search
main
0

Обсудим?

Профсоюз в экосистеме московского образования. Возможности и перспективы

Организаторами панельной дискуссии 25 августа выступили Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования и Московский городской Дом учителя. Мы могли бы начать этот материал так: «Дискуссия собрала участников на одной цифровой платформе и прошла в онлайн-режиме…» Однако участники встретились лично, в одном зале. Пусть это кажется редким и удивительным в 2021 году.

Профсоюзные лидеры, директора колледжей и школ, представители других организаций, которые сотрудничают с профсоюзом, были рады такой встрече. Но онлайн-составляющая все-таки тоже была, причем весьма значительная. За происходящим следили 978 человек, которые подключились через Zoom, и 559 зрителей Московского образовательного канала.

Если же вы не были ни очным зрителем, ни зрителем на «удаленке», то вам будет интересно узнать, что дискуссию все еще можно посмотреть. Запись выложена на наших интернет-ресурсах. Например, на сайте mgoprof.ru/?p=22624.

Важный элемент

Тема дискуссии позволяла говорить о многом. Выступавшие показали профсоюз с разных сторон.

Председатель МГО профсоюза Марина Иванова обозначила главную версию: профсоюз – это часть московского образования. Элемент той самой экосистемы, в которой живем все мы – от воспитанника дошкольной группы до руководителя Департамента образования и науки. Профсоюз не существует где-то сам по себе и не стоит в стороне. Зато живо участвует во всем, что касается работников образования: защищает, развивает, объединяет, заботится и даже развлекает.

Набор функций большой, и каждая профсоюзная организация дозирует эти компоненты и использует их по-своему. Зампредседателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко, который участвовал в панельной дискуссии, обратил внимание на то, что акцент профсоюзной работы меняется в зависимости от региона, в котором она реализуется.

Поскольку МГО профсоюза действует на территории столицы, ей приходится первой встречать новые вызовы, с которыми сталкивается отечественное образование. Например, если в других регионах по-прежнему стоит традиционный зарплатный вопрос, то в Москве он в целом решился. Поэтому московские профсоюзные лидеры должны понимать, что нового они готовы предложить члену профсоюза сегодня.

Профсоюзный лидер в каждой образовательной организации – это оплот стабильности.

– Прошедший год был, наверное, самым непредсказуемым и самым тяжелым. Прежде всего нагрузка выпала на несколько категорий – это врачи, социальные работники и педагоги. И в том, что мы преодолели это, большая заслуга лично вас. Потому что в любом коллективе был человек, с которым можно было пообщаться, который вселял уверенность, создавал атмосферу обмена опытом, требовал эффективного исправления тех решений, которые были необоснованны, – заметил Михаил Антонцев, председатель Московской федерации профсоюзов.

Чтобы профсоюзная работа была плодотворной и нужной людям, председателям первичных профсоюзных организаций стоит держать в голове правильные приоритеты и принципы. Среди принципов, которые назвала Марина Иванова, был, например, такой: «Развиваем социальное партнерство. Без уважения и взаимопонимания нет партнерства».

Наш главный социальный партнер на уровне города – Департамент образования и науки Москвы. Стороны не скрывают, что периодически им приходится спорить и долго искать решение, которое устроит всех, однако это не влияет на заинтересованность в общей работе. Как заметил заместитель руководителя ДОНМ Александр Гаврилов, профсоюз – это та сила, которая не дает чиновнику проглядеть, упустить то, что важно педагогу.

Еще один принцип профсоюзной работы, который упомянула Марина Иванова, звучит так: «Расширяем возможности свои и членов профсоюза». Чтобы возможностей становилось больше, нужно ставить «большие, дерзкие, волосатые цели». Этот смешной термин был придуман американцем Джимом Коллинзом и характеризует те цели, которые должны привести компанию к успеху.

Множество мнений

Выступления спикеров дискуссии были короткими, но довольно емкими и разнообразными. Они показали, что профсоюз нужен совершенно разным людям.

Он нужен молодежи, которая недавно выпустилась из педагогического вуза и пришла на работу. От него ждут поддержки и вдохновения, которое не позволит разочароваться в профессии, а, наоборот, влюбит в нее еще больше. Поэтому при МГО профсоюза появилась Столичная ассоциация молодых педагогов, которая объединяет сотни советов молодых педагогов образовательных организаций. По той же причине много лет действует профсоюзная школа профессионального роста (а ранее – летний лагерь) «Новый вектор», куда приезжают начинающие специалисты из разных округов Москвы.

– Столичная ассоциация молодых педагогов открывает возможности в разных сферах. Те активисты, которые работают в САМП, становятся успешными председателями первичных профсоюзных организаций, членами профсоюзных комитетов. Все больше молодых профсоюзных активистов аттестуются на должность руководителя образовательной организации. Мы понимаем, что это в том числе заслуга профсоюза. Профсоюз организует обучение, САМП – дискуссионные площадки. В результате рождаются звезды, – отметила Елена Санина, председатель САМП.

– Мы участвовали в конкурсе молодежных инициатив «Молодые педагоги – московскому образованию», и наша команда стала победительницей в номинации «Профессиональный союз». В команду как раз входили ребята, которые прошли через «Новый вектор». Профессиональные и личностные навыки, которые мы получили в профсоюзной школе, помогли выстроить систему подготовки к конкурсу и прийти к высокому результату. Также они позволили нам вместе с первичкой и Территориальной профсоюзной организацией СВАО организовать выезд педагогов нашей школы в пансионат «Бекасово», где мы провели свои тренинги и мастер-классы, – сказала Мария Галкина, председатель межрайонного совета молодых педагогов №5, учитель школы №1518.

Но в то же время профсоюз рассчитан на педагогов и других возрастов, в том числе на тех, кто вышел на пенсию. Как не бывает бывших военных, так не бывает бывших педагогов. Особая выправка, пунктуальность, благородство заметны у офицера даже в почтенном возрасте. Точно так же сохраняют свои лучшие качества и приверженность профессии педагоги. Поэтому так важна их включенность в сегодняшнюю действительность педагогического сообщества. МГО профсоюза сотрудничает с Московским городским Домом учителя и Советом ветеранов педагогического труда, этому сотрудничеству есть куда развиваться.

– Давайте поможем молодым и начинающим руководителям образовательных организаций увидеть проблему, а опытным – напомним о ней. Это проблема ветеранов педагогического труда, которым сегодня значительно тяжелее, чем нам, которым трудно у своего учительского стола. Это проблема ветеранов, которым кроме как на собственные силы и средства рассчитывать не на кого, – отметила Нина Минько.

Она призвала образовательные организации обратить внимание на ресурсы Дома учителя. Через него педагоги, вышедшие на пенсию, могут отдыхать на полном пансионе в доме ветеранов и на базе в Поведниках, получать путевки, билеты на концерты и участвовать в поездках по другим городам. Но в первую очередь нужно создать совет ветеранов школы. А в этом могут помочь директор и первичка.

Тандем руководителя образовательной организации и председателя первичной профсоюзной организации – это мощный двигатель для решения многих вопросов. Он помогает конкретному человеку и целой школе.

– Еще два года назад численность нашей ППО составляла 27%, сейчас она возросла до 99%. Люди задают вопрос, как мы этого достигли и для чего это нужно. Казалось бы, современная школа вполне может работать без профсоюза. Однако профсоюзная организация становится одним из важнейших условий создания сильного, сплоченного, стабильного коллектива в условиях большого образовательного комплекса и высокого уровня конкурентности, – пояснила директор школы №1290 Екатерина Маркова. – Поддержка не только педагога-работника, но и педагога-человека является основой социального парт­нерства. Сегодня нагрузка на учителей очень велика. Социальное направление профсоюзной организации дает нам право на грамотно сбалансированный социальный пакет: это бесплатное еженедельное посещение бассейна, ежемесячное посещение театров, годовая дополнительная медицинская страховка, выездные мероприятия…

Мы успели рассказать не о всех спикерах панельной дискуссии. Были и другие, и их выступления тоже стоят вашего внимания. Председатель первички школы №1210 Наталья Макарова рассказала о своем становлении в профсоюзе. Председатель первички школы №2083 Маргарита Афонина – о том, почему ее профсоюзной организации удалось объединить более 600 работников и 10 образовательных площадок. Директор Политехнического колледжа имени П.А.Овчинникова Наталья Еремина – о своем видении социального партнерства. Председатель Территориальной профсоюзной организации ЮВАО Жанна Гусарова – о возможностях профсоюза и о его программах на конкретных примерах.

Послушать выступления можно по ссылке, которую вы видели в начале этого материала. Кстати, для вашего удобства мы указали тайм-коды. Так что вы без проблем найдете того спикера и ту тему, которые зацепили вас больше всего.

Профсоюз – открытая и разносторонняя организация. Давайте знакомиться.

Ксения ЗОТКИНА, главный специалист информационного отдела МГО Общероссийского профсоюза образования

Принципы МГО Общероссийского профсоюза образования:

Объединяем, защищаем, заботимся.
Профсоюз – это я, профсоюз – это ты, профсоюз – это мы.
Развиваем социальное партнерство.
Без уважения и взаимопонимания нет партнерства.
Расширяем возможности свои и членов профсоюза.
Профсоюз за гарантии работникам.
От команды внутри первичной профсоюзной организации к взаимодействию вне школы.
Осваиваем новые территории профсоюза (проектное управление).
Ни дня без обучения и самообразования.
Внедряем цифровую реальность в обучении и профсоюзе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте