Я стал учителем в девятнадцать лет, будучи студентом Санкт-Петербургского государственного университета. Считаю, что в этом есть определенная закономерность. Еще со школьных времен мне нравилось учить ребят помладше. Однако серьезного намерения посвящать себя педагогике не было. Меня больше интересовали компьютерные технологии, и на тот момент уже больше года я работал программистом.
В школу я просто пришел попробовать себя, но затянуло, и остался. Если говорить о трудностях, то их на старте практически не было, потому что и директор, и коллеги меня всячески поддерживали.
Забавный нюанс заключался лишь в том, что мне дали сразу десятый класс, так что разница в возрасте с учениками составляла всего три года. Тем не менее выпуск получился очень удачный.
На первых порах было не всегда легко преодолеть возрастной барьер с родителями и другими учителями, но я их прекрасно могу понять: 40‑летнему состоявшемуся человеку нелегко воспринимать всерьез 20‑летнего учителя.
Эта проблема, как и другие, вылечилась временем и результатами моих детей. Через несколько лет доказывать никому и ничего уже не приходилось.
Уже на третий год работы в школе я начал участвовать в профессиональных конкурсах. Выиграл все конкурсы для молодых учителей (районный, затем городской и, наконец, всероссийский – «Педагогический дебют»), после чего почти 10 лет ни в чем не участвовал, а сосредоточился на работе.
Вообще конкурсы и олимпиады для учителей – это очень хорошая идея, ведь одна из издержек нашей профессии состоит в том, что многие учителя, рассказывая из года в год одно и то же, начинают выпадать из тонуса, зацикливаться на том, что уже знают.
Как следствие, нередко дети решают задачи даже лучше своих учителей не потому, что те слабее, а просто потому, что давно не практикуются.
В этом году я узнал про новый командный конкурс «Учитель будущего» и решил попробовать, тем более что я работаю в школе со своим папой Игорем Павловичем Вольфсоном, и такую возможность упускать не хотелось.
Помимо прочего я самому себе давно все доказал насчет себя как единоличного игрока, но работа в команде всегда была моим слабым местом. И это одна из причин, почему я все-таки принял данный вызов. Участие в конкурсе «Учитель будущего» принесло заряд энергии для работы, я познакомился с новыми интересными коллегами, а также научился в нужный момент «задвигать» себя на второй план в интересах команды.
В очередной раз выяснилось, что один в поле совершенно не воин, и только грамотное распределение обязанностей внутри команды поможет выдать лучший результат. Особенно это было заметно на обсуждении кейсов и в рамках дебатов, где наша команда за счет четкого внутреннего распределения ролей быстро и качественно отвечала на все вопросы.
Я очень рад, что работаю в одной школе с папой, тем более что мы ведем один и тот же предмет. Это позволяет нам делиться планами, критиковать друг друга, комментировать уроки друг друга, вместе решать возникающие проблемы, да и просто чаще общаться!
Кстати, интересно, что обычно дети идут по стопам родителей, а в нашем случае все случилось наоборот. Отцу понравилось то, что сын делал в школе, и он тоже решил попробовать. С тех пор мы нередко соревновались с ним на конкурсах для учителей математики, но конкурс «Учитель будущего» позволил нам сыграть вместе. И это был замечательный опыт!
Георгий ВОЛЬФСОН, учитель математики физико-математического лицея №366, Санкт-Петербург
Комментарии