Практически на любом совещании, когда речь заходит о проблемах образования, мы снова и снова как одну из наиболее злободневных вспоминаем проблему омоложения педагогических кадров. Как же обстоят дела в образовательном сообществе Удмуртии?
Сухие цифры статистики говорят о том, что доля молодых специалистов в образовательных учреждениях республики составляет не более 5% от общего числа педагогов. При этом каждый год около трети выпускников вузов и педколледжей, пришедших в школы и детские сады, не проработав и двух лет, покидают стены учебных заведений. Именно в силу этого все последние годы идет не омоложение, а, наоборот, старение педагогического корпуса. И тенденция эта имеет не региональный характер, это проблема общероссийская.Интересно, что всем известна и причина этого малоприятного явления: низкий социальный статус как работающего педагога, так и пенсионера – бывшего учителя. Но, несмотря на то, что причина лежит на поверхности, решать проблему государство не спешит.Одним из направлений деятельности нашего профсоюза является работа с молодежью. И если с учащейся молодежью, а это студенты профессиональных учебных заведений, работать проще, хотя бы в силу того, что они объединены в достаточно большие коллективы, то проблемы работающих молодых специалистов теряются в общей массе проблем, поскольку их всего-то по одному – два человека в каждом учебном заведении.Поэтому идея объединения педагогической молодежи давно витала в воздухе. Толчком к ее реализации послужила встреча молодых педагогов Приволжского федерального округа, организованная прошлым летом Марийской республиканской организацией профсоюза образования. От Удмуртии на эту встречу поехала группа энтузиастов, которые, вернувшись из Марий Эл, решили, что пора объединяться и нам. В этом смысле чудесным образом совпали устремления самих ребят и профсоюза.Именно эта группа энтузиастов – шесть преподавателей и воспитателей из разных районов Удмуртии – взяла на себя труд по организации республиканского форума молодых педагогов. Ну и, конечно же, основным организатором и финансовым спонсором выступил республиканский комитет Профсоюза работников народного образования и науки.Далее мне хочется предоставить слово одному из участников форума – преподавателю гимназии №56 Ижевска Александре Шудеговой, но прежде выскажу свое мнение о состоявшемся мероприятии.На мой взгляд, на форуме был заложен один из первых камней в фундамент организации, призванной решать очень серьезные задачи, стоящие перед нашей школой. И одним из наиболее привлекательных моментов в работе форума, в выступлениях его участников было то, что в качестве основных задач практически все они видят задачи творческого роста, развития системы образования.Мы в свою очередь видим нашу дальнейшую задачу и задачу государства в поддержке инициативы молодых.Владимир ВЕКШИН, председатель Удмуртской республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФВ Удмуртии, в одном из оздоровительных лагерей, прошел первый республиканский форум молодых педагогов. Его инициаторами выступили учителя и воспитатели, побывавшие минувшим летом в Марий Эл, в центре «Таир» республиканской организации профсоюза, где состоялась встреча молодых педагогов Приволжского федерального округа. Вернувшись домой, группа энтузиастов решила подхватить начинание. Организационную и финансовую поддержку форуму оказал Удмуртский реском Профсоюза работников народного образования и науки РФ.Пятьдесят участников форума собрались в назначенный час, сели в автобус и отправились за город, чтобы там, на свежем воздухе разобраться, зачем же «все мы здесь сегодня собрались». Пока автобус мчал нас к месту назначения, можно было погрузиться в размышления. Например, порадоваться, что молодые педагоги в образовании есть. И если верить списку участников, среди них не только учителя-предметники и педагоги дополнительного образования, но и воспитатели, методисты, психологи, заместители директоров, преподаватели вузов. И у каждого, конечно, своя история появления на этом форуме, небольшой, но свой профессиональный опыт. Странно, но есть ощущение причастности к чему-то большому и уникальному. Рядом 49 молодых и увлеченных своей профессией молодых людей, большинство из которых приехало из сельской местности. Что их побудило прийти в образование и сейчас оказаться здесь?..Вот мы и на месте. Время отдышаться, привести себя в порядок, завязать первые знакомства. Ведущие форума (такие же молодые, как и участники) сделали все, чтобы создать сплоченные творческие команды из незнакомых до этого людей: «Молодые педагоги, вас так мало в нашем образовании, давайте дружить и почувствуем, что мы можем быть силой». Так начался первый этап форума, который назвали «детский». Всех участников поделили на группы и отправили заниматься командообразованием. Мы шумели, бегали, ползали, падали, общались… сдружились. Ну совсем, как дети. В командах предстояло работать в дальнейшем.Незаметно добрались до следующего пункта программы – открытия форума. На сцене – молодые и талантливые; у микрофонов с приветствиями и напутствиями – заслуженные и опытные. Презентации, фильмы, музыкальные номера. И плавно вступаем в «студенческий» этап.Если верить программе форума, впереди ждут лекции специалистов разных областей. Да, мы готовы записывать, но, к счастью, лекции больше напоминают доверительные беседы старших с младшими. Перед нами выступили председатель Удмуртской республиканской организации профсоюза образования Владимир Векшин, министр Удмуртской Республики по делам молодежи Владимир Соловьев, заместитель министра образования и науки УР Виктор Чучков, члены их команд. Говорили о молодежной политике, о жилье для молодых, о работе с родителями и детьми, о наставничестве в школе, о деятельности профсоюза. Молодые педагоги многое слышали впервые, что-то записывали, уточняли, просили повторить, разъяснить.Мы получили информацию и знаем, к кому и куда обратиться за поддержкой, когда вернемся в наши образовательные учреждения. Мы «повзрослели» и готовы к ключевому событию форума – «круглому столу». «Все мы здесь сегодня собрались», чтобы обсудить идею создания Союза молодых педагогов Удмуртии. Тема объединения молодых специалистов не нова, но актуальна. И кое-что в этом направлении, оказывается, уже сделано в других регионах страны.Образование заинтересовано в молодых кадрах, в этом его будущее. И от того, какую позицию выберут молодые специалисты, активную гражданскую или пассивную потребительскую, зависит успешность образовательной сферы. Но один в поле не воин. Мы так и будем барахтаться в профессиональных проблемах и житейских невзгодах, а не плыть или хотя бы держаться на плаву, пока не объединимся. Что могут, умеют, знают 3-5 молодых специалиста отдельного образовательного учреждения? А если их уже 50-100 и более по всей республике? Они могут обмениваться опытом, информацией, найти друг у друга поддержку и сообща – решение проблемы… Единогласно решили, что новому союзу быть – Союзу молодых педагогов Удмуртии.Во второй день форума творческие группы представили проекты, над которыми урывками трудились в течение предыдущего дня. Сформировать личный алгоритм достижения успеха в профессиональной деятельности – общая цель всех проектов. И, как выяснилось, участники четко представляют свои шаги к успеху в совместной работе с администрацией школы, коллегами, родителями и детьми. Так вот они какие, молодые педагоги, будущее нашего образования! Со своим мнением, собственным опытом, творческой жилкой.А у ворот уже ждет автобус. Поспешные прощания, объятия, фото на память. Обязательно созвонимся, спишемся, увидимся! На обратном пути уже никто не размышляет, всем все ясно. Мы просто поем хором под гитару. Мы сделали самое трудное – первый шаг. Значит, будет второй, третий, десятый. До новых встреч!Александра ШУДЕГОВА, педагог дополнительного образования гимназии №56 Ижевска, участник форума
Комментарии