search
main
0

ОБЖ и/или НВП?

Мы продолжаем рассказ об учебно-методическом комплекте по основам безопасности жизнедеятельности, выпущенном издательством «Дрофа». В предыдущем выпуске речь шла об учебниках для 5-9 классов. Сегодня речь пойдет об учебно-методическом комплекте по ОБЖ для старшей школы. Свои вопросы мы адресуем одному из основных авторов УМК – Владимиру Николаевичу ЛАТЧУКУ.

– Владимир Николаевич, мне бы хотелось начать нашу беседу с вопроса, возможно, не очень приятного, но принципиально важного. Недавно в прессе прошла волна публикаций, касающихся школьных учебников. И, в частности, у многих родителей вызвали нарекания учебники по ОБЖ, где зачем-то излагаются сведения о репродуктивном здоровье, в частности, о половом развитии, сексуальных отношениях и т.д. Есть ли такой материал в вашем учебнике, и если есть, то чем мотивируется его «попадание» на страницы учебника по ОБЖ?

– Действительно, вопрос непростой. Автор включает в учебник тот или иной материал не по своей прихоти: он в первую очередь сообразует свои идеи с требованиями, которые предъявляет к содержанию учебного материала государственный образовательный стандарт. В противном случае учебник не пройдет через экспертный совет и не получит «допуск» в школы. Поэтому задавать этот вопрос следовало бы не авторам учебников, а непосредственно составителям государственных образовательных стандартов по ОБЖ, где обязательным минимумом содержания основных образовательных программ предусмотрено изучение вопросов, связанных с репродуктивным здоровьем подростков. Таким образом, материал, связанный с репродуктивным здоровьем, «попал» в наши учебники.

Но мы подошли к этому вопросу, на наш взгляд, достаточно корректно. То, как изложен материал, касающийся репродуктивного здоровья в наших учебниках, вряд ли можно назвать сексуальным просвещением. Эти главы составлены профессиональными врачами и психологами именно с учетом возрастных особенностей детей. Кроме того, мы стараемся подавать любой материал в учебнике по этой тематике под тем углом зрения, который касается в основном вопросов личной безопасности в ситуациях, которые «подстерегают» подростков, юношей и девушек в этом возрасте. Мы пишем и о ранней беременности и ее последствиях, об инфекциях, передающихся половым путем, о СПИДе. Правда, более подробно мы освещаем последний материал уже в старших классах.

– Давайте перейдем к вашим учебникам для старшей школы. Какой аспект безопасности жизнедеятельности представлен в них?

– В учебнике для 10 класса мы завершаем формирование у обучающихся старшей школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности, и в частности, по безопасному поведению в социальной среде, а также в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одновременно наряду с наращиванием внимания к проблемам личной безопасности акцентируем внимание на проблемах национальной безопасности. При этом старшеклассники получают знания об основных направлениях деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, правовых аспектах организации обеспечения безопасности и защиты населения, о международном гуманитарном праве по защите жертв вооруженных конфликтов, знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), гражданской обороной (ГО) как системой общегосударственных оборонных мероприятий, государственными службами по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан.

Кроме того, в учебниках уделяется большое внимание вопросам основ медицинских знаний и здорового образа жизни. В них особо подчеркивается целенаправленное и целеустремленное освоение учащимися элементов здорового образа жизни с целью их гармоничного, духовного и физического развития, методов укрепления здоровья и профилактики заболеваний, а также навыков оказания само- и – взаимопомощи.

– Сегодня многие – и родители, и школьники – воспринимают предмет ОБЖ в старших классах как возвращение курса начальной военной подготовки (НВП). Насколько это отвечает действительности?

– Одна из основных функций наших учебников для 10-11 классов – ориентация их на личную безопасность человека в среде обитания, понимание, а в дальнейшем и участие в решении проблем национальной безопасности страны, подготовка юношей к выполнению своего конституционного долга по защите Отечества.

Сегодня курса начальной военной подготовки в образовательных учреждениях нет, поэтому большой материал учебников посвящен основам военной службы, задачей которого является правовая, теоретическая и морально-психологическая подготовка учащихся к выполнению своего конституционного долга, которая поможет им в дальнейшем успешнее адаптироваться к условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию.

В процессе изучения материала предусматривается получение учащимися необходимых знаний об обороне государства, о его вооруженной защите, о наших Вооруженных силах, о боевых традициях нашей армии, о символах воинской чести (Боевое знамя воинской части, государственные награды, ритуалы Вооруженных сил), о положениях Конституции и законов Российской Федерации по вопросам военной обязанности и военной службы, в том числе и об альтернативной гражданской службе, и т.д.

Учитывая, что в процессе обучения предусматриваются 5-дневные подготовительные сборы юношей на базе воинской части или подразделения РОСТО, в учебнике 10 класса дается расширенный материал, в котором рассматриваются такие важные вопросы, как размещение и быт военнослужащих, организация суточного наряда и караульной службы, основы огневой, тактической и физической подготовки военнослужащих, и др. Хочу подчеркнуть, что этот материал не является обязательным к обучению и носит ознакомительный (информационный) характер.

Когда мы разрабатывали учебник для 11 класса, то стремились дать в нем материал, связанный и с морально-психологической подготовкой к службе в Вооруженных силах. Поэтому в этом учебнике есть раздел, который не предусмотрен программой: «Психологические основы подготовки к военной службе». Этот дополнительный материал вызвал положительный отзыв специалистов и экспертов Федерального экспертного совета, подчеркнувших своевременность и важность такой темы в учебнике.

В целом наши учебники для старших классов довольно объемные по содержанию, и их можно использовать при обучении учащихся старших классов не только на базовом, но и профильном уровне. Сегодня по ним занимаются не только школы, но и профильные учебные заведения. Например, ряд кадетских училищ и профильных классов.

– А чем будут заниматься девушки на уроках ОБЖ, ведь у нас пока женщин не призывают в армию?

– Сегодня требования к уровню подготовки выпускников старших классов, определенные государственным образовательным стандартом, одинаковы и для мальчиков, и для девочек. При этом хочу напомнить, что курс ОБЖ в старшей школе – не курс начальной военной подготовки. Кроме того, сегодня вопросы военной службы для части девушек становятся также актуальными, поскольку их принимают учиться во многие военные училища.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте