Межведомственной рабочей группой под эгидой Русского географического общества и Министерства образования и науки РФ разработан проект концепции развития географического образования в РФ. Этот документ представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития школьного географического образования и просвещения. http://www.rgo.ru/sites/default/files/upload/koncepciya_razvitiya_geograficheskogo_obrazovaniya_v_rf_0.pdf.Какие трудности возникают у выпускников при подготовке к ЕГЭ по географии? Почему так важно уметь работать с географическими картами? Что изменится в преподавании школьной географии после утверждения обсуждаемой концепции? На эти и другие вопросы отвечает Надежда РОМАНОВА, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и естественных наук, исполняющая обязанности декана естественно-географического факультета Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета, г. Комсомольск-на-Амуре.
– Надежда Геннадьевна, с какими проблемами сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ по географии? Какие трудности испытывает учитель, подготавливая выпускников к сдаче ЕГЭ по этому предмету?- Главная проблема при подготовке к ЕГЭ – это установление причинно-следственных связей, на которых строится весь курс географии. Необходимо понять причину и следствие природных и социально-экономических явлений – наводнений, пожаров, землетрясений, изменения структуры хозяйства…Вторая трудность заключается в том, что большую часть знаний по физической географии ученики получают в 6, 7, 8-м классах. Многие темы сложны для этого возраста, например, большие трудности вызывает раздел «Земля как планета Солнечной системы». Если учитель эти темы с детьми не повторяет, к выпускным классам они забываются. Постоянно надо прорабатывать номенклатурный материал: названия заливов, проливов, гор, рек, морей, этнографические сведения о народах, населяющих ту или иную территорию. Все это пригодится на экзаменах.Третья трудность – отсутствие единых подходов к изучению географии: в одних школах ее начинают изучать с 5-го класса, в других – с 6-го. Это ставит учащихся в неравные условия. Четвертая проблема – нехватка времени на подготовку к экзамену. В большинстве школ Хабаровского края не предусмотрено специальное (оплачиваемое учителю) время на консультации перед выпускными экзаменами, и зачастую учителя вынуждены проводить такие занятия бесплатно. А поскольку многие школы у нас в Комсомольске-на-Амуре работают в две смены, и вторая заканчивается в 18.00, то педагоги вынуждены вести подготовку к экзаменам или вечером после занятий, или рано утром до уроков. Однако таких энтузиастов немного: раньше за высокие результаты ЕГЭ учителям доплачивали, учитывали эти показатели при аттестации, сейчас все это отменили, и прямой заинтересованности у педагогов нет. Поэтому школьникам нередко приходится готовиться к ЕГЭ самостоятельно. Ребята часто используют для подготовки непроверенные источники в Интернете, что не идет на пользу делу.- Зависит ли успешная подготовка к государственной итоговой аттестации от квалификации учителя?- Успешная подготовка выпускников напрямую зависит от квалификации учителя, но не во всех школах учитель географии имеет высокий уровень готовности к реализации современных требований географической науки.Многие учителя географии, особенно в сельских школах, не имеют профильного образования, – это историки, биологи, другие специалисты.Не все они способны выполнить сложные задания ЕГЭ.При повышении квалификации учителей значительно больше времени уделяется психолого-педагогическим вопросам, а не географическим, и, следовательно, не всегда эффективность курсов высока. Необходимо при составлении программ курсов повышения квалификации учителей географии проводить опрос коллег и учитывать их пожелания.- Как вы оцениваете новую экзаменационную модель ЕГЭ 2016 года? Так, в КИМах по географии исключены все задания с выбором одного ответа из четырех, разрешено использовать контурные карты в качестве справочных материалов.- Мне модель 2016 года нравится, потому что мы ушли от заданий с выбором ответа и перешли к заданиям, которые заставляют ребят думать.Мне понравилось, что стали применяться контурные карты в качестве справочных материалов. Те, кто хорошо владеет картой, дадут правильные ответы.Понравились задания на знание народов, ресурсов, геоэкологических проблем.В начале учебного года учителя опасались, что экзамен будет трудный, ребята не смогут его сдать. Опасения оказались напрасными: в этом году средний балл абитуриентов, поступавших на наш факультет, – 71, в прошлом этот показатель составлял 50-56 баллов.Не могу не сказать и о недостатках. На некоторые вопросы можно было дать разные варианты правильных ответов, в то время как нужно дать один.Поэтому формулировки вопросов должны быть более четкими, конкретными, предусматривающими однозначные ответы.- Около половины заданий на ОГЭ и ЕГЭ по географии так или иначе связаны с использованием карт. Не все учащиеся 9-х и 11-х классов могут выполнить эти задания. Как вы думаете, в чем проблема? На что следует обратить внимание учителям при работе с картами на уроках географии?- Ученики плохо справляются с теми заданиями, которые требуют знания топографических карт. Их практически нет в атласах. Если учитель посвящает этой теме специальные занятия, то ребята с такими заданиями справляются хорошо.Большую роль в формировании умения работать с картами играют практические занятия.Мы в нашем университете каждый сезон ведем студентов в поля, где нет Интернета, не работают GPS-навигаторы, система GLONASS и можно пользоваться только бумажными картами. Это умение помогает выжить в таких экстремальных условиях, поэтому картографические навыки осваиваются очень быстро.В этом году мы взяли с собой в летнюю экспедицию школьников – победителей олимпиад по географии. За неделю жизни в походных условиях у них изменилось отношение к географии, они поняли, что знания по этому предмету можно и нужно применять в жизни.Если ученики поймут, что от знания географических карт зависит их личная безопасность, тогда они будут их изучать.Надо вводить в школах больше практических занятий по географии, разрешить учителю вывозить детей на природу, пользуясь поддержкой МЧС и волонтеров, только так можно пробудить интерес к предмету.Но сделать это очень непросто.Есть рекомендации отделов образования уменьшить туристическую деятельность в школах: чиновники перестраховываются. В нашем регионе после прошлогодней аварии на трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре и других случаев, в которых погибли дети, вообще запретили перевозки детей на экскурсии, можно только в специализированных автобусах, а у нас такого транспорта очень мало. Фактически в течение этого года экскурсионно-туристическая деятельность со школьниками в Хабаровском крае приостановлена.- В ЕГЭ по географии принимают участие менее 3% от общего количества выпускников страны. Для сравнения: популярность ОГЭ по географии гораздо выше, его выбирают 20-25% учащихся 9-х классов, причем их доля с каждым годом растет. Как бы вы объяснили эту статистику и можно ли повысить популярность экзамена в 11-х классах?- В 11-м классе сдают ЕГЭ по географии те ребята, которым она потребуется на вступительных испытаниях в вузы, но таких вузов сейчас очень мало. 15-20 лет назад географию сдавали почти на все экономические специальности, теперь сдают обществознание.В Хабаровском крае выбирают географию свыше 30% выпускников 9-х классов. Причина простая: отметки за экзамен по этому предмету пока еще не влияют на аттестат, от него не зависит поступление в вуз. ОГЭ по географии достаточно простой: в отличие от 11-го класса там нет сложных заданий, учителям легче подготовить ребят к сдаче такого экзамена.Еще есть категория ребят, которые выбирают географию, потому что им этот предмет очень нравится.Огорчает то, что родители все реже советуют детям сдавать географию, видимо, считают этот предмет второстепенным. Чаще советуют детям выбрать иностранный язык.- Надежда Геннадьевна, будет ли способствовать обсуждаемая сейчас концепция географического образования повышению качества знаний учащихся и успешной сдаче ЕГЭ?- Мы сейчас с коллегами обсуждаем этот документ.Мне понравилось то, что о географии заговорили как об особом предмете, о том, что надо повысить его роль в школе, изменить методики преподавания.В то же время отмечу и недостатки. Концепция позиционируется как абсолютно новая, но особой новизны я в ней не увидела. Нет ответов на конкретные вопросы: как будут готовить педагогические кадры, за счет каких средств будет проводиться повышение квалификации (сейчас многие учителя повышают квалификацию за свои деньги)?Дистанционные курсы, отмеченные в концепции, не всегда отличаются эффективностью и качеством.Есть и утопические предложения, которые, на мой взгляд, невозможно реализовать. Например, предложение о введении обязательных ОГЭ и ЕГЭ по географии. Но в таком случае придется вводить обязательные экзамены по другим предметам.Многие возразят: советские школьники сдавали 7-9 обязательных экзаменов по разным предметам и справлялись в среднем более чем на «удовлетворительно». Сейчас вряд ли общество пойдет на такой шаг.Авторы концепции предлагают включить географию как обязательный учебный предмет на базовом и углубленном уровнях во все профили старшей школы. Но у нас в Комсомольске-на-Амуре только в нескольких школах организованы классы с социально-гуманитарным профилем, в которых дети могут углубленно изучать географию. В итоге незначительное количество выпускников школ города прошли профильную подготовку по географии. И это реальность, а обязаловка в данном случае не поможет. У детей должна быть свобода выбора.Поэтому удвоение числа абитуриентов на географических специальностях вузов до 2021 года, и тем более увеличение конкурса на географических факультетах педагогических вузов, на 10% к 2021 году и на 25% к 2025 году невыполнимая задача для таких провинциальных вузов, как наш.Мы на нашем факультете три года не набирали абитуриентов – все это время не было госзаказа на учителей географии. Да, учителя географии очень нужны в отдаленных сельских школах, но за их целевую контрактную подготовку должны платить муниципальные образования (средняя стоимость подготовки бакалавра в нашем университете 84 тыс. рублей в год плюс оплата общежития, расходы, связанные с проездом к месту практики и обратно). Да и не всякий обучающийся подпишет договор на целевую контрактную подготовку. Даже при тех мерах поддержки молодых специалистов, выезжающих работать в села Хабаровского края (предоставление подъемных, бесплатного жилья по месту работы, особые условия оплаты труда первые три года работы), не все готовы жить в суровых климатических условиях, в местах, удаленных от цивилизации.Если бы были созданы одинаковые условия для качественного преподавания географии во всех регионах России (обеспечение учебниками, кадрами, ресурсами), то мы бы работали эффективнее и география стала бы одной из ведущих школьных дисциплин. Следует снимать больше научно-популярных фильмов, устраивать больше акций, таких как Всероссийский географический диктант, доказывающих, что география – увлекательный и необходимый предмет.Тогда и школьники будут с интересом изучать географию и сдавать ее на выпускных экзаменах.
Ольга ДАШКОВСКАЯ, Хабаровский край
Комментарии