Одна из особенностей псковского Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения – ворота здесь всегда открыты, а на входе отсутствует охранник… В российских учебных заведениях, особенно в последние годы, это стало редкостью. «Служба безопасности у нас, конечно, существует, – поясняет директор центра Андрей Михайлович Царев. – Но наш принцип состоит в том, чтобы охранная деятельность осуществлялась максимально ненавязчиво, никому не мозолила глаза. Поэтому любой человек, который заранее предупредил о своем визите, охрану даже не заметит».
Этот момент для директора принципиальный. Царев стремится к тому, чтобы даже в мелочах его центр отличался от огражденных высокими заборами психоневрологических интернатов, психиатрических лечебниц и детских домов для детей-инвалидов с их жестким пропускным режимом. Принцип псковского заведения – максимально возможная открытость.Первая школа для особых детейЦентр лечебной педагогики и дифференцированного обучения (ЦЛП) – необычное учебное заведение. Здесь учатся дети с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, которые во времена Советского Союза считались необучаемыми. В сентябре 1993 года, когда центр распахнул свои двери для первых учеников, это была первая и единственная школа в России для детей с такой категорией инвалидности.В создании учебного заведения оказала содействие евангелическая лютеранская церковная община небольшого города Вассенберг на северо-западе Германии. Она и сейчас оказывает посильную помощь псковичам. С 1993 по 2010 год организация была муниципальной. Она находилась в подчинении мэрии Пскова. С 2011 года центр является областной структурой. Он имеет статус государственного бюджетного образовательного учреждения и финансируется из областного бюджета, как и большинство других школ, лицеев и гимназий.В девяностые годы значительная часть финансовых средств, необходимых для функционирования центра, поступала от спонсоров из Германии. Но с каждым годом увеличивалась доля российского финансирования. Муниципальный бюджет Пскова постепенно увеличивался, и стало больше возможностей поддерживать социальные проекты. В настоящее время все основные потребности центра обеспечиваются из областного бюджета. Кроме того, появились спонсоры в самой России. Но сотрудники центра регулярно проходят стажировки на берегах Эльбы и Одера, используют немецкий опыт реабилитации детей-инвалидов. Вместе с российскими волонтерами здесь регулярно работают молодые люди из Германии.Открытость здесь поддерживают во всем. Здесь часто устраивают дни открытых дверей и праздники для местных жителей, постоянно принимают гостей из различных регионов России и зарубежных стран. В настоящее время в центре обучаются 68 мальчишек и девчонок в возрасте от 7 до 18 лет. В силу тяжелых психических и физических патологий они не могут посещать обычные школы.Поэтому инклюзия в привычном понимании этого слова здесь невозможна. Но учебный процесс в центре ориентирован на принципы инклюзии, то есть максимального вовлечения детей-инвалидов в окружающую их действительность. Здесь не только охотно принимают гостей, но и сами с удовольствием отправляются в гости. Детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность как можно больше общаться со своими здоровыми ровесниками: организуются совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия, экскурсии, праздники…Лучший друг ребенка? Волонтер!Одним из моих гидов по центру стала немецкий волонтер – девятнадцатилетняя жительница старинного города Аахена в земле Северный Рейн – Вестфалия Вибке Энслин. После окончания гимназии немецкая девушка решила отложить на один год поступление в высшее учебное заведение и принять участие в программе «Добровольный социальный год».Подобные программы предлагают в Германии различные социальные, правозащитные, экологические и культурно-просветительские общественные организации. Парни и девушки в течение целого года работают совершенно бесплатно. Общественная организация предоставляет им только карманные деньги в размере 150 евро в месяц.Почему Вибке решила посвятить год своей жизни этой работе?- Мне думается, что «Добровольный социальный год» – это отличная идея и для парней, и для девушек! Срок обучения в немецких гимназиях составляет двенадцать или тринадцать лет. Когда школьные годы остались позади, совершенно логично сделать паузу в учебном процессе. Поступление в вуз можно отложить на год… Мне хотелось сделать что-то полезное, помочь ближним и при этом приобрести новый опыт, задуматься о дальнейшем жизненном пути.Как проходит рабочий день волонтера?- Он начинается с момента приезда детей в школу и заканчивается, когда они уезжают из школы, – рассказала девушка. – Школьные автобусы забирают каждого ребенка от подъезда его дома, а после окончания занятий отвозят своих подопечных к родителям. Мое главное задание – постоянно сопровождать Даню. Этому подростку около четырнадцати лет. У него тяжелейшая форма умственной отсталости, он не говорит, не понимает обычную речь… За ним нужно постоянно следить, чтобы он не убежал из школы, не упал, не нанес себе травму. Даню нельзя оставить ни на минуту, в том числе и при осуществлении личной гигиены. Индивидуальный помощник здесь просто необходим!Несмотря на серьезные ограничения по здоровью Дани, девушка замечает прогресс в его развитии: «Например, недавно он смог самостоятельно отвинтить крышку от бутылки, а потом завинтить ее обратно. И он был счастлив! Главная награда в этой работе – видеть блеск в глазах детей».Шанс для Пети«Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения стал шансом для моего Пети», – с этих слов началась беседа с мамой одного из воспитанников центра Татьяной Владимировной Латкиной. Кроме школы, где в настоящее время учатся 68 детей, центр включает в себя детский сад на 24 ребенка, а также ряд других структурных подразделений.- Пете пять лет, – рассказала нам мама мальчика. – У него диагностирована энцефалопатия, ставшая основанием для назначения инвалидности. Он не разговаривает. Не умеет самостоятельно одеваться и раздеваться. Не может самостоятельно есть и пить. При этом физически он очень развит. Ребенок гиперактивный. Наладить контакт с ним очень сложно…Что дает Пете посещение детского сада Центра лечебной педагогики?- Здесь с детьми проводится много индивидуальных и коллективных занятий, в итоге происходят положительные изменения, – говорит Татьяна Владимировна. – Например, Петенька научился держать кружку. Правда, делает он это не всегда. Теперь я мечтаю, чтобы он научился самостоятельно пользоваться ложкой… Ему нравится играть с другими детьми. Он стал немного спокойнее. Его уже удается время от времени посадить на стул. Он стал понимать слово «сядь». Петя ходит в памперсах, но воспитатели стремятся научить его проситься в туалет. Вообще у меня сложилось впечатление, что для детей здесь делают все возможное. Но у моего ребенка тяжелая форма инвалидности. Необходимо смириться с этой реальностью.В настоящее время российским родителям детей-инвалидов предоставляется право самим определять судьбу своих сыновей и дочерей. Они могут направить их в специальные учебные заведения, такие как Центр лечебной педагогики, или в массовые учебные заведения по месту жительства. Право на инклюзивное образование законодательно закреплено в России. Что думает об этих возможностях Татьяна Владимировна?- Дети с физическими и сенсорными ограничениями – инвалиды-колясочники, слепые, глухие, наверное, могут попробовать учиться в обычной школе, если там будут созданы соответствующие условия. Но для детей с серьезными нарушениями умственного и психического развития должны быть и специальные учебные заведения. Инклюзивное образование – дело хорошее! Но это не самоцель. Каждый случай надо рассматривать индивидуально… Мне бы хотелось, чтобы Петя учился именно здесь. Школа и детский сад находятся в Центре лечебной педагогики под одной крышей. Мальчику хорошо в этих стенах.Успешные дети- Программа обучения в школе включает в себя доступные формы художественного творчества, адаптивную физическую культуру, освоение навыков самообслуживания, развитие коммуникативных способностей и т. д., – поясняет заместитель директора Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Светлана Андреева. – Для каждого ребенка эта программа разрабатывается индивидуально.По ее мнению, одной из главных задач учреждения является расширение жизненного пространства воспитанников.- Порой это означает, что ребенок учится поворачивать голову и фиксировать взгляд, когда его кормят… Такой мальчик у нас был. Он никогда не сможет есть и пить самостоятельно, но умение фиксировать взгляд уже можно считать прогрессом.«У нас все дети успешные!» – эту фразу мне неоднократно доводилось слышать из уст преподавателей и воспитателей ЦЛП. Но понятие «успех», подчеркивали мои собеседники, для каждого ребенка разное. Для кого-то огромным успехом станет то, что за несколько месяцев и даже за несколько лет он научится откликаться на собственное имя и даже называть его, кто-то научится самостоятельно одеваться и раздеваться, кто-то освоит полезные бытовые навыки уборки помещения, пользования стиральной машиной, глажки и т. д.Если человек с умственной отсталостью поймет, как устроен магазин и какую функцию в нашей жизни выполняют деньги, – это тоже достижение! При значительных нарушениях головного мозга трудно понять, что денежные купюры – это не просто красивые бумажки, что у них есть определенные функции.В любом случае сотрудники ЦЛП стремятся к тому, чтобы их учащиеся расширили свои знания об окружающем мире. И самое главное, чтобы каждый ребенок и подросток стал немного счастливее! Здесь есть прямая зависимость. Когда человек с ментальной инвалидностью становится хоть немного самостоятельнее, он сам испытывает огромную радость. Новые знания и новые навыки, расширение горизонта доставляют удовольствие при любых физических и психических нарушениях.Руководитель учебного учреждения Андрей Царев является членом Общественной палаты России и Общественной палаты Псковской области.- Цель моей работы в Общественной палате Псковской области и Общественной палате РФ состоит в том, чтобы жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья, а также их семей, не зависела от доброй или злой воли конкретного чиновника, от социальной политики того или иного региона, – считает Андрей Михайлович. – Должна быть создана система, обеспечивающая потребности особых людей от рождения и до конца жизни. Такие центры необходимы в каждом российском регионе. Необучаемых детей не бывает! Главная наша идея, главная задача – стать камешком, стать кирпичиком в деле строительства новой социальной политики России, в деле строительства общества равных возможностей, общества подлинной инклюзии.
Комментарии