search
main
0

Образовательный комплекс – новые возможности

В связи с созданием учебных комплексов путем реорганизации (слияния) нескольких образовательных учреждений, включая дошкольные, на ум приходит известное высказывание Фрэнсиса Бэкона о нововведениях, которые «подобны новорожденным: на первых порах они необычайно нехороши собой». И хотя процесс укрупнения столичных школ теперь уже сложно назвать нововведением (в регионах этот механизм запущен и вовсе с 2006 года), он отнюдь не стал менее актуальным, а порой довольно болезненным для всех сторон.

Собственно, трудности и риски изначально были прогнозируемы и даже очевидны. В самом деле, сможет ли сильная школа передать свою атмосферу вновь созданному учреждению; каким должен стать менеджмент объединенной школы, управление ее финансово-экономической и хозяйственной деятельностью; как построить эффективную кадровую политику; что необходимо сделать, чтобы учащиеся, выросшие в другой образовательной модели, успешно адаптировались в новых условиях; какую стратегию развития выбрать с учетом присоединения дошкольных образовательных учреждений? Нужно разобраться в том, что в конечном итоге принесет новая школа всем участникам образовательного пространства, какие новые возможности для них откроет. Необходимость реформ сегодня понимают все. И в деле реорганизации системы образования уже накоплен большой положительный опыт, потому что это объективное требование современности. Наше общество обязано думать (и думает!) о судьбах наших детей и о тех возможностях, которые мы предлагаем школьникам и дошколятам. Во главу угла Правительство Москвы поставило задачу повышения качества образования, что подразумевает не только наличие квалифицированных кадров, но и модернизированную материально-техническую базу. Новые механизмы финансирования и оплаты труда, призванные наряду с этим обеспечить рост качества образовательных услуг, перестают тем не менее эффективно работать, как только в образовательном учреждении снижается количество детей. В стремлении выжить в условиях подушевого финансирования педагогический коллектив невольно отвлекается от решения своих основных задач, что, разумеется, влечет за собой и снижение качества обучения. Дефицит бюджета не только не предоставит возможность обеспечить учебный процесс современным оборудованием, но и не позволит обновить содержание образования. В силу этого главная и единственная, на мой взгляд, цель реорганизации – дать нашим детям качественное образование, вырастить их здоровыми и думающими людьми. Процесс объединения школ и ДОУ начался нынешней весной и в нашем образовательном учреждении. В настоящий момент мы проводим встречи с педколлективами, родительской и школьной общественностью, на которых очень подробно разъясняем необходимость этого мероприятия, его преимущества и перспективы. Изучение нормативно-правовой базы и выработанное совместно всеми руководителями объединяемых учреждений долгосрочное стратегическое планирование уже сейчас позволяет сделать вывод о том, что в процессе реорганизации ни дети, ни педагоги не будут ущемлены, все здания продолжат работать. В одном из них по-прежнему останется детский сад, в другом разместятся начальные классы, в третьем – средние и старшие. Педагогический коллектив присоединяемой школы и состав классов, с которыми он работал, тоже сохранятся. Зато с расширением площадей появятся новые кабинеты-лаборатории, помещения для игровых зон, индивидуальных занятий, активной деятельности, сна и отдыха, занятий хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественно-научными исследованиями. Можно будет говорить и о качественном внедрении ФГОС НОО, и о полноценном профильном обучении, и о построении индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников. Можно будет, наконец, удовлетворить запросы наших родителей, вынужденных сейчас платить за подготовку к обучению в школе, так как в условиях нового учебного комплекса качественно готовить «подготовишек» из присоединенных детских садов будут бесплатно, исходя из преемственности образовательных программ. Станет возможной и полномасштабная реализация положения правительственной программы «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг.» по части «просветительских, творческих и досуговых программ для семей; системы выявления, поддержки и развития детской одаренности, основанной на взаимодействии учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, организаций культуры, спорта и науки». В условиях, когда «деньги идут за учеником», общее финансирование нескольких образовательных учреждений – залог успешности и развития. Недавний пример: в этом учебном году наша школа стала обладателем гранта Москвы за создание центра по работе с детьми по месту жительства, теперь уже ясно, насколько масштабнее будет реализация этого проекта («Досуговый центр развития детско-молодежных спортивных инициатив») после объединения. Для родителей переход детей в другие школьные стены – сложный психологический момент. Дети же, за редким исключением, гораздо быстрее адаптируются в новых условиях, чем взрослые, быстрее находят общий язык друг с другом. Новые стены тому не помеха, главное – избежать непонимания и конфликтов, потому что тогда настоящее наше учительское дело будет простаивать, а мы – растрачивать свою работоспособность и творческий потенциал. Вообще-то проблемы – это не так уж плохо, это стимул поиска самых верных их решений. Вот и проблему реорганизации вижу как ту перспективу, которая позволит в итоге решить самую важную задачу, стоящую перед образованием в период его модернизации: повышение качества образовательных услуг, необходимых выпускникам школ для успешной социализации и работы в инновационной экономике. Употребляя термин «услуга», я признаю, что для образовательного учреждения начинают действовать те же финансово-экономические механизмы, что и для предприятий других сфер деятельности, для которых в условиях глобальной конкуренции процесс слияния и поглощения вовсе не удивителен и позволяет эффективно адаптироваться к стремительно изменяющимся рыночным условиям, выбиться в лидеры. Для образовательного учреждения процесс слияния должен стать стратегией роста, повышения инвестиционной составляющей. Цель слияний в бизнесе – увеличение благосостояния акционеров и достижение конкурентных преимуществ на рынке. Наша, педагогов, цель в этом случае – удовлетворение изменяющихся образовательных запросов общества и инновационной экономики, создание условий для учебной и социальной успешности каждого учащегося, что, по сути, тоже есть увеличение благосостояния, но нации в целом. Председатель Комиссии по образованию и молодежной политики Мосгордумы Виктор Кругляков говорит: «Нет гарантий, что объединенная школа автоматически станет хорошей, однако атмосфера школы и разумный менеджмент передаются». На пороге собственной реорганизации я действительно верю в ее действенность и насущность, а еще я верю в людей и в то, что новая школа станет школой радости и сбывшейся мечты, ведь теперь мы будем жить одним дружным коллективом.Дина ШЕСТАКОВА, директор школы №534

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте