Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Обыкновенное чудо. Для кого звонил «Медный колокольчик» в Храме Христа Спасителя

Дата: 17 марта 2014, 22:53
Автор:

Наконец-то весна! И можно с удовольствием вспомнить зиму, подарившую детям много новых спектаклей. Очень разных, порой – вызывающих недоумение, чаще – ярких и интересных. Среди них особняком стоит «Медный колокольчик», поставленный по пьесе Дмитрия Дашкова Кареном Нерсисяном, режиссером, чьи постановки снискали любовь зрителей не только Москвы, но и Омска, Нижнего Новгорода, Барнаула.

Спектакль же этот особый не только потому, что ему на целый месяц был отдан огромный Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, не только потому, что театр не поскупился на роскошные декорации (сценограф Кирилл Данилов) и великолепные костюмы (художник по костюмам Янина Кремер) и даже не потому, что в спектакле много музыки, песен, танцев (композитор Светлана Галыбина, тексты песен Павел Конивец, хореограф Алишер Хасанов) и даже не потому, что в оформлении спектакля широко используются возможности компьютерной графики. А, скорее всего, потому, что, как и положено подлинному театру, используя все перечисленные компоненты, «Колокольчик» синтезировал их в ярком и радостном представлении, основанном на простой и верной мысли, что чудеса в этой жизни могут стать реальностью, если людей ведет бескорыстие, сострадание, доброта.

… Живет в лесной сторожке девочка Даша (Светлана Бокаева). Живет с мудрым дедом-лесником (Дмитрий Лямочкин). В окружении стройных, как колонны, деревьев, в первозданной тишине и чистоте природы, подкармливая в снежные зимы зверей и птиц. И душа ее чиста, как природа и безгрешна, с доверчивой готовностью откликаясь на притчи и легенды, которые рассказывает дед.  Вот и сейчас, найдя в лесу колокольчик, убеждена, что он – не с дуги проехавших здесь саней, а только что упавшая с неба звездочка, посланная ангелами для хорошего человека, дабы помочь ему в добрых делах. И этого человека нужно непременно найти именно сегодня – в канун Сочельника. Ну, что за беда, что до ближайшего города – 18 верст по заснеженной дороге, да потом столько же – обратно. Ради такого важного дела это – не расстояние. И она уговаривает деда отправиться в путь.

А в городе – праздник! Уютно светятся разноцветные окна-витражи, вьется дымок печных труб, высятся купола соборов и шпиль колокольни, под которыми царит радостная суматоха и веселый гомон. И кого только не встретишь! Барыни в пышных юбках с гжельскими, городецкими, филимоновскими орнаментами, Кукольник, будто сошедший со старинного лубка, кучер с потешными лошадками, так похожими на ожившие дымковские игрушки, забавный дрессированный медведь, наяривающий на балалайке разудалую плясовую. Есть тут и торговец леденцами, и торговец новюсенькими сверкающими  колокольчиками, и озорная ватага гимназистов со своим интеллектуалом в очках (Андрей Курносов), и хор строгих гувернанток. А вот – целый отряд ражих, рыжих, важных городовых в ярко-лазоревых шинелях  с топорщащимися  пышными усами – кажется, не подступись! Лишь позже, когда потребуется помощь одного из них (Константин Богданов), и в своей сторожке он скинет шинель и будет поить озябших путников чаем, окажется вполне добродушным и славным малым. А пока напоминает Даше гордеца-сохатого. Да и другие жители города так похожи на лесное зверье. Та же торговка пирожками (Дарья Казеева) в огненной кацавейке, отороченной пышным мехом – и внешне,  и повадками – ну, чем не красавица-лисица? И как среди этой пестрой толпы найти того, кто достоин дара небес?!

Ошеломленная впечатлениями, растерявшаяся девочка готова рассказать всем и каждому историю своей находки, только бы помогли отыскать того, кому она предназначена. Но горожане не так доверчивы, хотя кое-кто и пытается заполучить колокольчик – кто его знает, а, вдруг?

Парадоксально, но в итоге оказывается, что нужнее всего он грубому оборвышу Данилке (Виктор Сапелкин), который, подслушав рассказ Даши  о чудодейственных свойствах колокольчика, попытался, выхватив его, убежать. Но не тут-то было. Она устремляется за ним. И этот созданный с помощью компьютерных технологий бег, как головокружительная карусель, когда стремглав несутся вокруг улочки и переулки, а дома словно  пустились в безумный пляс, приводит в темную каморку к постели больного мальчика Алешки (Руслан Фейзрахманов). Так вот, оказывается, что прятали нарядные городские фасады. Этот мальчик  может умереть, если не случится чуда. Вот для чего  Данилке так нужен был колокольчик: он хочет спасти брата. И чудо происходит. Бросившиеся на поиск потерявшейся Даши люди, оказавшись у постели умирающего ребенка, стараются сделать все, чтобы вернуть его к жизни: и оплатить визит доктора, и купить необходимые лекарства, еду, которой нет в этом бедном доме. Так героине, а вместе с ней маленьким зрителям открывается непреложная истина: красота внешняя – еще не красота, а причиной проступка может быть любовь к ближнему, страх за него и отчаянное желание спасти.

Наступает Сочельник. Алешка, придя в себя, наслаждается звоном колокольчика, из трубы над его  комнаткой валит дым, а из-за нее появляется белоснежный ангелочек. А потом – еще,  и еще, кружась в завораживающем танце, так похожие на снежинки в снегопад – тоже чудо, подобное тому, что мы вдруг замечаем в привычных вещах.

Примечательно, что играя детей, актеры не стремятся играть возраст, выделяя, скорее, индивидуальные особенности характера – разве что отдельные деликатные, лишенные нарочитости штрихи в пластике, интонациях.  Ведь и взрослым людям может быть присуща детскость, проявляющаяся в открытости и искренности, в желании познать этот удивительный мир, в непосредственности  и эмоциональности восприятия жизни. Особенно, если это – как герои пьесы – натуры поэтические, способные по-своему увидеть ее противоречия.

Безусловно, в пьесе присутствует тема православных ценностей, оправданная и местом, где состоялась премьера, и датой, к которой была приурочена. Случается, что библейская мудрость в театральной сказке кажется либо излишне дидактичной, нивелируя само понятие художественности сценического произведения, либо слишком искусственной. В «Медном колокольчике» этого не произошло. Режиссеру хватило интеллигентности, такта и вкуса, чтобы в истории, происходящей с участием небесных сил, главными сделать те человеческие качества, которые, независимо от конфессиональной принадлежности объединяют человечество, творя чудеса в реальности.

Фото Сергея Тупталова и Тараса Михалевского


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt