search
main
0

Обычное волшебство. или Как помочь «чучелу»?

– Никакого собственного достоинства у этой Лены Бессольцевой нет! – возмущался Максим Полтанов, представитель «зла». – Ее чучелом обозвали, а она хихикает! – Да она просто выше этого! – горячилась Настя Соколова, сторонница «добра».

Восьмой класс омской школы №151 обсуждал повесть Железнякова «Чучело». Урок по традиции проходил в библиотеке имени Чернышевского. Спорили, чего в книге больше – добра или зла. «Стенка на стенку», для чего сразу разделились на два лагеря. Шумели, кричали, войдя в азарт. Я слушала и удивлялась – так эти мальчишки и девчонки казались похожими на нас, школьников 70-х. Кто сказал, что они бездуховны? Они рассуждали о любви и дружбе, о подлости и предательстве, о ценностях вечных и проходящих – с тем же запалом, что и мы, пионеры и комсомольцы прошлых годов. Им не ставили за урок оценок, поэтому можно было отвечать «неправильно». Главное – искренне. Никто из 28 человек не остался в стороне. Библиотекари Ольга Данилова и Эрика Дорошенко, тоже ставшие на время «соперницами», конечно, подначивали, провоцировали и задавали каверзные вопросы. Но к доске никого не вызывали. Вообще-то они соратницы и программу духовно-литературного воспитания школьников написали вместе. Причем не для соседних лицея и гимназии, а для школы №151. «Школа дворового типа», – называет ее завуч Светлана Владимировна Костенко.

– Ребята сложные? – спрашиваю я, перекрикивая шум перемены.

– Жизнь у них сложная. А ребята замечательные. Может, и нехорошо сравнивать, но многие, особенно если из гимназии или лицея пришли, говорят, что у нас дышится легче. Отношения другие, более теплые. Даже учиться хочется! – смеется Светлана Владимировна, передразнивая своих учеников. – Обычная, бедная школа, хотя мы, педагоги, очень стараемся. У нашей десятиклассницы-хорошистки, например, церебральный паралич. Обычно такие дети замкнуты, на люди стараются не выходить. Может, и небольшая победа – помочь адаптироваться одному ребенку с ограниченными возможностями, но мы ею гордимся.

Восьмой – не самый трудный класс, как уверяли меня педагоги. То есть, конечно, когда пришли в пятый, к классному руководителю Вере Николаевне Прониной, было всякое. Максим Полтанов, высокий, крепкий парнишка, рассуждающий теперь о чувстве собственного достоинства, плакал над каждым заданием.

– Я не выучу стихотворение, Вер Николавна, – хныкал он. – Я тупой, у меня все равно ничего не получится.

Вера Николаевна вспоминает, как один из мальчишек, придя на первый классный час, забыл где-то портфель и так по этому поводу «расстроился», что у новой тогда «классной» волосы дыбом встали. А ровесники – ничего, для них подобные выражения были привычными. И в школе, и дома. Это теперь ребята, вспоминая свое знакомство с классной руководительницей, за головы хватаются: «Вот дураки-то мы были». И родителям уже вовсю делают замечания: «Вера Николаевна сказала, что так говорить нельзя».

Вера Николаевна считает свой класс «среднечитаемым». Во всяком случае, пока – до 11-го – еще есть время. Кабинет литературы – маленькая библиотека, где каждый может взять книгу, когда нужно. Без записи, но доверие оправдано – книги возвращаются на место. Впрочем, есть в школе и большая библиотека, руководит которой Татьяна Ильинична Стасенко. Ее «переманили» из библиотеки имени Чернышевского. Уроки духовности – это ее заслуга и инициатива. При всей бедности в этом году сумели превратить библиотеку из хранилища в настоящий книжный храм со светлым читальным залом, где есть и видеомагнитофон, и компьютер. Одна новенькая учительница очень удивилась, подсчитав, что словосочетание «Татьяна Ильинична» по частоте повторения ребятами – на втором месте после имени-отчества классного руководителя.

Вера Николаевна говорит, что занимается воспитанием класса в меру собственного воспитания:

– Если я – педагог, значит, должна работать над личностью ребенка. Некоторые считают, что это звучит «по-советски», а по-моему, это аксиома для любого общества. Тридцать лет назад я пришла в школу с этой мыслью и не могу с нею расстаться, независимо от заработной платы.

Однажды ребята самостоятельно готовили выступления к празднику. Обнаружилось, что две группки девчонок репетируют танцы, и вот беда – под одну и ту же музыку. Чуть не поссорились, поспорив, кто у кого «подслушал» идею. Тогда классный руководитель придумала танец из двух частей. И так это обеим группкам понравилось, что теперь они считают себя единой труппой. Умение работать вместе – одна из главных ценностей, которые Пронина сумела донести до ребят с помощью уроков литературы, книжных дискуссий и походов в театр. «Дворовые ребятишки» не пропускают премьер и с начала года посмотрели уже три постановки. Впрочем, у них много интересных занятий. Вера Николаевна нынче с удовольствием взялась вести в своем классе новый факультатив под эгидой Красного Креста «Вокруг тебя – мир». Посещают его все, но исключительно по желанию. «Гуманность» просто не сходит с языков восьмиклассников.

И все же история, чем-то напоминающая «Чучело», в восьмом тоже была. В прошлом году в классе появилась Оля Митышева – сирота, можно сказать, «антипод» Лены Бессольцевой. Но и на новых одноклассников она тоже походила мало. «Бандитка» – поначалу решили все окружающие. Разговаривала Оля исключительно оскорблениями, кулаками махала при каждом удобном случае. Вера Николаевна не проводила собрания по этому поводу, но потихоньку каждому объясняла, что девочка-колючка так защищается от мира. Слишком много ее обижали. Новенькой не стали устраивать бойкот. Просто на любую грубость отвечали подчеркнутой вежливостью, бросались на помощь и старались быть внимательными. Кажется, Оля удивилась больше всех, неожиданно обнаружив в своей речи «волшебные слова».

– В каждом классе бывает свое «Чучело», – философски заметил на это Максим Полтанов, сын слесаря, воспитывающего мальчика в одиночку. – Но добро-то побеждает.

Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте