search
main
0

Один на шестьдесят шесть. В Ставропольском крае улучшили общероссийские показатели

На Ставрополье компьютер расценивается как показатель уровня жизни, достатка в семье, проявление и свидетельство принятия людьми социокультурных стандартов современной эпохи, что, безусловно, имеет образовательное значение и как результат саморазвития, и как база развития образования. Параллельно с этим идет плановое, инициируемое органами управления образованием насыщение образовательной среды цифровыми информационными ресурсами и средствами коммуникации, а также закладываются стандарты использования новой информационной техники в учебно-воспитательном процессе и нормы компетентного использования цифровых образовательных ресурсов.

Информатизация образования, проводимая в крае, – планомерный процесс. На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях края имеется 4677 компьютеров, в учреждениях начального и среднего профессионального образования – 872 компьютера, в учреждениях дополнительного образования – 178 компьютеров, в дошкольных образовательных учреждениях – 55 компьютеров. Сейчас в крае соотношение числа учащихся на один компьютер составляет 66 человек, что гораздо выше аналогичного общероссийского показателя. На условиях софинансирования с Министерством образования и науки Российской федерации в школы края в ближайшее время поступит компьютерной техники на 15 миллионов рублей.

В Министерстве образования края понимают, что информатизация изменяет содержание, условия и формы взаимодействия участников и организаторов педагогического процесса. Поэтому входят в обиход и становятся привычными такие понятия, как «телеработа», «дистанционный сотрудник», «виртуальная организация», отражающие процесс замены физического и интеллектуального труда человека на труд техники. Информатизация образования – это не только наполнение учреждений соответствующими образовательными ресурсами. Стратегия развития системы образования Ставропольского края в этом направлении осуществляется через комплекс проектов и мероприятий, связанных с управлением в системе образования, с организацией учебного процесса и с обеспечением возможностей равного диалога его участников. При планировании, осуществлении информатизации образования, при оценке хода и результатов этого процесса учитываются показатели, характеризующие развитие информационной культуры, пользовательских навыков всех участников образовательного процесса, а также открытие для них новых источников информации и возможность участвовать в информационном обмене.

В связи с компьютеризацией образовательных учреждений стала актуальной проблема обучения информационным технологиям руководителей и учителей сельских общеобразовательных учреждений, руководителей и методистов районных отделов образования. Откликом на эти проблемы стало создание в крае:

Ставропольского регионального центра интернет-образования на базе Ставропольского государственного университета.

Регионального центра дистанционного образования на базе Ставропольского института повышения квалификации работников образования.

Учебно-консультационных центров на базе городских и сельских общеобразовательных учреждений края.

Кроме того, с 2002 года в Ставропольском институте повышения квалификации работников образования были открыты компьютерные классы, обеспечивающие курсовую подготовку педагогов по программам дистанционного обучения и учебный блок информационных технологий в образовании, интегрированный в курсы повышения квалификации учителей информатики, других учителей-предметников и руководителей образовательных учреждений.

К настоящему времени в Ставропольском крае прошли обучение на курсах информационно-компьютерных технологий более пяти тысяч учителей из 30 тысяч и 50% руководителей учреждений и органов управления образованием. При направлении учителей на курсы учитываются профессиональные качества педагогов. Направляются прежде всего учителя, пользующиеся авторитетом в своих образовательных учреждениях, стремящиеся к использованию компьютерных технологий в учебном процессе, которые потом учат на местах своих коллег. Показателен интерес, настойчивость методических кабинетов районов и городов края к тому, чтобы направить своих представителей на курсы ИКТ. Наибольшую активность проявляют сельские учителя, директора школ и педагоги из отдаленных городов края.

Ориентированность на развитие компетентности учителей и руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием в профессиональном использовании компьютерной техники, цифровых учебных ресурсов позволила Министерству образования края еще два года назад инициировать работу по реализации в 2005-2007 годах в Ставропольском крае проекта Министерства образования и науки Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка) «Информатизация системы образования». В соответствии с соглашением, подписанным в июне 2003 года, и постановлением Правительства России (октябрь 2004 года) Ставропольский край вошел в семерку регионов Российской Федерации, где за счет средств МБРР, региональных бюджетных ассигнований и муниципальных ресурсов участники педагогического процесса получат возможность активного использования современных цифровых ресурсов. Здесь будет накоплен опыт обеспечения широкого участия основных целевых групп проекта (педагогов и учащихся) в коммуникационных процессах с использованием компьютерных технологий.

Массированная информатизация 19 городских и сельских общеобразовательных учреждений края и одного из профессиональных лицеев, в которых ранее были организованы учебно-консультационные центры, путем создания на их базе межшкольных методических центров продолжает плановую работу Министерства образования по совершенствованию педагогического процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края.

Каждый из межшкольных методических центров будет обеспечивать своими ресурсами информатизацию двух районов края или школ одного города. Здесь будет вестись экспериментальная и внедренческая работа по использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении и воспитании, управлении образованием. Часть межшкольных ресурсных центров возьмет на себя функции информационных центров инновационного движения по одному из направлений развития отрасли.

В процессе осуществления комплексного проекта информатизации системы образования на основе системы межшкольных методических центров в Ставропольском крае будут последовательно вовлечены более 3200 управленцев разного уровня, не менее 30 000 методистов и педагогов-практиков, 400 000 учащихся учреждений общего и начального профессионального образования. Край окажется в ситуации, когда потребности учителей края в ИКТ будут обеспечены и начнет развиваться реальная конкуренция образовательных учреждений, способных обеспечить базовый курс и поиски возможностей по реализации информационных потребностей работников образования, непосредственно связанных с учебным процессом и управлением в сфере образования.

Главной целью информатизации образования Ставропольского края является предоставление участникам педагогического процесса новых реальных возможностей реализации прав на выбор источников, условий и форм образования в специально создаваемой для этого информационной среде. Поэтому министерство образования края осуществляет координацию развития сети сайтов учреждений образования, так как она обеспечивает раскрытие новых возможностей для проявления инициативы, свободы в образовании, для согласования позиций и организации совместного действия. С 2003 года действуют сайты Министерства образования Ставропольского края, Ставропольского краевого института повышения квалификации, Ставропольского регионального центра дистанционного образования, Регионального информационного центра учебного книгоиздательства. В 2004 году был проведен Первый краевой конкурс сайтов образовательных учреждений, в котором были представлены работы в трех номинациях: «сайт школы», «сайт ученика» и «сайт учителя». В этом же году сайт гимназии №10 ЛИК г. Невинномысска занял второе место во Всероссийском конкурсе «Лучшая сетевая учебная программа, дистанционный курс по толерантности», в котором приняли участие 220 проектов из 14 регионов России. В стадии разработки находятся сайты районных и городских органов управления образованием и образовательных учреждений. В 2005 году предполагается создать сайты сетевых объединений краевых экспериментальных площадок и межшкольных методических центров.

Кроме того, на протяжении последних двух лет в крае проводится региональная олимпиада по программированию среди учащихся 9, 10, 11-х классов, победители которой принимают участие в ежегодной Молодежной неделе информатики и программирования, проходящей в Санкт-Петербурге. В 2004 году к ним присоединились учащиеся I, II курсов учреждений начального и среднего профессионального образования, краевое жюри отметило, что выросло количество неординарных, необычных решений задач, что только положительно характеризует ребят и их преподавателей.

В связи с созданием в Ставропольском крае сети межшкольных методических центров и апробационных площадок по новым учебным материалам в рамках проекта «Информатизация системы образования» ряд образовательных учреждений края получит задачи по сосредоточению дорогих и не применявшихся ранее в широкой образовательной практике образовательных ресурсов. Актуализируется проблема соотнесения традиционных подходов к организации учебно-воспитательного процесса и качественно новых средств, условий образовательной практики и подготовки кадров, именно этим и занимаются заместители директоров школ по информационным технологиям.

Уникальные характеристики компьютерных технологий подводят к мысли, что их отдельные комплексы смогут частично или даже полностью заменить традиционные формы обучения. Такие идеи высказываются в печати и даже серьезно обсуждаются в некоторых средствах массовой информации. Однако практика показывает, что полное замещение традиционных форм на формы, базирующиеся на компьютерных технологиях, конечно, невозможно. Более того, один из самых существенных недостатков большинства современных компьютерных программ заключается именно в том, что многие из них пытаются полностью заменить учителя в классе. В таких программах основательно представлено содержание курса, сопровождающееся интересными иллюстрациями, включены задания различной степени трудности, обеспечена возможность самоконтроля и коррекции усвоения знаний; однако в них совсем не учтена необходимость живого человеческого общения – учителя и ученика или учеников внутри группы обучаемых.

Наиболее удачный вариант, с нашей точки зрения, – это программные оболочки, позволяющие пользователю, исходя из собственного понимания целей обучения и дидактических задач, наполнять содержанием компьютерную программу.

Эти и многие другие вопросы, связанные с технологическим обеспечением организации учебно-обучающей деятельности в образовательном учреждении, стали ключевой темой на прошлых августовских педагогических чтениях в крае. В 2004-2005 учебном году системой образования Ставропольского края взят курс на поиск и внедрение эффективных технологических разработок в практику работы школы.

Алексей ШАБАЛДАС, министр образования Ставропольского края

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте