То, чем занимаются в Красноярском краевом Центре психолого-медико-социального сопровождения (КЦПМСС), можно назвать только одним словом – «волшебство». Маленький Витя попал сюда, когда ему было чуть более трех лет. Всю свою небольшую жизнь он пролежал в больнице. Поэтому не мог ходить, не умел говорить и держать ложку. В букете диагнозов, которые ему ставили врачи, был и такой – «тяжелейшая форма умственной отсталости». Сейчас Вите 12 лет, он очень любит петь и танцевать, а его интеллектуальные способности не вызывают сомнений.
– Обычно родители замечают проблемы у своего ребенка тогда, когда он начинает учиться. Бывает, что мамы и папы видят: малыш отстает в физическом и умственном развитии, но надеются, что с возрастом все пройдет, – рассказывает Валентина Дианова, директор центра, заслуженный учитель России, президент краевой ассоциации «Социальная защита детства». – Должна разочаровать таких родителей, как правило, проблемы сами собой уходят лишь у 5-10 процентов детей. Остальные не могут успешно учиться в школе, попадают в коррекционные классы. Некоторых признают «необучаемыми». А ведь бед можно избежать или хотя бы смягчить их последствия, если провести диагностику в раннем возрасте и оказать своевременную медикаментозную и психолого-педагогическую помощь.
Валентина Ивановна изучила опыт оказания диагностико-ориентационной и коррекционной помощи детям с трудностями в развитии, побывала в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Екатеринбурге, но ни один из существующих центров не отвечал запросам региона. Поэтому учеными Иркутска совместно со специалистами Управления образования администрации Красноярского края было разработано положение, основанное на потребностях региона и с учетом его возможностей. Через четыре года центр заработал.
– Специалисты центра во многих вопросах диагностики и коррекции были первооткрывателями, – экскурсию по центру Валентина Ивановна начинает с единственного во всем Красноярском крае отдела ранней диагностики и сопровождения малышей раннего дошкольного возраста. – В первые годы работы мы с трудом справлялись с потоком детей. В основном это были малыши из детских домов, школ-интернатов, детприемников и приютов. Все их многочисленные отставания в развитии и болезни, как правило, связаны с отсутствием родительской любви и ласки. Мы старались компенсировать это специальными занятиями психологов, педагогов и лечебно-профилактическими мероприятиями, которые проходили в атмосфере теплоты и доброжелательности.
– Вы не задумывались, почему многим малышам сегодня тяжело учиться в современной школе, они быстро утомляются, у них начинает болеть голова? – спрашивает Юлия Дианова, заведующая отделом ранней диагностики. – Причина бед – в нарушениях раннего развития и отсутствии своевременной психолого-педагогической и медицинской помощи, что усугубляет проблемы этих детей, они часто вызывают жалобы со стороны учителей. Они неусидчивы, у них частые нервные срывы. В подростковом возрасте, когда время упущено, из этих милых талантливых малышей вырастают трудные неуправляемые подростки, агрессивные и склонные к асоциальным поступкам. Занимаясь обследованием ребенка, мы не пытаемся сразу поставить какой-то диагноз, наша задача – понять тот особой путь, по которому идет малыш. Специалисты используют различные системы диагностики и сопровождения.
Секрет успеха центра в тесном союзе четырех подразделений – диагностического, коррекционно-реабилитационного, медицинского и научно-методического. Педагогический процесс здесь сочетается с оздоровлением и лечением детей. Начинает работу с ребенком медицинская служба. Она проводит диагностику, лечение и составляет индивидуальную программу оздоровления для каждого малыша, которая идет параллельно с программой психолого-педагогической реабилитации. В дошкольные группы и диагностические классы ребята зачисляются на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Кто-то остается здесь на 3-4 дня, другие – на несколько месяцев. Коррекционно-реабилитационный отдел представлен дошкольно-школьным интернатом, в котором проживают детишки. Сегодня их 140 человек.
Вместе с Валентиной Ивановной мы заглядываем в медицинские кабинеты. Офтальмолог, ортопед, физиокабинет, кардиолог. Каких только процедур тут нет, любая больница позавидует – ароматерапия, хвойные и солевые ванны, УВЧ-терапия, ингаляции. В массажном кабинете малышам делают пузырьковый массаж стоп, гидромассаж, компьютерное обследование по методу Накотани. Все процедуры выполняются только по назначению врача. Поистине чудеса творятся в кабинете у невролога, где малышей лечат с помощью Су-Джок-терапии – разными цветами. Красный усиливает питание сосудов головного мозга, а зеленый и голубой обладают успокаивающим воздействием. Именно цветотерапия позволяет снижать внутричерепное давление, которое бывают у гиперактивных детей. Здесь делают точечный и китайский массаж, а также диагностируют и лечат родовые травмы головного и спинного мозга и нейроинфекции.
– Медицинские данные – лишь одна из составляющих педагогических и психологических программ индивидуальной коррекции и реабилитации, – включается в наш разговор заместитель директора по диагностической работе Вера Бусоргина. – Наши занятия не похожи на школьные уроки, все педагогическое обследование проходит в виде игры. В процессе наблюдения можно определить уровень умственной работоспособности, умение принять помощь, выяснить нарушения чтения, письма и звукопроизношения.
Комната эмоциональной разгрузки и природной релаксации – прекрасный способ снять психологический стресс у ребенка. Под потолком натянута сетка со светящимися огоньками – «звездное небо», удобные кресла со встроенной системой стереозвука, лампа, напоминающая аквариум с рыбками, в центре – сосиска-балансир.
В комнате по развитию мелкой моторики малыши играют, застегивая ремешки или заплетая косички на специально сделанном панно-тренажере, никто из них и не догадывается, что на самом деле это серьезная подготовка к учебному процессу. Многие развивающие игры местные специалисты придумывают сами, создают забавных кукол из подсобного материала и делятся секретами изготовления дидактических игрушек с родителями.
В центре организована школа для пап и мам, где специалисты учат правильно разговаривать с малышом, советуют, в какие игры играть.
Есть у краевого центра и филиалы в Ачинске, Минусинске, Канске, Лесосибирске, это дает возможность охватить психолого-медико-педагогической помощью всех нуждающихся детей, приблизить помощь детям и их родителям из отдаленных районов края.
Комментарии