search
Топ 10

Оценки

Школа нуждается в многообразии и свободном творчестве

Продолжение. Начало в №41, 43, 45, 47-52 за 2020 год и в №1-3, 5-11 за 2021 год

 

Все учителя хорошие, но разные. Может при таком коллективе получиться сложный педагогический процесс? Нет, конечно, получится педагогическая какофония, притом неприятная, пугающая. Такая какофония звучит всюду, где каждый член коллектива, может быть, сам по себе хорош, но играет на своей свирели то и так, каковы его вкусы, в каком он настроении, и что считает нужным.

Особенно тяжело находиться внутри педагогической какофонии ученикам, им приходится каждый день сталкиваться с разными характерами и причудами своих учителей, к каждому приспосабливаться, от каждого принимать домашнее задание. Педагогическая какофония наводит на учеников скуку, уныние, вызывает протест.

Для гуманной педагогики понятие «педагогический коллектив», хороший или какой еще, теряет смысл. Ученикам нужна не какофония от коллектива, а симфония от педагогического ансамбля. Это французское слово означает согласованность, единство частей, образующих что-либо целое. Скажем, архитектурный ансамбль, ансамбль песни и пляски, танцевальный ансамбль, музыкальный ансамбль, симфонический ансамбль.

Как бы хорошо ни танцевал или пел каждый член ансамбля, художественный руководитель, дирижер не допустит, чтобы каждый на сцене плясал или пел что хочет и как хочет, каждый играл на своем инструменте что и как вздумается. Это зрителям не понравится. В некоторых ансамблях насчитывается сто, двести и более участников, их всех руководитель приводит к единению и согласованности через исполнение определенного танца, песни или симфонии, приводит в гармонию и возвышает до изящества каждое движение, создает единое целое, и только тогда зрители смогут насладиться искусством исполнения.

Что нужно, чтобы всюду, где с детьми, учениками занимается педагогический коллектив, коллектив этот возвысился до педагогического ансамбля? Нужно то же самое, что, скажем, необходимо для симфонического ансамбля. Нужна образовательная концепция, может быть, авторская, это как партитура для симфонического ансамбля. Нужно, чтобы каждый участник был пронизан идеями образовательной концепции, знал свою часть в ней и владел искусством ее исполнения в унисон с другими участниками ансамбля.

Но какой будет ансамбль без чуткого дирижера, который чувствует качество исполнения каждым членом ансамбля своей части концепции, чувствует качество всего образовательного процесса? Гармоничное воспитание так и останется мечтой, если наших воспитанников и учеников не погрузим в гармонично звучащий образовательный процесс. Этот процесс должен восприниматься детьми как источник переживания радости, успеха, любви, уважения, понимания, прощения, устремления.

Экология и синдромы авторитарного педагогического процесса

Авторитарный педагогический процесс экологически загрязненный. Он наносит вред и физическому здоровью, и психическому развитию ребенка. В нем много раздражений, недовольства, тревоги, страха, упреков, скуки, недоверия. Все это подменяет естественные мотивы познания: ученики учатся не по желанию, не с радостью, не с увлечением, а в силу принуждения со стороны взрослых. Насилию взрослых дети подвергаются не только в школах и детских садах, но и в семье.

Давление подавляющее большинство детей переживают в течение ряда лет, и, конечно, это накладывает отрицательный отпечаток на их личностное становление.

Психологи считают, что после поступления в школу в ребенке происходит смена ведущей формы деятельности, в которой он находит дальнейшее развитие своей личности. Если в период дошкольного детства такой формой является игровая деятельность, то при поступлении в школу она резко сменяется формой учебной деятельности.

В авторитарном процессе учебная деятельность школьника заполняется в основном следующими видами активности: слушать, выполнять, заучивать, повторять, запоминать, отвечать, пересказывать, списывать, писать диктанты, писать сочинения по заданным темам, действовать по образцу, исправлять ошибки и т. п. Творческие учителя, конечно, придумывают и другие виды активности, в которых ученики могут проявить и собственную познавательную волю, но это не меняет общую обстановку.

Авторитарные учителя больше всего заинтересованы в том, чтобы ученики освоили программные знания и выдержали разного рода экзамены, проверки, тесты, конкурсы и как финиш всего так называемый единый государственный экзамен. Обучающая деятельность учителей тоже не пестрит многообразием и свежестью. Основными компонентами их активности на уроках являются объяснение, закрепление, повторение, проверка и оценка. И чтобы поддержать этот процесс, постоянно наводят в классе дисциплину, призывая учеников не отвлекаться, слушать внимательно, не разговаривать, не заниматься другим делом.

Авторитарный подход к детям имеет свои синдромы, из-за чего озадачено общество. Среди них – дети становятся жертвами посягательств взрослых, из-за жестокого обращения педагогов они покидают школы-интернаты, убегают из дома, курят, становятся наркоманами, вовлекаются в асоциальные компании, проявляют жестокость, пополняют криминальный мир, занимаются проституцией, бомжуют, не работают и не учатся, отчуждаются, погружаются в виртуальный мир, конфликтуют со взрослыми, совершают суициды…

Речь идет о миллионах детей. И это в каждой стране и в мире в целом. Можно говорить о многих причинах, но главное в том, что со стороны взрослых – родителей и близких, учителей и воспитателей – детям не хватает любви, понимания, уважения, прощения, заботы, дружбы, защиты, сердечности, ласки.
Сказано: «Встречая язвенных детей, спросите о качестве учителей».

Метод взгляда

Известно, что через глаз мы постоянно испускаем психическую энергию, которая влияет и на материальный мир, и на внутренний мир людей, на которых смотрим. Сказано: «Даже луч глаза творит и разит». Наши глаза могут разбрасывать психическую энергию бесцельно, скользя от одного предмета к другому.

Но если наше сердце и сознание наполнят эту энергию чувствами и смыслом, то, во-первых, наша игра глаз станет взглядом, во-вторых, сила влияния психической энергии через взгляд увеличится многократно.

Наш взгляд может быть двоякого характера: духовным, который несет свет, и физическим, который «задерживает в пространстве сеть света». И в зависимости от того, какова наша цель, взгляд наш может стать созидательным или разрушительным.

К сожалению, качество взгляда учителя (воспитателя, родителей, близких) на ученика, на детей с точки зрения воспитания недооценивается. «У людей редко применяются здоровые взгляды». Взгляд не изучен ни психологически, ни педагогически. Тем не менее то, что мы о нем уже знаем из духовных учений и из собственного опыта, наводит на мысль: объявить духовный взгляд как метод воспитания, притом первостепенный.

В Книгах Жизни сказано: «Нужно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра». Получается, что при сеянии добра взглядами будут воспитываться не только дети, но и сами сеятели, ибо в этом упражнении растет сердце. Получается также, что духовным взглядам можно научиться.

Духовный взгляд рождается в двух источниках – в сердце и мыслях. Светлые мысли и светлые чувства в единстве (это называется «химизм взгляда») могут сделать взгляд всепобеждающим и всемогущим. Притом (надо учесть это свойство взгляда особо) для передачи энергии взгляда расстояние не имеет значения. То есть энергия нашего взгляда выполнит свою воспитательную функцию при общении с детьми даже через визуальную технику.

Наши взгляды мы можем наполнить энергией чуткой и искренней любви, энергией радости от встречи, энергией одобрения и сорадости, энергией восхищения и удивления, энергией сочувствия и сопереживания, энергией прощения и согласия, энергией раскаяния и сожаления, энергией единения. Все эти энергии сопровождаются соответствующими выражениями лица. Они могут сопровождаться и голосом в соответствующей тональности.

Гуманной души учитель (воспитатель, родитель), разумеется, не позволит себе «поверхностного, мутного и бегающего взгляда», «особенно непростителен в человеке скользкий взгляд, ничего не замечающий, ничего не дающий». Взгляды, в которых упреки, недовольство, раздражение, осуждение, гнев, злоба, насмешка и унижение являются физическими, недопустимы в гуманном образовательном процессе.

Принцип очеловечивания среды

Сказано: «Лик человека творится человечеством, но если человечество покажет дружную гримасу, то какой же лик человека получится?»

Люди, которые окружают ребенка, своим отношением к нему влияют на его развитие и становление, на его характер, на его отношение к ним и миру в целом. Это влияние может быть созидательным или разрушительным в зависимости от качества отношений. Если мы показываем ребенку гримасу равнодушия, раздражения, вражды, насмешки, то можем разрушить его судьбу, искусственно исказить его путь, сделать его неполноценным.

Но если наше отношение к ребенку доброжелательное и дружелюбное, любящее и уважительное, понимающее и способствующее, то в такой среде его природа найдет лучшие истоки очеловечивания.

Но так как социальное окружение обычно не задумывается о необходимости сгармонировать свои отношения с ребенком, чтобы оказывать на него творящее влияние, эту проблему придется разрешить особо ответственному человеку (учителю, воспитателю).

Очеловечивание среды вокруг ребенка для гуманной педагогики является одним из ведущих принципов. Приведу один из ярких примеров из моего педагогического опыта. Этот пример известный, я уже описывал его в моих книгах.

В первый класс мама привела 6‑летнего мальчика Бондо. Личное дело мальчика было в порядке, но мама не сказала, что в действительности он был глубоко задержан в развитии, вел себя неадекватно.

Как позже я выяснил, при родах медсестра уронила младенца, отчего он получил серьезную травму. Справка о здоровье ребенка была фальшивой.

Главный дефектолог Грузии, исследовав мальчика, дал мне заключение, что Бондо следует передать в первый класс вспомогательной школы. Но я решил оставить его в своем классе и в первую очередь занялся очеловечиванием среды вокруг него. Она была настроена недоброжелательно к мальчику: отец бил ребенка, мама ругала, соседи не разрешали своим детям играть во дворе с ним, а он, озлобленный, набрасывался на них, кидался камнями, ругал. С одноклассниками отношения тоже не складывались: он грубил и ссорился с ними, а дружбы со мной избегал, на уроках вел себя своевольно.

С чего я начал? Сначала поговорил с ребятами в классе без участия Бондо. Это был доверительный, сердечный разговор, искренняя просьба к каждому помочь мне в воспитании мальчика. Я объяснил им, чем мальчик страдает, сказал, что нам всем нужно пробудить в нем настоящего Бондо, а он прекрасный, умный, доброжелательный. Нам нужно показать ему, как мы его любим, уважаем, нужно проявить к нему терпение, дружелюбие, заботу. Дальше время от времени я поощрял и благодарил их за понимание и поддержку. Кстати, этот подход помог мне воспитать в них чувство заботы и помощи.

Шалва АМОНАШВИЛИ

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту