search
main
0

Оценки

Школа нуждается в многообразии и свободном творчестве

Продолжение. Начало в №41, 43, 45, 47-52 за 2020 год и в №1-3, 5-13 за 2021 год

 

То же самое происходит в семье: родители решают за ребенка многое, они дают оценки его поступкам, вмешиваются в его выбор, критикуют, осуждают, наказывают или хвалят и таким образом освобождают его от необходимости самому задумываться и иметь собственное мнение о себе или о вещах и обстоятельствах. Родители больше заинтересованы в отметках и баллах, получаемых ребенком, чем в качестве знаний и ходе становления его личности. Как ученик в школе или ребенок в семье оценивает сам себя – этим никто не интересуется, никто не доверит ученику самому себе поставить отметки или тем более оценивать качество урока, учителя, редко взрослые дослушают самооправдание ребенка при нравственных оплошностях. А когда случаются конфликты, у каждой из сторон возникают весьма искаженные, субъективные, неадекватные оценки обстоятельств.

Суть такого положения вещей в том, что в условиях психологии управления, которая есть опора авторитарного подхода, оценочный компонент олицетворяет власть взрослых над учениками в школе и над детьми в семье. Без этой власти многие учителя побоялись бы прийти к ученикам на урок. Оценочные критерии и оценочные суждения, которые все же возникают у детей, скорее есть побочный результат, чем плод системного воспитания.

Отметки в том виде, как они применяются в условиях учительского авторитаризма, способствуют зарождению страхов в учениках, подменяют в них познавательные мотивы. Ученик, как правило, учится не в силу понимания значения знаний в жизни, а ради получения нужных отметок, ибо от них зависят отношение людей к нему в социальной среде и возможные льготы, которые он ожидает от них, или запреты и лишения, которые зависят опять-таки от них.

Отметки по логике вещей должны стать показателем качества так называемой академической успеваемости учеников. И этот невинный статус мог бы нанести мало вреда, если бы остались отметки внутри обучения, как остаются, скажем, методы, а не гнались бы за учеником всюду и не разносили бы весть о том, какой он хороший или плохой. В действительности они становятся мерилом личности ученика в целом, потому в авторитарной учительской речи бытуют такие слова, как «хорошие ученики», «плохие ученики», «необучаемые», «невоспитуемые», «умственно отсталые».

При всеобщем погружении сознания и страстей детей и их попечителей в бушующее море отметок забывается, что выше всех образовательных задач стоит воспитание духа человеческого, воспитание нрава и культуры в растущем человеке, воспитание личности. Отметки для учеников скорее тромбы в артериях их успешного учения и взросления, а для учителей и родителей они костыли их хромой педагогики.

Отметка. Оценка. Содержательная оценочная деятельность

В теории и практике гуманной педагогики к отметкам и оценкам складывается особое отношение.

Отметка и оценка – разные вещи с разными функциями и следствиями. Оценка есть деятельность, и она составляет качество личности: успех в делах, в том числе в познании, будет зависеть от того, насколько человек в состоянии оценивать обстоятельства, свои возможности, удачи, промахи, ошибки и делать выводы для дальнейшего продвижения. Уровень личностной самостоятельности зависит от качества самооценки.

И так как перед образованием ставится вопрос о воспитании в подрастающем поколении личностной самостоятельности, то развитие в нем умения самооценочной деятельности становится необходимым.

Эта задача не снижает идею сотрудничества, скорее подкрепляет ее, ибо сотрудничество между людьми становится более тесным и целенаправленным, если для каждого участника единения такая форма жизни есть проявление его свободной воли.

В теории и практике гуманной педагогики зарождается и развивается новая система, которая, с одной стороны, усиливает мотивационное отношение школьников к познанию, с другой – развивает в них способность оценки и самооценки. Называется эта система «содержательная оценочная деятельность».

Суть ее заключается в следующем. Самооценочные и оценочные критерии и суждения как в познании, так и в нравственных поступках развиваются в учениках с первого же дня поступления в школу. Учитель выстраивает отношения так, чтобы приучить учеников самих оценивать свои удачи и неудачи в познании (в устных и письменных работах), замечать продвижение, обнаруживать отклонения и ошибки, исправлять их, помогать друг другу в оценивании.

Оценивание не значит говорить хорошо или плохо, а значит обсуждать качество достижения, характер ошибки, наметить пути исправления. Надо еще уметь радоваться оцениванию, ибо в нем залог последующих продвижений. При помощи товарищам в оценивании познавательных достижений дети приучаются к доброжелательности, признательности, радости за успех товарища, радости помогать и принимать помощь, благодарности за помощь.

При оценке нравственных поступков и обстоятельств внимание детей обращается на умение самому понимать, где и как надо вести себя, видеть в себе и в других положительные качества и радоваться этому.

В процессе развития содержательной оценочной деятельности дети отводятся от упреков, от раздражения, от ябедничания, приучаются к терпению, прощению, защите, доверию.

Шаг за шагом развиваются в учениках оценочные критерии и суждения, умение быть предупредительными, понимание смысла закона причин и следствий.

Такого рода работу с учениками учитель гуманной педагогики ведет в течение ряда лет. Оценочная деятельность становится содержательной в силу того, что ученик осознает полную картину своего движения, ибо имеет критерии и способы суждения (анализ, синтез, обобщение); научается путям своего совершенствования, овладевает умением быть предупредительным.

Учитель, таким образом, освобождает себя от единоличного оценивания поступков и знаний учеников.

Применительно к начальным классам отметки вводятся только в последней четверти четвертого класса с целью научить, как можно оперировать ими в последующих классах. Выставление отметок поручается самим ученикам: зная критерий оценок результатов познавательной деятельности, каждый ученик ставит себе ту отметку, которую считает возможным.

Учитель может подкорректировать: объяснить, почему ему полагается более высший или чуть низший балл, но не навязывает свое мнение. Ученик может отложить оценивание себя на отметку до следующего раза, если он недоволен своим трудом и хочет больше преуспеть. Так отметки действительно становятся формальным инструментом для определения собственных знаний.

Этот подход снимает возможные недоразумения между учителем и учениками, между учителем и родителями, между детьми и родителями. Такую практику самооценивания на отметку можно продолжить и на последующих ступенях образования, и она будет только на пользу личностному становлению учеников.

Родительские собрания

В авторитарном образовательном процессе родительские собрания, как правило, посвящаются вопросам академической успеваемости учеников, их поведению и дисциплине в школе. Учителя передают родителям табели успеваемости, рассказывают, как продвигаются их дети в учении, как ведут они себя в школе и на уроках, требуют принимать меры, чтобы тот или иной ученик выполнял свои обязанности, готовил домашние задания, вел себя прилично, не обижал одноклассников, был внимательным на уроке и т. п. Обычно эти собрания не настраивают родителей на понимание детей, скорее усиливают в них раздражение и агрессию к детям.

В гуманном образовательном процессе родительские собрания наполняются иным содержанием.

Во-первых, по поводу продвижения учеников в познании и взрослении. Сложилась весьма содержательная форма отчета перед родителями. Два раза в год – перед Новым годом и перед завершением учебного года – ученики готовят пакеты для родителей.

За дней десять перед намеченным родительским собранием ученики на уроках мастерят красочные пакеты, наполняют их своими лучшими наработками, которые готовят на уроках. Это могут быть сочинения, образцы каллиграфии, решение сложных математических задач, которые придумывают сами, чертежи, рисунки, аппликации, собственные книжки, обращения к родителям и многое другое, чем ребенок может порадовать своих родных людей.

Для усиления мотивации и воспитания в детях чувства заботливости и ответственности, а также для усиления торжественного настроения детям предлагается готовить пакеты втайне от всех, как сюрприз родителям. В пакет учитель кладет характеристику на ребенка, в ней на фоне положительных нравственных и познавательных устремлений и достижений указывается и на будущие ожидания и рост ребенка. Пакеты родителям дети вручают на общем собрании.

Как показывает практика, с помощью таких пакетов родители удостоверяются в развитии и успехах своих детей именно в содержательном смысле, чего, конечно, не могут раскрыть формальные отметки. Между родителями и учителем возникает и укрепляется взаимное доверие. Растет уважение к учителю. Учителю не надо тратить время, чтобы говорить об успехах каждого.

Во-вторых, учитель, воспользовавшись свободным временем и тем, что настроение родителей возвышенное и доверительное, рассказывает им о гуманной педагогике, о духовности, о психологии согласия, о воспитании детей в семье. Происходит единение воспитательных процессов семьи и школы.

Работа с родителями в гуманном образовательном процессе

Родители осведомляются о тех идеях, по которым учитель (школа) строит образовательный процесс. Некоторые нововведения, противостоящие авторитарной педагогике, могут вызвать у них недоумение (психология согласия, отказ от отметок…). Требуется (особенно в первые годы) терпеливая разъяснительная работа.

Для ускорения этого процесса, а также влияния школы (учителей) на качество семейного воспитания школа становится открытой для родителей: они приглашаются на уроки, организовывается совместная работа, для них создаются семинары по воспитанию детей в семье на принципах гуманной педагогики.

Родителей надо ознакомить с психологией согласия, с идеей воспитания светлыми образами, приучить к творящему терпению, им нужно хорошо объяснить, как любить своих детей, как с ними дружить, как уберечь их от всего ложного – от сквернословия, дурной музыки, ложных состязаний, от самости и т. д. Мускулы не должны забивать ум и сердце.

Главная цель работы с родителями заключается в том, чтобы они приняли школу как дом души и сердца своих детей и применили идеи гуманной педагогики в семейном воспитании. Ребенок должен оказаться в едином воспитательном пространстве.

Учителю нужно стать другом семьи, учителем семьи и со своей высочайшей культурой, учтивостью, заботой о каждом ученике заслужить искреннее доверие родительского сообщества.

Шалва АМОНАШВИЛИ

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте