search
main
Топ 10
Рособрнадзор: результаты по итоговому сочинению будут объявлены не позднее 20 декабря Сферум запускает новогодний онлайн-марафон для педагогов и учащихся Учащимся запретили пользоваться телефонами в школе Защитить педагогов от давления в информационном пространстве призвал глава государства В некоторых российских регионах отменяют занятия в школах из-за морозов Будущее в ИТ: какие предметы сдавать на ЕГЭ и где учиться Брянская гимназия, где произошла стрельба, переводится на дистанционное обучение Пятого декабря отмечают День волонтера Глава Минпросвещения предложил расширить проект «Орлята России» на дошкольников Золото и серебро вручили российским школьникам на Китайской национальной олимпиаде по математике Итоговое сочинение по русскому языку напишут 66 тыс. одиннадцатиклассников Москвы Экскурсии на производства для школьников станут проводить по специальной программе Отличник народного просвещения в Бурятии отмечает 90-летний юбилей Роль учителя в формировании межкультурного диалога Российские выпускники сегодня пишут итоговое сочинение Школьник конфликтует с учителем: вмешиваться ли родителям В Челябинской области планируют ввести доплаты учителям, которые только пришли работать в школу Важность родительской поддержки в решении школьных проблем и конфликтов Школьники Твери задали вопросы Народному учителю России «Библиотека Вдохновителей»: новая героиня расскажет, как кино может мотивировать и менять людей
0

Одесса – любовь и печаль

Чувства на берегу Черного моря

Вышедшая в прокат драма Валерия Тодоровского «Одесса» сначала может вызвать вопрос: а о чем, собственно, этот, безусловно, красивый и ностальгически-атмосферный фильм? Ответ прост: о том, что каждая семья несчастлива по-своему и что по-настоящему крепкие родственные узы нерушимы.

Забегая вперед, отмечу: сразу после финальных кадров следуют слова благодарности за помощь в создании картины Роману Абрамовичу, Михаилу Прохорову и Елене Батуриной (для справки: указанный на сайте «Кинопоиска» бюджет – 300 млн рублей). В принципе, титаны российского бизнеса должны быть довольны – проинвестированный ими проект отменного качества.
Одесса, 70‑е годы. В гости к Григорию Иосифовичу (Леонид Ярмольник) и Раисе Ировне (Ирина Розанова) Давыдовым на лето приезжают дочери. Из Минска прилетели Мира с мужем Арнольдом (Евгения Брик и Владимир Кошевой), из Ленинграда – Лора с супругом Владимиром и дочкой Женей (Ксения Раппопорт, Сергей Муравьев, Диана Манукян). Младшая дочь Давыдовых, москвичка Алла, не приехала, пообещав быть позже и прислав мужа Бориса (Евгений Цыганов) и восьмилетнего сына Валерика (Степан Середа).
Проблемы в семьях Миры и Лоры вскрываются быстро, за первым же общим семейным завтраком. Становится понятно, что Арнольд не лучшая пара для своей эффектной половины. Как личность он из себя мало что представляет, зарабатывает мало, а стать состоятельным рассчитывает с помощью перепродажи вещей, в частности коллекций марок и значков. Мира мужа не любит и не уважает, чего и не старается скрыть. Лора в отличие от сестры к своему супругу относится благоговейно, считая его музыкальным гением. Увы, Володя проявляет настоящее мастерство лишь в распитии спиртного, чем вызывает насмешки Миры.
Аллу мы ни разу не увидим, но прибывшие муж и сын поначалу создают иллюзию ее благополучия. Борис Павлов – выездной журналист-международник «Известий», которому в скором времени предстоит возглавить корпункт Бонна. Валера (по всей видимости, альтер-эго Тодоровского) здоров, смышлен, симпатичен и жизнерадостен. Борис не рассчитывает задержаться у родителей жены, ему необходимо быстро вернуться в Москву. Однако планы его меняются из-за вспышки в Одессе эпидемии холеры: город закрывается на карантин, из него невозможно выехать. Так получается, что папа и сын в первый же день видят похоронную процессию – это соседи провожают в последний путь скончавшегося престарелого родственника. «А я тоже умру?» – потрясенно спрашивает Валера. «Ты – нет», – моментально реагирует Борис. Однако Раиса Ировна, полагая, что внук уже дорос до истинного понимания вещей, в чисто одесской манере поясняет: сначала на тот свет отправится она с дедом, после – тетки с мужьями и папа с мамой, и уж только потом придет очередь его, Валерика.
Мотив Танатоса философски уравновешивается темой Эроса, и тут приходит на ум, что не все ладно и в семействе Павловых, если уж Борис задумчиво рассматривает стройную фигурку юной соседки Ирки…
Григорий Иосифович и Раиса Ировна во всех конфликтах, как правило, выступают мудрыми миротворцами, однако порой и их терпению приходит конец (в эти моменты они автоматически переходят на родной идиш). И тогда на помощь приходит город с его красотой, романтикой, жителями, их уникальным суржиком. Он соединяет и напоминает: «Что бы ни случилось, мы одна большая семья».
Тодоровскому удалось создать удивительно атмосферное кино, в котором вместе с легким упреком эпохе застоя звучит ностальгия по тем временам, точнее, по лучшему, что режиссер о них помнит. В одном из интервью он говорил, что содержание картины – на 70% о его родственниках и детстве, проведенном в Одессе. Даже если бы он этого не сообщил, зритель и так бы догадался, глядя на счастливое лицо Валерика, особенно на крупных планах. К слову, оператор Роман Васьянов, когда-то работавший с Тодоровским над «Стилягами», а ныне успешно реализующий себя в Голливуде, ради этого проекта впервые за долгое время прилетел в Россию.
В «Одессе» сильный актерский состав, однако с наибольшим удовольствием наблюдаешь за игрой Ирины Розановой и Леонида Ярмольника, у них стопроцентное попадание в образы и характеры. Учитывая, что Леониду Исааковичу и некоторым другим артистам въезд на Украину запрещен по политическим мотивам, съемки проходили в Сочи, Таганроге и Москве (на «Мосфильме» был выстроен большой павильон-«дворик»). Так что это еще и щемящая картина о потерянной нами Одессе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте