search
main
Топ 10
Какой способ заставит работать мозг и улучшит память: совет не только для школьников О профилактике негативных отношений учителя и школьника рассказали в РАО Год педагога и наставника: Сергей Кравцов рассказал о главных образовательных событиях Учителя года получат миллион рублей: Минпросвещения предлагает ввести новую выплату День ручного письма, который отмечают 23 января, расскажет об удивительных фактах В День российского студенчества в Москве откроют научную долину МГУ На удаленке оставляют учащихся в Еврейской автономной области из-за морозов Следователи выясняют причины задержки зарплат учителям в ряде районов Дагестана Информацию о задержке зарплат учителям в Дагестане проверяют власти региона Список вузов, где можно бесплатно получить второе высшее образование в сфере искусств, стал шире Международный день образования: история и современные дни Плюсы и минусы: может ли навредить ментальная арифметика Алексей Атапин: «Как цифровые сервисы помогают заинтересовать детей новой темой» Приемная кампания 2022: приоритетные направления, средние баллы ЕГЭ, рейтинг вузов по новому приему Ректор МГУ предложил сместить фокус при приеме абитуриентов в вузы Вузы столицы откроют свои двери для всех желающих ко Дню российского студенчества В РПЦ разрабатывают курс по духовно-нравственной культуре для 1-3 классов Школьники станут изучать «Как закалялась сталь» и «Брестскую крепость» К Году педагога и наставника в Прикамье представили план ключевых мероприятий Старт конкурса «Студенческий стартап»: миллион рублей смогут получить 1,5 тыс. молодых людей
0

Один из пяти. Пьеса Александра Володина как повод для новой истории в кино

В Москве завершился конкурс студенческих фильмов в рамках 37-го Международного студенческого фестиваля ВГИК. 25-27 октября прошел конкурсный фестивальный показ работ студентов. Наш автор обратил внимание на яркий режиссерский дебют.

«Один вечер» – курсовая работа режиссера Станислава Светлова (мастерская Меньшова и Туминова). Станислав сделал картину на драматургическом материале завязки пьесы Александра Володина «Пять вечеров». Завязка эта – вечер в московской квартире, где происходит диалог героя, Ильина с Зоей. После чего герой идет в дом по соседству, чтобы узнать о судьбе героини, с чего и начинается основная сюжетная линия пьесы.

Станислав же решил превратить второстепенный персонаж в полноценную героиню. Вполне оправданный шаг – в крохотном монологе портнихи Зои перед нами предстает судьба, не менее драматичная, чем судьба Тамары, достойная отдельной пьесы. Пьесы Володин писать не стал, а вот Светлов вырастил из этого монолога короткий метр, доказав величайший уровень мастерства драматургии Володина. Пять-семь предложений монолога, плюс нехитрые отношения героя и персонажа – а можно снять судьбу.

Фильм сделан с большим вниманием к деталям. Например, квартира портнихи Зои – это точное воскрешение послевоенных квартир. Художник картины Наталья Султанова не забыла чудных деталей вроде сделанных из маленьких деревянных бус межкомнатных «штор», металлических спинок кроватей и абажуров в форме юбки-полусолнце. Не забыла она и о ремесле героини – аккуратно повесила на стену лекала деталей мужского платья, поставила у стены два мужских манекена в костюмах и шляпах – отличный символ прошедших через сердце девушки равнодушных мужчин, лишенных выражений лиц.

Актриса Ольга Озоллапиня сыграла свою роль старательно, точно попадая в ноты, но в сломанную женскую судьбу ее героини, увы, не веришь. Те же вопросы и к герою Артема Кобзева – не читается в нем судьба, перечеркнутая не то лагерем, не то просто бегством в народ на Север. Не станем обвинять режиссера в не слишком мощной игре актеров. На такую драматургию все-таки требуются актеры такого уровня, который бюджет дебютанта не потянет.

Оператор Павел Медведев (мастерская Алисова) проникся внутренней катастрофой героини – то заставит абажур раскачиваться маятником, оплакивая Зоину проигранную жизнь, то снимет героев через спинку кровати. Подчеркнув, что кровать – единственное, что связывает этих людей, пытающихся согреть свое одиночество душ хотя бы телом. Зоя, подобно героине Уильямса Бланш, могла бы сказать о себе, что мужчины начинают видеть ее только тогда, когда ложатся с ней в постель.

Вообще, Володин – это русский Теннесси Уильямс. Он тоже писал о потерянных душах, раздавленных этим миром, слишком хрупких для того, чтобы выжить среди людоедов.

Лучшие пьесы Уильямса – «Ночь игуаны» и «Трамвай «Желание»» – о том же, о чем володинские «Пять вечеров» и «С любимыми не расставайтесь». «Ночь игуаны» и «Пять вечеров» – о встрече двух тонких и ранимых людей. Предназначенных друг для друга, но обреченных на расставание, потому что слишком хрупки для победы над жизнью. Мир раздавит их любовь, убьет игуану, вышвырнет прочь, в нелюбовь и безбытность, нежных и гордых, отправит скитаться, шофером или коммивояжером.

Бланш Дюбуа, как и Катя Лаврова, из-за предательства близких попадет в сумасшедший дом. Одну отправит туда муж, другую – сестра, собственно, какая разница? «С любимыми не расставайтесь» – о том же, что и «Трамвай «Желание» – напоминание того, что любовь может стать репетицией для предательства.

Пьесе «Пять вечеров» в следующем году исполнится 60 лет. Картина «Один вечер» смотрится как совершенно вневременное кино, не смотря на полную достоверность быта пятидесятых, воссозданного на экране.

Вечная современность – свойство великой драматургии. Хорошо, что юные российские кинематографисты это понимают и снимают свои дебютные работы на материале, который дает достойный старт в искусстве.

Изображение Павла Медведева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте