Фильм «Бабуся» (сценарист и режиссер Лидия Боброва) – история одной семьи. Или, вернее, история деградации душ одной семьи. В России любовь родителей к детям жертвенна. Любовь бабуси к своей дочери и внукам тоже жертвенна. Она отдает им здоровье, силы, жизнь. И в конце концов продает свой дом. А, по поверью, нельзя продавать дом, пока человек не перешел в свое последнее обиталище – «домовину». Так случилось и с бабусей. Продав старинный северный дом, она оказалась без крыши над головой, превратилась в бомжиху. Потому что вырученные деньги отдала внукам, а сама осталась жить с дочерью и зятем в полученной ими городской квартире.
Но тут случилась беда – тяжело заболела, а потом и умерла дочь Вера. Зять категорически отказался от тещи, собираясь заново жениться. Сестра сама немощна. Внучки вложили в бизнес свою долю от бабушкиного дара. И благополучно забыли о «спонсоре», наслаждаясь собственной сытой жизнью и преданно служа мужьям и детям. Внук Толик (Сергей Гамов) потерял все имущество в Грозном и стал беженцем. Но, как голодный голодного, он-то и уразумел бабусину безысходность. И позвал к себе. Да только жена заголосила – сами ведь жилье снимают, самих бы не выгнали. Но все же в итоге оставляют у себя переночевать старуху.
Когда-то всем необходимая, она, вечная нянька, вдруг осознает, что теперь она обуза, и, поднявшись со своей жалкой постели, в морозную ночь бредет в сторону давно проданного дома. Уходит, чтобы «вернуться» в свое прошлое, где ее любили, где она была всем нужна, где стоит среди вечного лета и детских голосов ее нетронутый дом. И она смотрит на него и на нас, а откуда-то издалека-издалёка доносится голос: «Бабуся!». Успеет ли ее вывести из сладкого забытья пустившийся за ней вдогонку Толик? И не будет ли жестокостью вернуть ее в настоящее, в котором выпестованные детки отказались от нее? Впору на остров умирающих стариков ее везти, как было принято в древности у восточных народов. Вот так, уйдя от коммунистической идеологии, не придя к христианскому милосердию, мы скатились на уровень дикарей…
Достичь эффекта подлинности помогло Лидии Бобровой то, что она пригласила на главную роль бабы Тоси обычную деревенскую женщину, непрофессиональную актрису Нину Шубину. Анна Овсянникова, исполнительница роли сестры бабуси, – актриса театра кукол. Остальные актеры тоже неизвестны широкому зрителю и очень напоминают шукшинских персонажей. Только в жестоких реалиях нашего времени, лишенных гордости и человеческой самодостаточности, они отличаются от всех шукшинских чудиков. Ведь они практически выталкивают на мороз свою праматерь-няньку. Измельчал народ, исподличался.
Главные мужские роли сыграли актеры Архангельского драматического театра Владимир Кулаков и Сергей Ануфриев. Их герои – две ипостаси русского национального характера – разгульный, дебоширистый добряк Виктор и правильный, упорный, целенаправленный Николай, который всего добьется, все покорит. Они-то и помогли режиссеру Лидии Бобровой показать миру, какая она сейчас, Россия, что в ней происходит. Фильм отмечен призами во Франции, Германии, Чехословакии… Наверное, тематика фильма актуальна и для этих стран.
Но интересна ли эта история нашим с вами соотечественникам? Какая-то умирающая бабка, ни тебе убийств, ни мордобоя, ни интима. Неэффектно. Старо. Кто же за это готов деньги платить? А деньги главнее всего.
Маститый Марлен Хуциев, присутствовавший на премьере, признался, говоря о Лидии Бобровой: «Я бы назвал ее не Лидия, а Любовь. Картина произвела на меня гигантское впечатление. Лидия сказала – я делала фильм о России. Больше она могла ничего не говорить. В какой-то момент во время просмотра я вспомнил Есенина. Много порождает этот фильм грустных, горьких мыслей. Не перестаю удивляться жестокости, загулу русского народа. Впечатление страшное. Лида – единомышленник Шукшина. Хотя в то же время и сама по себе. Она соединяется с ним в сострадании».
Комментарии