search
main
0

Оценка авансом

Шестой класс, Айрат Валитов стоит у доски и отвечает урок. Задание он выполнил, устный ответ учил дома до посинения, и я это знаю, он готовился ответить… но никак не соберется. Мнется, то и дело сбивается в самом начале предложения, возвращается к началу, говорит, будто оправдываясь: «Сейчас, сейчас…», на миг замирает, начинает сызнова… Молчит. Пыхтит, но не может построить и воспроизвести ни одного связного предложения.

– Я сегодня не кусаюсь, Айрат, – говорю ему.

– Я знаю, – быстро отвечает, потом перебирает губами, начинает определение снова, застывает, громко говорит: «Блин» – и стоит, краснея, переваливаясь и пыхтя.

Пытаюсь определить, отчего он так волнуется. Может, боится класса? Меня?

– Учил? – возвращаю его к позитивному настрою.

– Учил… – говорит и горестно вздыхает.

– Конечно, учил, – я уже утверждаю. – Учил и все помнишь. Номер же сделал!

– Да! – это уже отчаянно.

– Подойди поближе и не торопись… – подходит, встает рядом. – Легче?

Горестно мотает головой, пытается с запинками начать это разнесчастное определение, но останавливаю. Он мог бы без проблем ответить и после урока, но почему-то мне нужно, чтобы это определение он рассказал перед классом сам, без требований и подсказок.

Попков с первой парты что-то шепчет, думает, что если подскажет, то Валитов ответит быстрее и уступит у доски место ему, Попкову.

– Тут тебе неудобно… – резюмирую я. – Отойди на три шага влево. Определение помнишь?

– Да!

– Еще на один шаг влево. Помнишь?

– Помню…

– Давай дневник!

Недоумевающе смотрит на меня, с поникшей головой подходит и протягивает свернутый от волнения в тугую трубочку дневник.

Медленно и тяжело переворачиваю страницы…

– Встань вон там, где стоял. Сегодня у нас какое число?

– Двадцатое, я там все заполнил…

– Хорошо… – нахожу сегодняшнее число, беру ручку и ставлю оценку. – Подойди.

Подходит, несколько секунд смотрит в дневник, потом на меня.

– Легче стало?

Молчит.

– Правило, пожалуйста, – вежливо, но твердо прошу его.

И тогда он медленно, неторопливо и не сбиваясь, рассказывает правило от начала и до конца…

Иногда нам очень не хватает дистанции между нами и учениками. Иногда она слишком мала. Но всегда такая же дистанция существует между ответом учащегося и его ожиданием, боязнью неправильной оценки ответа учителем или одноклассниками. У некоторых есть такой страх, и как бы ты ни учил, отвечая, будешь сомневаться в правильности того, что говоришь.

В таких случаях правильно, как мне кажется, сначала поставить оценку и лишь затем попросить ученика дополнить ее ответом, сделать ее действительной и заслуженной…

Александр ЦЫГАНОВ, учитель русского языка и литературы ульяновской школы №55 с изучением культур народов Поволжья, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте