Шестой класс, Айрат Валитов стоит у доски и отвечает урок. Задание он выполнил, устный ответ учил дома до посинения, и я это знаю, он готовился ответить… но никак не соберется. Мнется, то и дело сбивается в самом начале предложения, возвращается к началу, говорит, будто оправдываясь: «Сейчас, сейчас…», на миг замирает, начинает сызнова… Молчит. Пыхтит, но не может построить и воспроизвести ни одного связного предложения.
– Я сегодня не кусаюсь, Айрат, – говорю ему.
– Я знаю, – быстро отвечает, потом перебирает губами, начинает определение снова, застывает, громко говорит: «Блин» – и стоит, краснея, переваливаясь и пыхтя.
Пытаюсь определить, отчего он так волнуется. Может, боится класса? Меня?
– Учил? – возвращаю его к позитивному настрою.
– Учил… – говорит и горестно вздыхает.
– Конечно, учил, – я уже утверждаю. – Учил и все помнишь. Номер же сделал!
– Да! – это уже отчаянно.
– Подойди поближе и не торопись… – подходит, встает рядом. – Легче?
Горестно мотает головой, пытается с запинками начать это разнесчастное определение, но останавливаю. Он мог бы без проблем ответить и после урока, но почему-то мне нужно, чтобы это определение он рассказал перед классом сам, без требований и подсказок.
Попков с первой парты что-то шепчет, думает, что если подскажет, то Валитов ответит быстрее и уступит у доски место ему, Попкову.
– Тут тебе неудобно… – резюмирую я. – Отойди на три шага влево. Определение помнишь?
– Да!
– Еще на один шаг влево. Помнишь?
– Помню…
– Давай дневник!
Недоумевающе смотрит на меня, с поникшей головой подходит и протягивает свернутый от волнения в тугую трубочку дневник.
Медленно и тяжело переворачиваю страницы…
– Встань вон там, где стоял. Сегодня у нас какое число?
– Двадцатое, я там все заполнил…
– Хорошо… – нахожу сегодняшнее число, беру ручку и ставлю оценку. – Подойди.
Подходит, несколько секунд смотрит в дневник, потом на меня.
– Легче стало?
Молчит.
– Правило, пожалуйста, – вежливо, но твердо прошу его.
И тогда он медленно, неторопливо и не сбиваясь, рассказывает правило от начала и до конца…
Иногда нам очень не хватает дистанции между нами и учениками. Иногда она слишком мала. Но всегда такая же дистанция существует между ответом учащегося и его ожиданием, боязнью неправильной оценки ответа учителем или одноклассниками. У некоторых есть такой страх, и как бы ты ни учил, отвечая, будешь сомневаться в правильности того, что говоришь.
В таких случаях правильно, как мне кажется, сначала поставить оценку и лишь затем попросить ученика дополнить ее ответом, сделать ее действительной и заслуженной…
Александр ЦЫГАНОВ, учитель русского языка и литературы ульяновской школы №55 с изучением культур народов Поволжья, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019
Комментарии