствиями, в игру случая – все это вопросы для отдельных серьезных разговоров, которые в недрах конкурса уже набирают силу. Пока же лишь констатируем факт: все 79 участников прошли через первый тур достойно, со стоическим спокойствием и невозмутимостью. Второй этап конкурса с годами внешне поменялся мало. 15 финалистов по-прежнему дают мастер-классы на сцене и участвуют в открытых дискуссиях по самым животрепещущим вопросам современной школы. Второй тур, конечно, более яркий и интригующий. Здесь все открыто и прозрачно. И публика, заполнившая в этом году зрительный зал подольского Дворца молодежи, могла оценить не только профессионализм участников, но и объективность Большого жюри под руководством ректора МГУ профессора Виктора Садовничего.

Учитель русского языка и литературы Онгудайской школы Республики Алтай Вера Попова решила на своем мастер-классе научить тому, что очень хорошо получается у нее и ее коллег из сети культуротворческих школ республики. В основу их деятельности положен «принцип расширяющейся ойкумены»: человек познает мир от родного порога. А также позиция диалога учебной и внеклассной работы. Фокус-группе Вера Михайловна предложила составить путеводитель по самым интересным местам нашей страны. Каждый участник мастер-класса – представитель того или иного региона России – должен был написать о достопримечательностях своего субъекта Федерации. Кирилл Демушов из Оренбургской области рассказал про Уральские горы. О загадках донских степей поведала Светлана Колесниченко из Ростовской области. Ольга Тутукова из Астраханской области представила Причерноморье. Айслу Лаажап живет в Республике Тыва, ее доклад был посвящен буддизму. Уникальными храмами Калужской области мы восхитились вместе с Ольгой Клестовой. Наконец, о легендарных брянских лесах рассказала Галина Волобуева. Вот такой живой путеводитель получился у конкурсантов. А Вера Попова подытожила: «Главное, чтобы ребенок осознавал – стоя под родным небом, ты находишься в огромной России».Филолог из Ростовской области Светлана Колесниченко начала свой мастер-класс с цитаты из Шекспира: «Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке». И предложила вместе всмотреться с реальность, которая нам выпала, а так же решить, прав ли Шекспир. Кусочком реальности во время мастер-класса стал отрывок из художественного фильма, в котором белокожий аристократ Филипп приучал к классическим ценностям темнокожего молодого человека Дрисса, вполне невежественного апологета современных ценностей. Что такое невежество? А что такое прагматичность? Прагматичность равна невежеству? Необычные вопросы задавала Светлана Владимировна залу… По мнению Ирины Филипповой, словесника гимназии №4 города Великого Новгорода, любую, даже самую хитрую, головоломку можно разгадать, задав всего три-четыре наводящих вопроса. Загвоздка лишь в том, чтобы научиться ставить правильные вопросы, чего наши дети в большинстве своем, увы, не умеют. Нехитрое, казалось бы, дело: прочитать небольшую новость из Интернета – в некоем городе решено установить «деревья» из пластиковых бутылок, которые не только украсят пейзаж, но и помогут очистить воздух от выхлопных газов –  и постараться выудить из нее максимум скрытого смысла, оказалось непростой задачей даже для взрослых. Тогда Ирина Анатольевна разбила импровизированный класс на три группы и каждой поручила придумать свои, специфические вопросы, связанные с дизайном, экологией и безопасностью, а заодно и возможные варианты ответов. Если одну большую проблему разъять на несколько маленьких, дело всегда пойдет веселее.О вопросах, ответах и критическом мышлении повел разговор и физик 49-й школы города Томска Сергей Колпаков. Он уверен: если бы у маленького Исаака Ньютона не было никаких сомнений, если бы, глядя на Луну, он не задумался однажды, отчего не падает она на землю, человечество еще долго не ведало бы ни о законе всемирного тяготения, ни о далекой планете Нептун, высчитанной им в уме. Красивое, необычайно артистичное выступление Сергея Николаевича было об одном: никогда не озвучивайте тему урока сами, не объясняйте новых понятий, в школе не место лекциям. Это территория поиска и загадок, предположений, одно из которых – нельзя недооценивать детскую интуицию – обязательно будет верным. Учитель – всего лишь дирижер, его обязанность сначала выслушать, а потом выстроить разрозненные партии в единый хор. Ученикам не нужны интерпретации интерпретаций, позвольте им изобрести свой собственный велосипед. Учитель начальных классов Наталья Вторушина из Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа посвятила свой мастер-класс открытым задачам. Но сначала показала, почему так важен именно этот тип задач. Она поинтересовалась у зала, от каких факторов, по мнению собравшихся, зависит успешность человека. И на каждый ответ (любимое дело, образование, уверенность в себе, поддержка семьи, здоровье, удача и так далее) следовало «но» Натальи Анатольевны, не всегда эти факторы работают, некоторые успешные люди без них обходятся. Что делает сама Наталья Вторушина, чтобы ее ученики были успешны? Вы правильно догадались – дает им открытые задачи. Зрителей мастер-класса салехардский педагог сначала научила различать открытые и традиционные задачи. Главное отличие – открытая задача не имеет четкого условия, единственного правильного решения, позволяет детям мыслить творчески. Требования к условию открытой учебной задачи: достаточность условия, корректность вопроса, наличие противоречия. Затем учиться решать открытые задачи. Алгоритм такой: нужно предложить варианты (у детей их бывает не один десяток), затем внимательно их рассмотреть, одни доведут нас до верного ответа, другие придется вывести в область сомнения. «Вся наша жизнь – сплошная открытая задача. Ведите детей в открытое образование!» – завершила Наталья Вторушина свое выступление.На свой мастер-класс «Читаю. Думаю. Говорю» Юлия Семенова, учитель английского языка из Свердловской области, пригласила преподавателей английского и русского языков. На вопрос «Для чего мы изучаем английский язык?» коллеги ответили: чтобы получить аттестат, сдать ЕГЭ, общаться… А Юлия Леонидовна добавила: «Английский язык нужно знать, чтобы отстаивать позицию России в международном сообществе, рассказывать о России и гордиться ею». Двум группам участников мастер-класса Юлия Семенова раздала тексты и предложила выделить главную идею. Коллеги должны были показать, как выглядит на практике методика, которую «англичанка» из Екатеринбурга использует на уроке. Здесь есть и диалог культур, и обучение работе с текстом. Ученики сравнивают традиции двух стран – России и какого-нибудь англоязычного государства – и приходят к выводу, что нашей стране тоже есть чем гордиться. И вновь урок английского языка. На футбольный матч в Лондон приглашает публику Елена Тарас  из белоярской школы №1 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Футбол, впрочем, лишь повод поговорить о том, для чего нам вообще нужен иностранный язык. Странный вопрос, конечно, чтобы говорить, быть услышанным и, главное, понятым.  В веселом и красочном мастер-классе  Елены Николаевны  сокрыта детальная схема проектной работы, которой в рамках даже одного урока может воспользоваться любой предметник, необязательно «иностранец». Любовь Савельева из 21-й школы города Ульяновска пригласила на свой мастер-класс тех коллег, кто до этого никогда английский не учил. Ее задача – доказать, что всего за двадцать минут любой из нас способен запомнить ровно столько новых слов и конструкций, чтобы задать интересующие его вопросы и получить ответы от носителя языка. Тему для новичков Любовь Александровна выбрала не самую простую – система школьных оценок в Великобритании и США. Но «класс» справился: разучив несколько стандартных конструкций, по скайпу связались с Америкой, где на вопросы русских коллег четко и внятно ответил молодой и улыбчивый Джейсон.- Единственный способ научить детей иностранному языку – ежедневно создавать для них ситуацию реального общения, когда они будут вынуждены пускать в ход весь свой словарный запас, – считает «англичанка» из Ульяновска. – Современные средства связи (скайп и Интернет) предоставляют современному педагогу такую возможность.  На сцене учитель физической культуры Валерий Махов из Белгородской области. Он в костюме и при галстуке, в руках гитара. А где же спортивная форма, где мячи, свисток в зубах, в общем, все атрибуты физкультурника? «Для меня физическая культура – это именно культура, которая входит в нашу жизнь через элементы спорта», – объясняет Валерий Игоревич. Еще один посыл: «Важная часть работы – развитие творчества у детей.  Чем творчества больше, тем лучше ребенок усваивает информацию». И третий: «Творческого ребенка может воспитать только творческий учитель». Творчеством Валерий Махов предложил заняться прямо во время мастер-класса, а именно написать туристскую песню. Первый шаг творческого процесса – знакомство с уже имеющимися примерами данного жанра. Прежде чем написать свою песню, нужно научиться понимать чужие. Авторы – Высоцкий, Визбор, Митяев… Валерий Игоревич исполнил несколько фрагментов. Перешли к следующему этапу. Участники мастер-класса учились распутывать веревки, в итоге успешно прошли посвящение в туристы, теперь они смогут без труда понимать содержание туристских песен. Наконец перешли к сочинению шедевра. Ассоциации, рифмы, ключевые слова – «я чувствую», «запах костра», «запах зеленой листвы», «теплое солнце», «плечо друга». Выбрали музыкальное сопровождение из предложенного Валерием Маховым марша, шуточного темпа, лиричной мелодии… Осталось творческое исполнение песни, что участники мастер-класса и проделали с удовольствием.По воле жребия следующий мастер-класс опять давал учитель физической культуры. Физкультурник из Вологды Дмитрий Коленецкий не совсем привычный представитель своего предмета. Нет, на его уроках дети бегают и прыгают, занимаются волейболом и баскетболом, тут все как у всех. Но для Дмитрия Николаевича принципиально важно, чтобы ребята понимали, для чего они это делают, осознали важность движения. На занятиях происходит объединение тела и духа. Как это выглядит практически, стало понятно во время мастер-класса. Его участники попробовали не просто делать упражнения, но думать о каждом движении, слышать и анализировать задания преподавателя. Это оказалось совсем нелегко. Педагоги идут по кругу, словно они в настоящем спортивном зале. Дмитрий Николаевич просит их на один свисток сделать на ходу одно движение, на два свистка – другое, на три – третье. Следующее упражнение: учитель бросает ученику мяч, тот не может его поймать. Учитель предлагает ученику представить, что он… кот! Теперь упражнение удается, потому что ученик потянулся за мячом ловко, как животное… Учитель смотрится в зеркало – таинственное начало мастер-класса. Историка из Самары Владимира Кильдюшкина манят зеркала. Возможно, он, как японцы, верит, что в них заключена часть души людей, которые в эти зеркала смотрятся… В маленьком зеркале Владимир Михайлович увидел себя, в большом сумел разглядеть зал и свою фокус-группу. Что ж, во время мастер-класса его участникам было предложено увидеть в зеркале ни много ни мало… историю! Что можно назвать зеркалом истории? Конечно, исторический документ. Изучив различные исторические документы, коллеги Владимира Кильдюшкина смогли сформулировать свое отношение к крестьянской реформе, о которой в них и шла речь, и кто-то изменил свое отношение к этому событию, поняв, что это не такое уж прямое благо, как могло показаться на первый взгляд. Задача историка, уверен Владимир Михайлович, – дать как можно больше сведений о каком-либо событии, явлении. А миссия учителя истории – сформировать понимание: мы сегодняшние – порождение предыдущих эпох. И в свою очередь мы, люди, живущие сегодня на земле, определяем будущее, от нас зависит, какими будут граждане завтрашнего дня. Это ответственно…На первый взгляд, мастер-класс дагестанского историка Ахбердило Ахбердилова из Тидибской школы Шамильского района был начисто лишен каких-то методических и технологических новаций. Ничего новомодного или сверхактуального, всего лишь простой разговор о справедливости. Ни об успешности, ни о креативности, ни о победе любой ценой или формальной толерантности, но об обыденных на первый взгляд человеческих вещах, которые в наши дни живут отчего-то лишь в виде антикварных лозунгов. Место Ахбердило Абдулаевича в пятерке суперфиналистов – поклон всем учителям крошечных, далеких от столичного центра школ, которые пытаются сохранить в своих детях заложенную в каждого подсознательную человечность, удержать страну на пороге социального взрыва и необратимых катастроф.   Сегодня информационные технологии занимают все больше места в нашей жизни. «У нас остается не так много дел, которые мы можем сделать самостоятельно! – заявил на старте своего мастер-класса информатик из Тюмени Дмитрий Новиков. – Только чтение…» И он дал участникам мастер-класса, которые вышли на сцену, текст, предложил прочитать его, убрать все лишнее. С задачей справились. Самое время задуматься: «Что в человеке позволяет мыслить, контролировать поведение, говорить?» – «Разум, сознание». Следующее задание. На «умной доске» нарисован круг, надо вписать в него слова, которые наиболее точно отражают суть сознания, качества человека сознательного. Это  осмысление, креативность, наблюдательность… А еще мы можем понять, как человек мыслит, по его эмоциям, поведению, жестам, мимике. Специалисты по ИТ уже научились моделировать многие качества человека разумного – кожу, речь, мимику.  Дмитрий Новиков предложил своим коллегам придумать вопросы, позволяющие определить, человек перед нами или робот. Пока те думали, Дмитрий пытался выяснить у зала, что же сегодня доступно лишь человеку. Познание, любовь! И вот вопросы от фокус-группы. «Чем отличается самостоянье от самостоятельности?» И такой: «Вы почувствовали прощальный поцелуй осени?» Дмитрий отреагировал вполне по-человечески: «Я так хочу поцеловать тебя в ответ».Информатик Алексей Лисин из барнаульского лицея №124 один из самых юных участников всероссийского финала. В школе он всего три года. О том, сколь поразил и обрадовал его выход в финал конкурса, сама за себя говорила выбранная им тема мастер-класса – «Возможно все?». Алексей Анатольевич представил довольно популярный и хорошо изученный метод мозгового штурма в действии. Согласно результатам опроса, проведенного на сайте «УГ», почти 21 процент учителей отбирают у детей мобильные телефоны на время урока. Информатик школы №29 из деревни Беляниново Мытищинского района Андрей Сиденко на своем мастер-классе попытался показать, как из злобного нарушителя порядка превратить телефон в серьезный учебный инструмент. Для начала он отправил своего коллегу, московского физкультурника Юрия Шендановина, бегать кросс вокруг подольского Дворца молодежи. По возвращении Юрия Сергеевича из забега изъял у него смартфон и вывел на экран график, на котором было видно, с какой скоростью и по какому маршруту передвигался молодой человек и сколько калорий истратил за это время. О чем это говорит? Телефон – отличный помощник для родителей, волнующихся за безопасность и здоровье своего чада. Андрей Григорьевич показал, как при помощи телефона можно составлять и тут же решать задачи по геометрии: чтобы измерить высоту Останкинской телебашни, нужна, оказывается, всего лишь ее фотография. А из картинок, хранящихся на карте памяти, можно быстренько сделать любую познавательную презентацию.  В наш век скоростей и тотального дефицита времени без таких невинных хитростей учителю уже не обойтись. Если, конечно, он хочет говорить со своими детьми на одном языке.   О том, как проходила «Открытая дискуссия», финальное испытание второго тура, читайте на нашем сайте www.ug.ru. Победители всероссийского финала конкурса «Учитель года-2013»АХБЕРДИЛОВ Ахбердило Абдулаевич, Тидибская средняя школа Шамильского района Республики Дагестан, учитель истории.КИЛЬДЮШКИН Владимир Михайлович, средняя школа №121 городского округа Самара, учитель истории и обществознания, заместитель директора школы по воспитательной работе.КОЛЕСНИЧЕНКО Светлана Владимировна, средняя школа №9 города Гуково Ростовской области, учитель русского языка и литературы.КОЛПАКОВ Сергей Николаевич, средняя школ №49 города Томска, учитель физики.СИДЕНКО Андрей Григорьевич, средняя школа №29 деревни Беляниново Мытищинского района Московской области, учитель информатики.Оксана РОДИОНОВА, Анна ХРУСТАЛЕВА, Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте