С 2007 года фонд «Вольное дело» в партнерстве с корпорациями Intel, Microsoft и ASUS реализует проект «Компьютер для школьника», в рамках которого в 355 школах страны было установлено более 82 тысяч портативных компьютеров. Таким образом, фонд решает проблему «цифрового неравенства» для школьников, живущих в самых отдаленных уголках России. О том, как реализуется проект и каковы итоги его первого этапа, шел разговор на круглом столе, который провели в базовой школе проекта – московской школе №26 – «Учительская газета-Москва» и фонд «Вольное дело».
Тамара Румянцева, генеральный директор фонда «Вольное дело»:- Мы приняли как базовую концепцию проекта образовательную модель «Один ученик – один компьютер», а в качестве аппаратно-программной базы – платформу Intel и программное обеспечение Microsoft, причем обе компании стали партнерами нашего проекта. Суть проекта состоит в том, что мы оснащаем школы мобильными компьютерными классами, каждый ученик получает персональный нетбук, а учитель – большой и производительный стандартный ноутбук, в каждом классе создается локальная сеть для взаимодействия учеников и учителя. Ученик в индивидуальном темпе изучает материал, представленный в различном формате, решает задачи и тесты, ставит виртуальные опыты, ищет и отбирает информацию в Интернете, создает презентации, осваивает компьютерные программы. Учитель управляет учебной деятельностью класса, видит, как каждый ребенок осваивает материал, какая ему нужна помощь, использует многообразие форм изучения материала, организует проектную деятельность. Модель «Один ученик – один компьютер» дает школе уникальную возможность для качественного современного образования. Мы считаем, что скоро большинство учителей не смогут обходиться без ИКТ, что в самое ближайшее время возникнет модель прозрачной школы, в которой работа пойдет в ИКТ-насыщенной среде. Модель такой школы разрабатывалась в течение 2008-2011 годов в московской школе №26 как синергия трех крупных проектов нашего фонда: «Компьютер для школьника», «Школа нового поколения», «Робототехника», а также программы «Русал» – школам». Елена Орлова, директор московской школы №26, руководитель программы «Школа нового поколения»:- В настоящий момент в нашей школе на 790 учащихся есть 800 нетбуков СиЭмПиСи, на всей территории – в двух зданиях – обеспечен беспроводной доступ к школьной ЛВС, а через нее – к сети Интернет. Как же это получилось и с чего началось? В 2005 году наша школа находилась в плане использования ИКТ на уровне ниже среднего. Попытки организовать всеобщую компьютерную грамотность через типовые курсы имели очень низкий КПД: из 70 обученных не более 10 человек использовали ИКТ в учебном процессе на уровне простейшего пользования офисными приложениями. Такое положение меня как директора не устраивало: школа была базовой школой программы «Школа нового поколения» фонда «Вольное дело», компьютер стал главным средством сетевого объединения четырех десятков школ, находящихся в 11 регионах России. Однако связь поддерживалась через энтузиастов ИКТ, которые в своих школах были явно не в большинстве.Для меня переломным моментом стало личное знакомство с подходом Web 2.0, который определил массовый переход пользователей Интернета от режима чтения к режиму активного участия в жизни Всемирной паутины. Для меня открылся настоящий новый мир, полный интересных событий, явлений и людей, полный красок и звуков, мир удивительно открытый и доброжелательный, где воплощается мечта «от каждого – по способностям, и каждому – по потребностям».Постепенно жизнь в Сети превратилась в необходимость, я часто ловлю себя на мысли, что не представляю, как жила раньше. Я слежу за всеми новинками на рынке программ и «железа», в моем личном пользовании есть ноутбук, айфон, айпад и самсунговская «таблетка», у каждого из этих устройств свое применение. Что касается учителей школы, то их отношение к ИКТ изменялось от «Зачем нам эти компьютеры» к «Выделите мне компьютер, а то у всех уже есть» и, наконец, к тому этапу, когда они стали покупать ноутбуки за свои деньги.В июле 2007 года значительным событием для нашей школы стал пробный семинар, который провела компания «Интел» для определения перспектив в России и своего проекта «Один компьютер – один ученик» – совместной работы с фондом «Вольное дело» над проектом «Компьютер для школьника». Именно эти два проекта и гранты, полученные у этих организаций (90% от фонда), позволили нам стать школой «1:1». Семинар собрал всех звезд образовательных программ фирмы «Интел» и российского представительства фирмы «Гугл». Важнейший вывод, который мы сделали для себя по его итогам: по-настоящему эффективное внедрение ИКТ в школе – это серьезнейшее изменение ее уклада (организационной культуры школы), а необратимость этого изменения определяется произведением таких факторов, как доступность, повсеместность и повседневность. Если один из факторов равен нулю, все произведение обращается в нуль. Немалую роль в успехе семинара сыграли и его рядовые участники – учительский актив школы, который сформировался в процессе освоения технологии электронного обучения корпоративного университета компании «Русал». К тому времени школа приняла на вооружение концепцию самообучающейся организации, где учителя учатся коллективно и без отрыва от школы, внедряют все изученное и открытое сразу же, лучше всего на следующий день. В полном соответствии с этой концепцией специалисты корпоративного университета помогли нам организовать в школе многоуровневое обучение. Сначала 55 учителей проучились по 16 часов, затем лучшие из них прошли 72-часовой курс педагогического дизайна. Учитель стал выполнять функции проектировщика образовательного процесса, четче определять его цели, методы и средства оценивания результатов. К моему удивлению, в этой группе оказалось немало учителей гуманитарных дисциплин. Сегодня учительский актив расширился до 35 человек (треть коллектива школы), они разрабатывают дидактические и текстовые модули, которые могут использовать в работе как авторы, так и их коллеги. Сегодня школа включена в систему дистанционного обучения «Русал», мы имеем доступ ко всей инфраструктуре СДО, включая библиотеку модулей, в которую учителя нашей школы внесли свой вклад – 327 тестовых и 94 дидактических модуля. Идеология и дисциплина организации СДО помогла мне как директору школы существенно перестроить всю систему внутришкольного управления, в нее органично вписалась методика оценки деятельности учителя (автор Г.Скворцова). Сейчас школа имеет возможность проводить 100% административных работ с использованием нетбуков СиЭмПиСи и немедленной передачей данных в СДО, проводить уроки освоения нового материала, контроля и закрепления знаний в онлайн-режиме с немедленным оцениванием результатов на большом экране и на нетбуках учащихся. Это обеспечивает повседневность использования ИКТ, что было бы невозможно без обеспечения беспроводного доступа к школьной ЛВС из любой точки школьной территории, то есть повсеместно. Доступность обеспечивается количеством нетбуков – благодаря программе фонда «Вольное дело» «Компьютер для школьника» мы действительно стали первой в России школой, где буквально воплощен принцип «Один ученик – один компьютер». Но далеко не все шло гладко по пути к сегодняшней ситуации. Пришлось преодолеть проблемы, не очень характерные для школы, но характерные для достаточно крупного пользователя ИКТ. Прежде всего возникла необходимость развития школьной локальной вычислительной сети, это пришлось делать силами собственных IT-специалистов. Многое им приходилось предолевать на ощупь, экспериментально подбирая параметры сети и регламенты устойчивой работы ученических нетбуков. На этом они приобрели богатый опыт, а главное – уверенность в своих силах. К началу нынешнего учебного года школа при поддержке фонда и программы КДШ модернизировала свою ЛВС, теперь она способна обеспечить одновременную работу для 2000 пользователей (до модернизации – не более 20). Это позволяет считать школу действительно школой, где у каждого ученика есть доступ к собственному нетбуку, а через него – к хранилищу знаний школы, а далее – к Всемирной паутине (конечно, под наблюдением учителя).Все перечисленные трудности обеспечения повсеместности можно в основном отнести к области технической, но что касается повседневности, то здесь не обошлось без применения административного ресурса. Каждый, кто работал в школе, знает, как сложно изменить сложившиеся ритуалы школьной повседневности. Гораздо легче устроить детям праздник, организовать такое незабываемое событие, как наш совместный проект «Гений места», где нетбуки путешествовали с детьми по Пушкинским Горам. Можно даже с этим проектом занять первое место в конкурсе «Интел» «Обучение вне стен классной комнаты», но приучить учителей школы к тому, что компьютер теперь не объект изучения в кабинете информатики, а повседневный инструмент не только для учащихся, но и для них самих, далось сложнее. И не без слез.Должна признаться – некоторые обычаи, нормы внутреннего документооборота пришлось вводить в приказном порядке: сейчас в школе все распоряжения передают по электронной почте. Но для школы №26 грядущий полный переход к электронному документообороту станет не очередной формальностью, а выходом на новый уровень качества управления школой. Недавно мы начали осваивать новую форму электронного журнала. Это дело крайне серьезное и важное, ведь журнал – основной технологический инструмент управления школой, основной отчетный документ, журнал – это наше все. Пришлось перепробовать несколько разработок наших коллег, пока наконец мы не нашли что-то подходящее нам по всем статьям. Сейчас мы с удовольствием осваиваем эту форму, посмотрим, сколько сил понадобится для приучения всех учителей к этой инновации. Конечно, нельзя сказать, что наша школа разрешила все проблемы, возникающие при столь активной информатизации. В нашем случае ситуацию несколько смягчает сотрудничество с корпоративной СДО, которую школа использует в режиме облачных вычислений, когда все работы по содержанию СДО и поддержанию целостности ее библиотек и баз данных ложатся на корпоративный университет «Русал». С другой стороны, все результаты тестовых испытаний сразу же отчуждаются от школы и хранятся отдельно, что делает их объективными, а школу – прозрачной для любого – государственного или общественного – контроля. Возможно, внедрение такого формата контроля знаний учащихся в масштабе страны может сделать излишним проведение ЕГЭ как отдельной процедуры: «вместо разового фотографирования» случайного состояния нервной системы учащегося можно будет иметь массив объективных данных, описывающих всю историю его обучения в школе. Сегодня по нашему запросу из СДО могут быть выгружены статистические и индивидуальные данные по любому ученику, по любой дисциплине, по любому учителю. Используя эти данные и дополняя их экспертными оценками, школа разрабатывает свою собственную модель системы УИПО, а также модель оценивания личного вклада каждого учителя. Кстати, эти данные уже использует рабочая группа, которая определяет размеры стимулирующей части по НСОТ.В культуре самообучающейся организации всякая проблема рассматривается как возможный ресурс для развития, и сейчас все преодоленные в недавнем прошлом проблемы кажутся нам незначительными в сравнении с проблемой обеспечения целостности образовательного пространства школы, включающего использование нетбуков, цифровых лабораторий, работу с электронными журналами, дневниками, портфолио учеников и учителей, формирование и содержание универсального хранилища знаний. Мы уже много работаем в этом направлении и здесь рассчитываем на помощь специалистов, например ФИРО. Конечно же, нам хочется принимать более активное участие и в московских программах освоения ИКТ в школах. Мы с удовольствием присоединимся к этим программам. Нас, в частности, интересует методическая помощь в использовании лего-роботов, языка ПервоЛого, цифровых лабораторий в учебном процессе. В школе появляются специалисты, которых раньше не было, и пока неясно, как их оплачивать, а наш компьютерный парк нуждается в серьезном обновлении.Мы планируем начинать практическое знакомство детей с новыми технологиями начиная с дошкольных групп, которые есть в школе. Для самых маленьких и для начальной школы очень интересным оказывается знакомство с персонажами, которых можно оживить с помощью языка «Скретч», он им вполне доступен и интересен. Затем постепенно дети начинают работать с роботами, переходя в основной школе от «Скретч» к «Лабвью» и все более сложным роботам (ЭнЭмТи и Тетрикс), в изучение естественных наук вплетается работа с цифровыми лабораториями. Работая над проектами, дети последовательно проходят программы «Интел» «Путь к успеху» и «Обучение для будущего». Инженерный подход и проектное мышление создают хорошую надпредметную базу и для работы в гуманитарной сфере, например, для социокультурного проектирования и социальной инженерии, которые все более востребованы в современном обществе.С 2006 года в основу концепции «Школы нового поколения» помимо универсальной формы существования школы заложен надпредметный образовательный контекст «Экология» в ее широком понимании как науки о доме и универсальный инструмент ИКТ, который смело можно отнести к одной из метаобластей как важнейший аспект деятельности учителя нового поколения. Все эти аспекты учтены нами в программе педагогической интернатуры, которая направлена на формирование новых педагогических компетенций и успешно опробована нами в прошлом учебном году.Таким образом, проходит окончательную проверку модель государственной школы нового поколения, которую уже можно предложить органам управления образованием всех уровней вместе с опытом преодоления самых разнообразных проблем вместе с оценками финансовых, кадровых и иных видов ресурсов на проведение соответствующих изменений вместе с пожеланиями на будущее о внесении изменений в законодательство, регулирующее проблемы внутришкольного управления.
Комментарии