Елена КИЛЬДИШЕВА, старший воспитатель детского сада для детей раннего возраста №2632: – Появление детских садов в России середины XIX века связано со знакомством и распространением идей немецкого педагога Ф.Фребеля, давшего само название учреждению для воспитания детей дошкольного возраста. Ф.Фребель считал, что на всех этапах своего саморазвития ребенок должен быть обеспечен подходящей для него средой, дающей его внутренним силам возможность свободно развиваться. Такой средой для ребенка 3-7 лет, овладевшего в основном своими движениями и вступающего в этап интенсивного развития речи, становится детский сад, на базе которого семьи объединяются для общего дела – воспитания детей. Соответственно изначально детский сад и задумывался как учреждение семейного типа, помогающее семье воспитывать ребенка.
Досье «УГ»С детьми успешно работают:Любовь СТРОЙЦЕВА, музыкальный руководитель.Педагогическое кредо: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца каждого ребенка имеется своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны».Елена КИЛЬДИШЕВА, старший воспитатель.Педагогическое кредо: «Не останавливаться на достигнутом».Виктория ГОЛУБКОВА, воспитатель по физической культуре.Педагогическое кредо: «Физкультура и спорт нас к победе ведет! И в жизни, и в делах – всегда успех нас ждет!».
Распространение идей Фребеля имело в России как сторонников, так и противников, однако сам термин «детский сад» в России используется до сих пор. Многие русские педагоги отстаивали идеи семейного воспитания маленьких детей. Так, Н.Пирогов считал, что семейное воспитание предоставляет больше простора для развития индивидуальности ребенка по сравнению с воспитательными учреждениями, что искусственное, строго систематизированное первоначальное воспитание и обучение, проводившееся во фребелевских детских садах, влияет на развитие детей скорее отрицательно, чем положительно: «Заставить, например, четырех-пятилетних детей по Фребелю играть в определенный час так, в другой – иначе, осмыслить каждую его игру и забаву – не значит ли действовать отрицательно, и систематически отрицательно, на свободу таких действий, которые по существу и цели требуют большой свободы? Я, по крайней мере, не жалею, что жил ребенком в то время, когда еще неизвестны были Фребелевы сады».
Ценность семейного воспитания отстаивал К.Ушинский. Он высказывал сожаление, что существовали семьи, где рано отдают детей в воспитательные учреждения: «Какая же здравая педагогика не согласится, что для детей этого возраста самое лучшее воспитательное место – отеческий дом, а лучшая воспитательница и наставница – родная мать», считая, что детские сады Фребеля, как бы рациональны ни были принятые в них игры и занятия детей, могут подействовать вредно на ребенка, если ребенок проводит в них большую часть дня. Однако Ушинский отмечал и пользу кратковременного пребывания детей в кругу своих сверстников, тем более что не всякая мать могла дать надлежащее воспитание своим детям: «…детские сады желательная, но малодоступная роскошь». Он считал желательным, чтобы дети 4-7 лет вместе играли под руководством наставницы, обладающей педагогическим талантом, доброй, но в то же время с твердым характером. В таком саду дети приучились бы к общественности, в нем сгладились бы угловатости характеров, они привыкли бы играть вместе, что очень важно, уступать и помогать друг другу, полюбили бы порядок, стройность, гармонию в звуках, цветах, фигурах, движениях, в словах и поступках: «Где можно устроить такой сад, там должно его и строить по возможности скорее, но это возможно только для людей богатых, в столицах и больших городах».
П.Лесгафт, хорошо знакомый с практикой заграничных детских садов, а также первых русских учреждений, считал лучшей средой для маленького ребенка семью, позволяющую индивидуализировать воспитание ребенка. Тем не менее, признавая необходимость существования детских садов как необходимость для детей, лишенных родительского попечения и забот, Лесгафт говорил о важности создания детских садов по принципу большой семьи – воспитательница и 4-5 детей.
С развитием общества, вовлечением женщины в активную деятельность вне семьи стало понятно, что общественное воспитание детей решает многие социальные и педагогические проблемы. А.Симонович отмечала, что в детских садах нуждаются прежде всего городские дети из среды высших и средних сословий. От трех лет дальнейшее пребывание в семье оказывается уже вредно для ребенка, он нуждается в товарищах для игр и занятий. Пребывание в детском саду дает детям общий уровень развития. Детский сад готовит детей к школе, однако продолжительность пребывания детей в детском саду должна быть такой, чтобы и семья имела возможность продолжить свое воспитание.
Известный русский педагог, психолог П.Каптерев в «Истории русской педагогии» писал о кризисе семьи начала ХХ века: «В настоящее время русская семья переживает глубокий кризис: прежние ранние браки заменяются поздними; семейная жизнь из-за подорожания всех продуктов становится очень трудной в материальном отношении; самая форма брака, связывающего на всю жизнь или очень надолго и не легко расторжимого, считается устарелой, признается желательной связь более свободная и в случае нужды подлежащая более легкому и скорому расторжению; мать, которая получает в настоящее время среднее и даже высшее образование, не желает, как это было прежде, замыкаться в семье, отдавать ей все свои силы, а стремится и к общественной деятельности. Таким образом, старая семья расшатана, а новую пока еще жизнь не выработала. А раз заколебалась семья, значит, заколебалось и семейное воспитание». Однако полностью заменить семейное воспитание общественным нельзя, но помочь семье возможно и необходимо. Для этого и создаются детские сады, которые он считал необходимой первой ступенью общественного воспитания, заключающей в себе элементы семьи и школы.
Детский сад, писал П.Каптерев, должен быть национальным, то есть отвечать народным свойствам и нуждам, согласовываться с характерными особенностями для известной национальности. Для детей богатых и образованных родителей детский сад должен быть организован по семейному принципу, пребывание детей в нем должно быть непродолжительным. В таких садах предполагался союз матерей и их личное, по очереди, руководство занятиями детей.
Е.Тихеева считала, что детский сад должен быть «подобием семьи», что между воспитательницей и детьми должны быть непринужденные, доброжелательные, «семейные отношения». На этой точке зрения стояли практически все педагоги дореволюционного периода.
По признанию ученых, семья – одна из величайших социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересованы общество, государство, в прочной надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Светлана САЛТЫКОВА, заведующая детским садом №2632:
– В нашем обществе заметно возрастает ценность семьи, материнства, семейного воспитания. Семья – один из древнейших институтов, который пережил целые эпохи. Долговечность семейного института в том, что семья позволяет человеку любой эпохи более устойчиво держаться в обществе. Семья как источник питает более широкие и высшие сферы жизни человека – чувство Родины и патриотизм.
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности. Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Семейные детские сады организуются для поддержки многодетных семей; предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей; развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка; расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.
Для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание ДОУ вводятся дополнительные штатные единицы. На должность воспитателя семейного детского сада назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи.
В нашем ДОУ проект «Семейный детский сад» реализуется для оказания методической, информационной поддержки молодых семей, организации и проведения совместных мероприятий, способствующих укреплению молодой семьи, решению проблем по воспитанию детей. Каждый воспитатель семейного детского сада систематически получает консультативную помощь от методической службы, специалистов ДОУ. С детьми семейного детского сада занимаются:
педагог-психолог (3 раза в неделю);
музыкальный руководитель (2 раза в неделю);
воспитатель по физо (2 раза в неделю).
Воспитанниками детского сада сегодня стали трое детей дошкольного возраста. Воспитатель семейного детского сада – многодетная мама шести детей Татьяна Сидорова – окончила Московский городской педагогический университет, по специальности «педагогика и методика дошкольного образования». Воспитательно-образовательный процесс осуществляется дома, а также на базе нашего детского сада по программе «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М.Васильевой. В результате пребывания ребенка в естественной уютной обстановке у него возникает и закрепляется положительный эмоциональный тонус, что становится основой успешного интеллектуального и личностного развития. Предметно-развивающая среда в квартире отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и нормам:
– оформление помещения – домашняя обстановка (комфорт, уют, эстетика);
– предметно-игровая среда дома – разнообразная, многофункциональная и вариативная.
Игровое пространство дома соответствует потребностям детей в социальном развитии: в квартире имеется предметно-развивающая среда не только для сюжетно-ролевых, но и для театрализованных игр, конструирования, художественного творчества, максимально разнообразные учебные и дидактические пособия. Татьяна Николаевна проводит дома все занятия в соответствии с разработанной старшим воспитателем сеткой занятий, а на музыкальное, физкультурное и занятия с психологом дети вместе с мамами приходят в детский сад.
При выстраивании педагогического процесса в семейном детском саду нужно помнить о необходимости формирования гармонично развитой личности ребенка. Особое внимание уделяется физическому и психическому здоровью детей, формированию личностного отношения к окружающему миру, учитывая основной психологический закон – закон деятельности. Уделяя внимание физическому развитию детей, воспитатель семейного детского сада строит работу с детьми так, чтобы активно совершенствовались функциональные возможности детского организма, обогащался его двигательный опыт, стимулировался естественный процесс развития двигательных способностей и качеств ребенка (ловкость, выносливость). Помимо детского сада Татьяна Николаевна занятия по физкультуре проводит дома, в их семье имеется специальная комната для физического развития детей, оборудованная спортивным комплексом. Воспитание двигательной активности один из самых важных режимных моментов в семейном детском саду.
Игровая деятельность детей семейного детского сада ничем не отличается от игр детей в группах детского сада. Татьяна Николаевна проводит подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры на улице и в домашней обстановке. Также достаточное время в гибком режиме дня отводится самостоятельным играм детей.
Большое значение для личностного развития ребенка имеет приобщение его к искусству. Занятия музыкой проходят на базе нашего детского сада. Они помогают ребенку полюбить и понять хорошую музыку, с ранних лет приобщая его к музыкальной культуре. Дома у Татьяны Николаевны также есть детские музыкальные игрушки, таким образом, дети могут самостоятельно музицировать, танцевать, петь, когда захотят.
Создание новой модели дошкольного образования «Семейный детский сад» свидетельствует о том, что система дошкольного образования в Москве развивается, учитывая запросы разных категорий семей. Работа нашего детского сада в составе ресурсного центра «Мой садик дома» позволяет не только повысить собственные знания, но и поделиться мнениями и интересными идеями с педагогами других детских садов.
Комментарии