search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Одаренность – Божий дар или испытание? Талантливым детям необходимо развивающее образование

Мы продолжаем знакомить вас с учеными РАО, получившими премии Президента и Правительства РФ (см. “УГ” N 28, 11 июля 2000 г.).
Сегодня наш собеседник – Виктор ПАНОВ, доктор психологических наук, зам. директора Психологического института, научный руководитель координационного совета центральной целевой программы “Одаренные дети” Минобразования РФ.
Загадка одаренности, механизм ее выявления и развития волнует и психологов, и педагогов. Одаренные дети отличаются от своих сверстников способностью придумывать что-то необычное, быстрее и оригинальнее других решать математические задачи. Но одаренность не только дар Божий. Это серьезное испытание и для ребенка, и для учителя. Кому понравится ученик, читающий на уроке энциклопедический словарь или задающий вопросы, на которые не каждый педагог в силах ответить. Вундеркиндам трудно прожить свое детство без психологических потерь. Вот тут-то и нужны психологи, которые подчас работают как скорая помощь.

– Виктор Иванович, в чем новизна вашей работы?
– Нашим авторским коллективом разработана и внедрена психолого-дидактическая система “Одаренные дети: выявление-обучение-развитие”. Могу сказать без хвастовства – впервые создана ориентированная на практику система общих психолого-дидактических представлений о творческой природе одаренности. Сейчас меняется сама суть образования: обучение становится не дидактическим, а дидактико-психологическим. В.В.Давыдов предложил взять психологические особенности творческого мышления и облачить их в форму дидактического материала. Вот так появилось развивающее обучение. Мы движемся от развивающего обучения к развивающему образованию. Разработаны специальные методики, практические рекомендации. Все это, думаю, поможет педагогу и психологу в работе с талантливыми детьми. Научный смысл работы в том, что она раскрывает природу и психологический механизм творчества, помогает использовать законы творчества для совершенствования методики обучения всех детей…
– Вы занимаетесь экопсихологическим подходом к проблемам одаренности. В чем его суть?
– Одаренность рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. И для реализации ее необходимы не только природные задатки, но и соответствующие условия среды. Поэтому основная задача современного образования – в создании образовательной среды развивающего творческого типа, которая бы помогала снять психологические барьеры в индивидуальном развитии ученика. На смену традиционным образовательным технологиям должны прийти новые, развивающие. Ученик становится субъектом образовательной деятельности как процесса развития личности в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного.
– Как бы вы описали феномен одаренности, существуют ли какие-то общие характеристики?
– В самом общем виде одаренность определяется как повышенный уровень развития одной или нескольких способностей человека. Хотя одаренность тесно связана с уровнем развития способностей, ее нельзя отождествлять с одной или несколькими из них. Кроме того, проявление и развитие одаренности неразрывно связаны с развитием воли и других сфер психики человека. При психологическом описании феномена одаренности чаще всего указывают на следующие особенности детей:
– более высокая, чем у сверстников, восприимчивость к учению, более ярко выраженные творческие способности;
– внутренняя установка на занятие интересующим делом;
– высокая познавательная активность, одаренные дети постоянно жаждут деятельности;
– очень ранняя готовность к напряженному умственному труду;
– способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере.
С точки зрения практической психологии в многообразии одаренных детей существуют две полярные группы. Одна – дети с гармоничным развитием, другие – могут отличаться эмоциональной неустойчивостью, чересчур медленным или быстрым темпом работы, заниженной или завышенной самооценкой.
– Можно ли выявить одаренность с помощью тестов?
– Ни один из существующих тестов не дает гарантии того, что вы не проглядите одаренного ребенка. В лучшем случае тесты помогут оценить только признаки, соответствующие данному тесту, и дать основания для предположения, что ребенок может оказаться талантливым. Кроме того, ведь существует несколько типов одаренности. Явная, “у всех на виду”. Специалисты утверждают – таких учеников всего 1-3 процента от общего числа детей. Одаренность возрастная – скажем, в третьем классе ребенок показывает способность к рисованию, а потом этот дар куда-то исчезает и может проявиться лишь лет после пятидесяти. Самая же большая группа детей со скрытой, непроявленной одаренностью.
– Как же от диагностики отбора перейти к диагностике прогноза и развития?
– Мы разработали учебно-игровые методы и психологический тренинг. С их помощью можно выявить скрытые способности одаренных детей, преодолевать эмоциональные, личностные и другие барьеры, мешающие проявиться таланту.
– Достаточно ли педагогу высокого уровня предметной подготовки, чтобы справиться с талантливым ребенком?
– Этого мало. У одаренных свои психологические трудности, которые переживаются ими намного сильнее, чем обычными детьми. О них можно говорить как о детях группы риска. Поэтому работать с одаренными без специальной психологической подготовки может далеко не каждый учитель, а бывает, и не каждый психолог. Педагоги и психологи не должны ограничиваться только диагностикой отбора. Они просто обязаны провести психологическое сопровождение и поддержку одаренных детей; психологическую экспертизу, мониторинг и сопровождение образовательных технологий, применяемых при работе с одаренными; участвовать в проектировании и реализации образовательной среды, помогающей раскрыть творческие способности.
– Ребенок – талантлив. Где ему лучше учиться – в специальной гимназии для одаренных или в обычной школе?
– Тут есть две противоположные точки зрения. Одни считают, основная проблема – отбор одаренных детей в элитные учреждения. Тут важно не упустить одаренного ребенка или, напротив, не поставить его родителей в ситуацию неоправданных надежд и ожиданий. Согласно другой точке зрения, одаренных детей не следует выделять. Все дети по своей природе обладают творческим потенциалом. Если же способности ребенка не находят полноценного творческого развития, виноваты в этом взрослые. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую творческую, развивающую образовательную среду. Истина же скорее всего посередине, ведь нетрудно заметить – указанные различия в подходе к проблеме одаренных детей по сути отражают различия в специфике работы с ними в условиях специальных образовательных учреждений и в условиях массовой общеобразовательной школы. А также в системе дополнительного образования.
– Где апробировалась ваша методика?
– По программе обучения и развития особо одаренных детей работает лицей для одаренных детей N 1524 Юго-Восточного округа Москвы. Кроме того, в Центре комплексного формирования личности РАО в поселке Черноголовка с 1992 года я руковожу психологическими аспектами таких тем, как “Одаренный школьник”, “Экология детства” и “Психодидактические основы образовательной среды”. Одаренные дети учатся в этом поселке в условиях обычной школы, и, представьте, там 7 стипендиатов Сороса! Программа “Развитие интеллектуальных и творческих возможностей детей и юношества” запущена в системе дополнительного образования в центре творчества детей и юношества “Зябликово” московского Южного округа.
– Посоветуйте, какие книги учителя могут прочесть о работе с одаренными детьми?
– Мы выпустили более 100 публикаций, включая около 20 учебников и книг. Вот несколько из них: Панов В.И. Одаренность, диагностика, тренинг. (Ю.Д.Бабаева. Психологический тренинг для выявления одаренности. М., Молодая гвардия); Учителю об одаренных детях под ред. В.Лебедевой, В.И.Панова; Панов В.И. Образовательные технологии и психотренинг в творческом развитии учащихся.
…Некоторые считают, талант есть – человек пробьется сам. Оказывается, нет – кто-то пробьется, а кто зачахнет, погаснет. Наша работа как раз и призвана поддержать, помочь одаренному ребенку раскрыться, поверить в свои силы.

Светлана РУДЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте