search
main
0

Оценки

Школа нуждается в многообразии и свободном творчестве

Продолжение. Начало в №41, 43, 45, 47-52 за 2020 год и в №1-3, 5-18 за 2021 год

Задание учителю

Учитель обращается к ученикам с просьбой дать ему задание, какой ему готовить урок для них. Ученики вспоминают излюбленные методы и задания и просят учителя повторить их, советуют по-другому построить урок, предлагают презентации. Учитель записывает задание и на другой день просит всех проследить и оценить, как он выполнил их задание.

Участие родителей

К выполнению своих заданий дети привлекают родителей, делают их соучастниками и соавторами своего творчества. Но иногда учитель задание посылает и самим родителям. Они его выполняют и через детей посылают учителю. Ученики начальных классов гордятся успехами своих родителей.

Познавательные единицы

В авторитарном образовательном процессе о познавательных единицах не говорят, а говорят об учебном материале, который в данное время подлежит освоению учениками. Это может быть тема, параграф, стихотворение, задача, упражнение. Слова «учебный материал» не напоминают учителю, в каком виде он должен быть преподнесен ученикам. В школьных учебниках обычно они даются в голом виде, а учитель их объясняет, закрепляет в памяти учеников, проверяет качество их освоения.

Гуманная педагогика нуждается в понятии познавательных единиц, то есть какую форму должен принимать учебный материал, чтобы он был представлен ученикам для освоения. Однако речь идет не только о внешней нарядности учебного материала, самое главное – он становится познавательным. Учебный материал и познавательная единица требуют разных видов деятельности и имеют разные мотивы: в одном случае надо научиться тому, что уже есть, а в другом – надо открывать, что же там есть.

Познавательная единица имеет двойную характеристику: с одной стороны, она есть то конкретное знание, которое должно быть освоено учениками на этот раз, с другой же – она есть форма «упакованного» знания, «распаковка» которого представляется загадочной. Чтобы происходил процесс «вместе с учениками идти к предмету», надо, чтобы этот предмет был упрятан. Но так как мы имеем дело с учениками, то само восхождение к предмету должно быть трудным и увлекательным.

Каковы формы познавательных единиц?

Познавательная единица может выражаться в словах. Пример (4‑6‑е классы). Известна легенда о К.Ф.Гауссе, как он, будучи учеником начальной школы, устно решил одну очень сложную задачу. Так как это легенда, учитель может изложить ее в свободной словесной оболочке, придать своему рассказу загадочность и таинственность и тем самым возбудить в учениках мотив и интерес.

Рассказ учителя: «Послушайте, что я вам расскажу. В одном маленьком городе Германии была маленькая школа, где учились такие же дети, как вы. К ним каждый день приходил старый учитель математики и задавал всем сложные примеры. Дети глубоко задумывались, искали решение. Но в классе был мальчик, который спустя пару минут произносил: «Господин учитель, я знаю решение». И давал правильный ответ. Учитель придумывал все более сложные задачи, но мальчик этот все равно решал их быстро.
Измучился учитель: как же быть с этим мальчиком, чтобы он не смог сразу давать ответы?! Однажды пришел он гордый тем, что нашел самую сложную математическую загадку, на этот раз мальчику не повезет. Старый учитель выпрямился и произнес медленно и внятно… Вы готовы выслушать задачу, которую задал он ученикам? Приготовьте уши!.. Он сказал: «Чему равняется сумма чисел от единицы до ста?» В классе воцарилась полная тишина, все ушли в глубокие размышления. Но спустя минуты тот же самый мальчик тихо произнес: «Господин учитель, я решил задачу!» «Да?! – удивился учитель. – Скажи!» И ученик произнес правильный ответ. Пораженный учитель медленно подошел к мальчику, поклонился, крепко пожал мальчику руку и произнес: «Карл Фридрих Гаусс, вы станете великим математиком мира, а я уже сейчас горжусь вами!» Карл Фридрих Гаусс стал королем математики».

Учитель оглядывает каждого: «Я бы в вашем возрасте эту задачу не смог решить. Но вы другие дети. Потому думаю, что среди вас должен быть новый Карл Фридрих Гаусс, притом, может быть, не один. Кто решит эту задачу, пусть подойдет ко мне и шепнет на ухо…»

Это форма «упаковки» задачи. Что в ней «упаковано»? «Упаковано» программное требование: действия с большими числами. Но к нему добавляется еще более важное требование, которое программа не учитывает: умение догадываться, мыслить напряженно, развивать в себе интуицию. Ученики подводятся к порогу открытия, а потом последует «всемогущая радость познания». Познанию не препятствует ничто: ни отметки, ни торопливость учителя, ни соревнование, кто первый, действует чистый мотив познания.
Так начинается «распаковка» познавательной единицы. Она продолжается перешептываниями учеников с учителем, намеками учителя, чтобы поддержать поиски отдельных учеников, полной тишиной. И если задача будет решена кем-то или большинством, то кто-то из этого большинства объяснит остальным способ решения. Завершается познавательный поиск торжеством успеха. Учитель счастлив, удивлен, восхищен. Весь этот процесс сопровождается красотой общения с приоритетом продвижения, напряженностью мышления.

Познавательная единица может выражаться в схемах, картинках, презентациях. Пример (2‑4‑е классы). Ученикам предлагается презентация «Слова-подарки».

Учитель, приветствуя детей, говорит: «Я пришел к вам с подарками. Вообразите, что у каждого из вас сегодня день рождения. Конечно, так не бывает, чтобы в классе все ребята имели один и тот же день рождения, но в воображении такое может быть. И я пришел к вам с подарками, мои подарки – слова. Хочу подарить вам слова. Если они вам понравятся, буду очень рад. Но эти подарки я вам так просто не отдам, вам нужно их у меня «отнять», ибо я их засекретил».

Учитель включает презентацию. Все это (и та часть, которая здесь не приводится) – одна познавательная единица в вариациях.
Сама форма презентации уже возбуждает интерес учеников – что это такое? Учитель продолжает: «Можете догадаться, сколько слов я намерен подарить вам?» (Их три.)

До этого учитель представлял ученикам познавательную единицу в «упаковке». Далее учитель объясняет, как можно разгадывать секреты, чтобы открыть слово-подарок, и начинается познавательная деятельность. Постепенно открывается сначала одно слово (в кругу – любовь), потом второе (человек), третье (сердце). В каждом случае применяется метод нашептывания. Дальше ведется углубленная работа по развитию речи, мышления, радости познания.

Урок с данной познавательной единицей служит развитию речи учеников, но задача расширена тем, что целенаправленно ведется развитие мышления, догадливости, наблюдательности, а также закладываются основы через созвездия слов (их гораздо больше) для дальнейшего обогащения духовного мира и духовной жизни учеников.

Представим еще один пример познавательной единицы из мира математики (4‑6‑е классы).

Словесная и презентационная упаковка познавательной единицы: «Ребята, над задачей, которую сейчас я вам представлю, вчера сам до полуночи бился и с трудом нашел самый сложный способ ее решения. Но она прелестна и величественна! Ее решение – одно наслаждение ума. Вы сами в этом убедитесь. Сперва посмотрите на нее и любуйтесь».

Учитель включает презентацию.

«Это таинственный числовой ряд. Способы решения разные, потому каждый может открыть свой способ. Я же озадачу вас: если кто-то догадается, как задачу можно решить, и решит ее, то пусть шепнет мне предпоследнее число этого ряда чисел».

Дальше начинается сложная мыслительная деятельность учеников. Учитель не торопит их, общается с каждым, намекает, поощряет. Завершается работа всеобщей победой, празднованием радости познания.

Что ученики осваивают в решении этой задачи? Здесь применение всех четырех действий, но плюс к этому развитие догадливости, мышления, наблюдательности, мотивов познания, постижение красоты математики, радость познания.

Познавательная единица пленит учеников своими красотой, необычностью, загадочностью. Восприняв ее визуально и со слов учителя, они пробуждают в себе познавательные силы. Устремленность к познанию поддерживается участием учителя на равноправных началах – он вместе с ними размышляет, ошибается, заблуждается, радуется, восхищается, но и направляет поиск своими намеками.

Познавательные единицы могут иметь и другие формы, которые может открыть учитель в своей творческой практике.

Метод нашептывания учителю на ухо

Смысл метода: любая познавательная единица, любой вопрос учителя должны помогать каждому ученику возвыситься над самим собой, утвердиться в своих возможностях, пре­успеть в познании. Вопросы и познавательные единицы ведут учеников на грани трудностей, это очень важно помнить учителю. Как сделать, чтобы каждый ученик соприкоснулся со своими предельными возможностями и пережил радость познания, победы?

В авторитарном обучающем процессе обычно учитель ищет в классе того, кто быстро и правильно решит поставленную задачу, быстрее и правильно ответит на его вопрос. И как только ответ получен, познавательная задача теряет смысл, она другим уже не поможет. Разработка познавательных единиц требует от учителя творческих усилий, и нельзя, чтобы в образовательном процессе они обслуживали только особо развитых учеников.

Метод нашептывания учителю на ухо отчасти решает в образовательном процессе эту проблему. Он исполняется в следующем порядке. После постановки вопроса учитель предлагает ученикам свои предположения шепнуть ему на ухо. Он может сам быстро подходить к каждому пошептаться, или ученик спешит к учителю поделиться своими выводами. Однако учитель не дает оценку соображениям учеников. Таким образом, ответ каждого будет закрыт для других. Далее происходит следующее: учитель выслушивает ученика и, если тот предлагает правильное решение, шепчет в ответ, что, по его мнению, он, должно быть, ошибся, ответ не должен быть таким. Получается, что учитель ввергает ученика в заблуждение. По сути же, завышает планку трудности: ученик перепроверяет свое решение, убеждается, что он прав, и спешит к учителю объясниться. Учитель, выслушав ученика и «поняв», что дал ему неправильную оценку, просит у него прощения и благодарит за понимание. Слушает другого, а ему трудно разобраться в задаче, учитель намеками направляет его мысль и спешит к следующему и т. д. Так он несколько раз может пообщаться с каждым, одним усложняет задачу, другим – облегчает. Постепенно решение находят все, и учитель вместе с учениками ликует. При нашептывании учитель может шепнуть ученику что-либо личное, скажем, «ты удивительный», «какой ты интересный», «ты меня восхищаешь», «какие у тебя умные глаза» и т. п. Метод нашептывания требует от учителя быстро передвигаться от одного ученика к другому, внимательно выслушать, завышать или занижать трудность в зависимости от того, кому что нужно.

При необходимости соблюдать дистанцию и онлайн-уроках творческий учитель найдет измененные формы данного метода.


Шалва АМОНАШВИЛИ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте