Школьный предмет ОБЖ будет переименован в «Основы безопасности и защиты Родины». Такая поправка была внесена в ходе рассмотрения в Госдуме законопроекта о трудовом воспитании. 28 июля закон одобрил Совет Федерации. Предполагается, что норма вступит в силу с 1 сентября 2024 года.
Ранее о подобных планах заявляли в Министерстве просвещения РФ. По словам Анны Тимофеевой, заместителя директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России, формированием новой учебной федеральной программы займется рабочая группа с участием представителей Минобороны и МЧС. Параллельно будет идти работа над новыми учебниками для основной и средней школы.
О том, как переименование предмета скажется на его содержании и что в нем необходимо изменить, размышляют наши эксперты и читатели.
Анжела ЧУВАШОВА, учитель ОБЖ школы №167 имени Маршала Л.А.Говорова, Москва:
– Изменения могут произойти только тогда, когда будет хорошее материальное обеспечение школьного предмета, а не по причине замены его названия. Возможно, в содержании ОБЖ в скором времени произойдут изменения, отвечающие современным тенденциям, но еще раз повторю: нужна материальная база, возможность закупить учебное оборудование и другие средства для отработки практических действий (только тогда, когда будет больше практики на уроке, он будет нужным и интересным).
Я считаю, что зря убрали из курса ОБЖ темы «Уголовная ответственность несовершеннолетних» и «Вандализм». Мало времени отводится на тематику финансовой безопасности.
В тематике «Основы здорового образа жизни» нужно расширить темы «Здоровое питание и продукты, вызывающие заболевания», «Опасность самолечения и лекарственных средств», «Профилактические прививки». Кроме того, необходимо увеличить количество часов раздела «Основы медицинских знаний» (за то количество, что отведено сейчас, теорию усвоить можно, но отработать практику нельзя). Необходимо расширить тему ПДД, так как появились новые средства передвижения. А еще нужно создать базу современных учебных фильмов по темам, изучаемым на ОБЖ, где будут рассмотрены конкретные ситуационные задачи. Такие фильмы есть, но их очень мало.
Ирина ЛУКИНА, директор средней школы №2 Сухиничей Калужской области, лидер Всероссийской олимпиады педагогов начальной школы «Мой первый учитель»-2020:
– Название не главное! Важно содержание. Но если идти по пути анализа, переименование ОБЖ имеет следующую цель: обновление содержания предмета и его актуализацию под современные вызовы и потребности как всего общества, так и обучающихся. В новом названии отражены изменения в содержании курса, его ориентированность на патриотическое воспитание. Мне кажется важным, что текущая программа по ОБЖ будет входить в программу нового предмета. Исходя из этого, я бы название все-таки немного изменила – «ОБЖ и защита Родины», так как именно безопасность жизнедеятельности лежит в основе. В то же время существует необходимость обучения школьников основам военной профессии (в рамках профориентационной составляющей). Особое внимание, как мне видится, следует уделять основам первой помощи, командообразующим играм и упражнениям, основам выживания, психологическому самоконтролю и умению ориентироваться в информационном поле. Если занятия будут иметь практическое значение для ребят, это станет основой для их дальнейшей жизни.
Что меня тревожит в этой ситуации? Во-первых, отсутствие учебников. У нас достаточно примеров, когда вводится новая дисциплина, а учебники и программы отсутствуют. Во-вторых, кадровый состав. Хорошо, если в школе есть учитель с опытом службы в армии, подготовленный с точки зрения педагогики и психологии. А если нет? Что тогда? Смогут ли курсы повышения квалификации исправить ситуацию?
И тут размышления о самой программе. На мой взгляд, в 5-7‑х классах стоит оставить ОБЖ с введением профориентационных модулей. В 8-11‑х уже добавить начальную военную подготовку и изучение основ ведения информационной войны.
Никита БОРОВСКИЙ, учитель истории и обществознания, педагог дополнительного образования по программе «Школа безопасности», Петрозаводск:
– На мой взгляд, изменения если и будут, то исключительно косметические. Мы проходили подобное, когда предмет «Человек и общество» поменялся на «Обществознание». Вероятно, будет сделан больший упор на патриотическое воспитание, что в целом хорошо. Я бы предложил больше практической подготовки, но для этого школы должны быть в достаточной мере оснащены. На данный момент у многих школ, например, нет своих военизированной полосы, тира, а иногда и спортплощадки в достойном состоянии.
Александр ШИШАЕВ, учитель физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ средней школы №6 г. Кириши, Ленинградская область:
– На сегодняшний день созрела необходимость менять подход в преподавании предмета ОБЖ. С этим я согласен, но нужно ли его переименовывать?
Новое название, скорее всего, возникло в связи с интеграцией ОБЖ и НВП (начальной военной подготовки) – предмета, который преподавался ранее. Если посмотреть программу ОБЖ старших классов, то можно увидеть большой модуль ОВС (основы военной службы), который является аналогом НВП. Поэтому я не вижу необходимости в переименовании предмета. Но при этом и не являюсь противником этих изменений.
Программа ОБЖ нуждается в модернизации. Во многих модулях за последние годы произошли значительные изменения, которые должны отражаться в методическом материале предмета: первая помощь, ПДД, методики защиты в чрезвычайных ситуациях и т. д. С начала СВО значительно изменился и подход в военной подготовке допризывной молодежи. На мой взгляд, должен быть один, но досконально проработанный учебник. А как он будет называться, не важно.
Отдельным, не менее важным вопросом является учебно-материальное обеспечение. В свое время, когда ликвидировали курс НВП, школы сдали всю учебно-материальную базу по предмету. По моим данным, сегодня школы страны не более чем на 10% оснащены необходимым для ведения нового предмета.
Сегодня во многих школах существует ставка преподавателя-организатора ОБЖ. При смене названия предмета возникнет проблема ее финансирования. И не нужно забывать про переподготовку кадров для преподавания нового предмета.
Если при кардинальных изменениях в предмете будет учтено хотя бы вышеперечисленное, то можно рассчитывать на положительный результат.
Елена КАЗАНИНА, директор Сростинской средней школы имени В.М.Шукшина, Алтайский край:
– Возникает два вопроса. Что значит «Основы безопасности и защиты Родины»? Основы безопасности чего? Родины? Какой предметный и метапредметный результат видится в данном контексте? Не будет ли это огромный перегиб в сторону защиты, вооружения и так далее?
Второй большой вопрос – адекватность программы для 5-9‑х классов, когда психика ребенка еще не сформирована.
В предмете ОБЖ при выборе программы была альтернатива вести его с 5‑го или с 7‑го класса. Как будет сейчас?
У меня несколько опасений. Мы перешли на пятидневную рабочую неделю, учебный план впритык. Физкультура уже 2 часа. Если новый предмет будет с 5‑го класса, то за счет каких часов? Не лучше ли уделить время физической подготовке?
На мой взгляд, в основном звене логика предмета не должна касаться военных установок, оружия, тактики военных действий. Зачем это в 5-8‑х классах? Вспомним опыт советской школы: начальная военная подготовка шла только в старших классах.
У нас в школах есть Юнармия, дети приходят в отряды добровольно. Что мы хотим увидеть в новом предмете? Разборку и сборку автомата, медицинскую помощь? Но этого достаточно в старших классах. Также смущает привлечение МЧС для составления программы. Все-таки писать программы должны люди, которые знают основы педагогики и психологии, дабы не навредить хрупкой детской душе.
Еще одно опасение: мы вводим предмет с новой программой без подготовки учителей. Кто в школе ведет ОБЖ? Учителя, не имеющие никакого представления об армейской службе.
Если и вводить новый предмет, то только в 10‑м и 11‑м классах. Назвать как раньше – «Начальная военная подготовка». А начальную и основную школу точно не трогать. 7-9‑е классы – ОБЖ.
Елена П., мама школьницы, Великий Новгород:
– Когда я училась в школе в конце 1980‑х, у нас был курс НВП – начальной военной подготовки. Вспоминая свои уроки НВП, могу сказать, что полезным и интересным, на мой взгляд, было обучение стрельбе из автомата. Часть заданий я бы убрала, например, хождение строем совсем не нужно для девочек. Помню, что мы зазубривали наизусть названия отравляющих газов и их действие, эти знания были бесполезны, потому что из-за большого объема информации улетучились из головы моментально. Вообще я считаю, что НВП и ОБЖ должны быть нацелены не на ответы в классе у доски, а на постоянную физическую тренировку вне школы, включающую игру «Зарница», ориентирование на местности. Современные дети, о которых чрезмерно заботятся родители, воспринимают мир как исключительно удобную и приятную среду существования, и возможность опасности для них является чем-то малореальным. В результате, например, происходят случаи, когда в армии молодой солдат-срочник бросает гранату на учениях, а та скатывается обратно в окоп. Или подросток идет мимо висящего электрического провода и из баловства хватается за него, погибая на глазах у родителей. Это все реальные события, описанные в СМИ. Необходимо учить детей мгновенно собираться в экстремальных условиях и прикладывать все усилия, чтобы выжить. Этому, собственно, и посвящен курс ОБЖ.
Комментарии