search
main
Топ 10
«Учитель года России – 2023»: как прошла торжественная церемония открытия финального этапа конкурса Об избирательной системе России расскажут российским школьникам 25 сентября на «Разговорах о важном» В Госдуме предложили пересмотреть подход к начислению зарплат учителям Школьникам рассказали об избирательной системе России на занятии «Разговоры о важном» Объявлены имена лауреатов Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям-2023» Стали известны имена 15 лауреатов конкурса «Воспитатель года России – 2023» Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям-2023» стала педагог из Уфы Меры социальной поддержки педагогов в Ивановской области закрепят в законе Ирина Димова: конкурс «Учитель года» открыл много прекрасных преподавателей, «моцартов» в педагогике В Карачаево-Черкесии назвали 15 лауреатов конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2023» Финал конкурса «Воспитатель года России-2023» станет самым многочисленным за всю историю Российским учителям предлагают разрешить оставлять школьников на второй год Финал конкурса «Учитель года России - 2023» стартует 22 сентября Решали задачи и писали контрольные: учителя физики и математики Ямала поучились в ведущем вузе России Родителям облегчили получение данных о посещении детьми школ и колледжей Москвы Минобрнауки представило проект приказа по порядку набора в вузы на следующий учебный год Томских школьников и педагогов приглашают навстречу вызовам «Выборы» директора школы, меры поддержки педагогов, советский опыт профориентации: новости образования Родителям из Подмосковья объяснили, что такое рейтинг ученика в приложении «Моя школа» Школьнику в помощь: полезные советы для успешной учебы
0

Обсуждение проекта примерной должностной инструкции заместителя руководителя по воспитанию и социализации

Развитие московской школы и системы столичного образования потребовало развития управленческой структуры школы; структурные изменения последних лет в управлении московскими школами позволили очертить состав управленческой команды, состоящей из директора школы и трех-четырех его заместителей, при этом отчетливо прослеживаются тенденции горизонтального управления большой образовательной организацией.

В процессы принятия решения вовлекаются и педагоги, осуществляющие руководство классом, и специалисты, возглавляющие психологическую службу школы, и руководители воспитательных центров, создаваемых в школе, и представители общественности (управляющий совет школы, ученический совет), словом, требуется расширенная команда для решения тех или иных задач повышения качества образования. Одни команды работают на протяжении длительного времени, другие – кратковременные, образуются для реализации интересного проекта.

Работа в команде предполагает общее видение цели и результата. С этим навыком управленческие команды школ в массе своей справляются. Как оказалось, не менее важно каждому члену команды принять на себя роль, выполнение которой принесет успех команде. Но даже если с балансом команды порядок, часто возникает потребность в развитом умении ее участников предъявить свои задачи: они обеспечивают и общий результат, и гарантированное выполнение своих должностных обязанностей.

И вот здесь обнаружилось серьезное белое пятно. Во-первых, при всеобщем переходе на профессиональные стандарты профессиональный стандарт руководителя образовательной организации находится в стадии обсуждения и еще не принят.

Согласно закону мы продолжаем руководствоваться Трудовым кодексом и Единым квалификационным справочником должностей (ЕКСД), но последний датирован 2010 годом, то есть опубликован еще до обновления и принятия Закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года, соответственно, не отражает и тех требований, которые содержатся в Законе «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31 июля 2020 года №304‑ФЗ.

Во-вторых, все, кто знаком с ЕКСД, знают, что требования к должности заместителя руководителя образовательной организации сформулированы без специфики работы: это работа по содержанию образования, качеству образования, по ресурсам или по воспитанию и социализации.

На самом деле в московской школе деятельность каждого заместителя директора обладает уникальным содержанием. Притом что все заместители руководителя московской школы – это управленческая команда, решающая общие для столичного образования задачи.

В-третьих, на практике каждая школа, опираясь на ЕКСД и другие нормы трудового права, готовила должностные инструкции (обязательный документ). Их анализ показал, что в массе своей их тексты объемны, в значительной степени копируют типовую должностную инструкцию, а самое главное – редко становятся рабочим документом, помогающим специалистам разграничить сферы ответственности и персональные задачи.

В условиях обновления системы воспитания и социализации обучающихся центральное место занимает заместитель руководителя образовательной организации по воспитанию и социализации (читатель может посмотреть статьи и заметки номера, раскрывающие задачи обновления системы воспитания в школе, что побудило развивать и направления повышения квалификации, реализовывать замысел образования команды руководителей классов и заместителя директора по воспитанию, самого директора…).

Назрела необходимость четко определить единые цели деятельности, функциональные обязанности, права, полномочия и ответственность заместителя руководителя, отвечающего прежде всего за воспитательную работу.
В конце лета 2020 года в Московском центре развития кадрового потенциала образования во взаимодействии со структурными подразделениями Департамента образования и науки города Москвы и Городским методическим центром началась работа по разработке новой примерной должностной инструкции заместителя директора школы по воспитанию и социализации.

При разработке проекта примерной должностной инструкции за основу были взяты принципы: единый подход для всех московских школ, создание работающего документа, в котором собрано все только самое необходимое, одновременно включающее все аспекты деятельности заместителя руководителя по воспитанию и социализации.

В сентябре к экспертизе предложений по содержанию и структуре будущего документа приступили представители профессионального сообщества – заместители директоров по воспитанию и социализации московских школ, успешно прошедшие в 2019‑2020 учебном году обучение по программе «Заместитель руководителя по воспитанию и социализации в современной образовательной организации».

Была организована фокус-группа, в работе которой приняли участие 40 человек: заместители директоров школ по воспитанию и социализации из 20 образовательных организаций города Москвы, руководители и сотрудники МЦРКПО, ГМЦ, ГППЦ.

Участники отметили необходимость и своевременность разработки примерной должностной инструкции заместителя директора по воспитанию и социализации в условиях усиления его роли в организации взаимодействия участников образовательных отношений, серьезного обновления системы воспитания и социализации.

Последующий опрос членов рабочей группы позволил собрать более 200 правок, комментариев, предложений, которые также были обсуждены на встрече рабочей группы.

К настоящему времени примерная должностная инструкция представляет собой компактный документ из пяти разделов: общие положения, функции, обязанности, права, ответственность. Общий объем документа 8 стр., в нем обновлены цель и функции заместителя руководителя по воспитанию и социализации, заложена командная взаимная ответственность и требовательность.

По итогам последнего обсуждения, состоявшегося 9 октября, участники предложили использовать предложенный проект примерной должностной инструкции в качестве рабочей версии документа, отражающей содержание деятельности заместителя директора по воспитанию и социализации московской школы.

Дополнительно были сформулированы следующие предложения:

– разграничить полномочия и зоны ответственности членов управленческой команды и разработать примерные должностные инструкции для заместителей директора по каждому направлению;

– разработать критерии эффективности воспитательной работы и работы заместителя директора по воспитанию и социализации;

– создать информационный ресурс, направленный на консолидацию сообщества заместителей директоров по воспитанию и социализации.

В настоящее время подготовленная примерная должностная инструкция заместителя руководителя по воспитанию и социализации требует согласования и оценки всех заинтересованных дружественных структур, соизмерения с аналогичными разработками для других заместителей директора московской школы, последующего утверждения в качестве рекомендуемого локального акта.

С рабочим вариантом может ознакомиться каждый желающий, заглянув на страницу «Руководитель класса» сайта МЦРКПО.
Приглашаем к диалогу! И следите за нашими новостями!

Анастасия КОЗЛОВА, эксперт МЦРКПО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте