Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Образовательное пространство как ресурс новых возможностей развития образования в интересах жителей межрайона, округа

УГ - Москва, №15 от 14 апреля 2015. Читать номер
Автор:

​В Восточном округе созданы и работают 4 межрайонных совета руководителей образовательных организаций.

Наш межрайонный совет объединяет шесть районов – Восточный, Гольяново, Метрогородок, Богородское, Преображенское, Сокольники, где расположены 37 образовательных организаций: 14 общеобразовательных школ, 7 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 7 гимназий, 2 лицея, прогимназия, 2 интерната, 2 колледжа, 2 учреждения дополнительного образования детей. Большинство из учреждений – крупные разноуровневневые многопрофильные школы; 13 образовательных организаций (43% от количества общеобразовательных школ межрайонного совета) входят в рейтинг 400 московских школ, показавших в 2013-2014 учебном году высокие образовательные результаты и внесших наибольший вклад в обеспечение качественного образования детей. 2 школы – №1505 и №1530 – вошли в 500 лучших школ России. Однако педагогическим коллективам образовательных учреждений не следует останавливаться на достигнутом, необходимо продолжать работу над содержанием образования, повышением его качества, над расширением спектра оказываемых образовательных услуг жителям округа. В образовательных организациях, входящих в межрайонный совет, в этом учебном году обучают 45460 детей, из них 32% – воспитанники дошкольных отделений, которые посещают группы общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленности. Большой популярностью пользуются у родителей группы кратковременного пребывания детей, а вот число семейных детских садов сократилось в два раза, что, на мой взгляд, свидетельствует о том, что родители стали больше доверять государственным учреждениям. 3346 первоклассников в этом учебном году пополнили наши образовательные учреждения, а для 1700 старшеклассников совсем скоро прозвучит последний звонок. В этом учебном году упростилась процедура записи детей в 1-й класс. По состоянию на 24 марта 4087 родителей подали заявления о приеме детей в первые классы, образовательные учреждения уже зачислили 2904 ребенка, причем 46% из них пришли в школу переводом из дошкольных отделений. Я уверена, что этот показатель будет расти, так как в рамках образовательного комплекса открываются большие возможности по осуществлению преемственности между подготовительными группами дошкольных отделений и начальными классами. Реализация совместного плана работы, проведение общих мероприятий позволят ребенку не только ознакомиться со зданием школы, но и полностью адаптироваться к нему еще до поступления в 1-й класс. Промежуточный анализ записи детей в первый класс показал, что 68% родителей оказали доверие школам по месту жительства, поскольку созданные разноуровневые многопрофильные комплексы, оказывая населению образовательные услуги высокого качества, способны наиболее полно удовлетворить запросы жителей столицы. Таким образом, решена одна из задач четырехлетнего масштабного проекта по модернизации московского образования – возможность получения качественного образования в образовательных учреждениях, находящихся в шаговой доступности от места жительства детей и родителей. В образовательных организациях межрайонного совета представлены различные формы получения образования: очная, очно-заочная, заочная. Уже привычным в организации образовательного процесса стало применение дистанционного обучения. Эти формы получения образования, эффективное использование информационно-компьютерных технологий, материально-технической базы учреждений образования способствуют созданию необходимых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря заботе Правительства Москвы обучение этой категории детей стало возможным в обычных школах. Этому способствует такое специально установленное оборудование, как пандусы, дополнительные поручни, мобильные подъемники, специально оборудованные туалеты, тактильные таблички, электронные табло с бегущей строкой. Педагоги образовательных организаций в свою очередь стараются создать все условия для адаптации и обучения, а также социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Примером комплексного создания комфортной, безбарьерной среды может служить одно из зданий гимназии «Школа Ломоносова» №1530. С 1 сентября 2014 года всех учащихся начальной школы обучают в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Во многих школах реализуют программы ФГОС основного общего образования, а в некоторых – среднего общего образования. Все учителя, работающие по новым стандартам, прошли обучение на курсах повышения квалификации. Новый формат учебно-воспитательного процесса предоставил обучающимся и их родителям широкую возможность выбора привлекательного учебного профиля, индивидуальной образовательной траектории, широкого спектра форм внеурочной и внеклассной деятельности. Благодаря созданию разноуровневых, многопрофильных школ стало возможным не только увеличение числа профилей (на территории межрайонного совета в 8 школах 4 и более профилей), но и повышение качества профильного образования. Профильное обучение в старшей школе отвечает современным требованиям российского образования и соответствует мировым тенденциям, ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей современного рынка труда. Одним из залогов благополучия страны стало развитие математического образования. В Москве в рамках создания крупных образовательных организаций уделяют большое внимание изучению математики. В нашем межрайонном совете в восьми учреждениях образования в старших классах введен математический профиль, таким образом, в каждом районе созданы математические классы. Реализуя план совместной деятельности с высшими учебными заведениями, обучающиеся и учителя наших образовательных организаций ежегодно принимают участие в совместных научно-практических мероприятиях, исследовательских проектах. Учащиеся 9-11-х классов участвуют в фестивалях российской науки, в международных выставках, в том числе в ежегодной выставке «Образование и карьера», посещают выставочные экспозиции исследовательских проектов Российской молодежной научной и инженерной выставки «Шаг в будущее», проходят стажировку на базе высших учебных заведений. Профильные школы осуществляют сотрудничество с МГТУ им. Н.Э.Баумана, РГМУ им. Н.И.Пирогова, Первым Московским государственным медицинским университетом им. И.М.Сеченова, Институтом криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России, РГСУ, МГУПИ. С 7-го класса ребятам предоставлена уникальная возможность – посещение «Университетских суббот» в ведущих вузах столицы. В результате создания крупных школ многие родители отдали предпочтение образовательным организациям рядом с домом. Для значительной части учителей впервые за их многолетний опыт работы представилась возможность работать с мотивированными, одаренными детьми. Индивидуализация учебного процесса дала свои результаты: у педагогов появились победители и призеры олимпиад различного уровня. С другой стороны, индивидуализация учебного процесса способствует развитию мотивации к учебной деятельности обучающихся и как следствие возросшему количеству школьников, успешно участвующих в различных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. При создании больших многопрофильных школ увеличиваются возможности для профессионального роста учителя: повышение квалификации на рабочем месте. Такой подход к повышению педагогического мастерства возможен лишь в больших школах, где работает много специалистов по различным дисциплинам, в таких ситуациях обучение учителей будет гораздо эффективнее. В последние несколько лет в образовательных учреждениях созданы условия для формирования информационной компетентности школьников, мы наблюдаем широкое использование современных образовательных технологий, в том числе информационных. Особое значение приобретает создание информационно-образовательной среды крупных образовательных учреждений. Двенадцать школ наших районов стали победителями городского конкурса «Школа новых технологий». Победа в конкурсе позволит модернизировать информационную инфраструктуру школы, привести ее в соответствие современным требованиям к безопасности, надежности и эффективности использования. На базе создаваемой платформы будут реализованы проекты, объединяющие системы видеонаблюдения, дистанционного обучения, средств контроля и информационного взаимодействия как сотрудников, так и учащихся. В настоящее время идет работа по реализации проектов в рамках этого конкурса, которая позволит с максимальной эффективностью использовать самое современное оборудование, решить проблемы информатизации образовательного учреждения, повысить информационную культуру всех участников образовательного процесса. На территории Восточного округа успешно работает кадетская школа-интернат №5 «Преображенский кадетский корпус». В начале этого учебного года в двух образовательных учреждениях ВАО были открыты кадетские классы. С образованием новых больших комплексов на территории межрайонного совета еще несколько образовательных учреждений после согласования с Департаментом образования готовы открыть кадетские классы. Во исполнение Указа Президента РФ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» на территории совета определены две базовые школы для организации работы по выполнению нормативов ГТО – №319 и №1799. В настоящее время учащиеся наших школ активно под руководством своих учителей начали сдавать спортивные нормативы. На территории совета возникли предпосылки для организации работы базовых школ, стажировочных площадок по различным направлениям деятельности для транслирования передового опыта, лучших имеющихся практик, традиций, ресурсов, например, ежемесячно на базе школы №390 для старшеклассников открыта правовая школа, в ходе работы которой ребята овладевают основами правовой грамотности, для представителей образовательных организаций округа проходят семинары, консультации, круглые столы по профилактике негативных проявлений среди несовершеннолетних. Таким образом, мы предполагаем, что это приведет к снижению асоциального поведения среди подростков. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для формирования чувства любви к Родине, гражданской позиции, осознания своего места в общественной жизни страны. Для организации сетевой работы по гражданско-патриотическому воспитанию на территории совета опорной стала школа №1688, у которой накоплен интересный опыт работы в этом направлении. Социокультурные ресурсы районов, безусловно, больше ресурсов отдельных школ, не использовать их было бы неправильно. В связи с этим в настоящее время среди членов межрайонного совета проходит обсуждение о необходимости создания межшкольных факультативов. К сожалению, у «школ-одиночек» не всегда есть материально-технические и кадровые возможности для того, чтобы предоставить родителям тот спектр услуг, который актуален именно сегодня для каждого конкретного ребенка. В этой ситуации крупные разноуровневые школы могли бы оказать посильную помощь в решении этой проблемы на уровне межрайонного совета. На сегодняшний день в каждом районе определены базовые школы по различным образовательным предметам и областям знаний. Таким образом, в крупных многофункциональных школах есть все возможности для разработки новых метапредметных методик обучения, направленных на формирование умений самостоятельно получать знания, общаться, проектировать, исследовать, управлять собственной учебной деятельностью, строить жизненные планы в условиях сосредоточения большого количества разных ресурсов. Дети чувствуют, что содержание их обучения стало более разнообразно. Формирование большого сообщества детей непременно отразится на их подготовке к институтам в старших классах, на подготовке к старшим классам – в младших и на подготовке детей к младшей школе в дошкольных отделениях. Я согласна с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, который считает: «Образование, здравоохранение, система социальной помощи должны стать подлинным общественным благом, служить всем гражданам страны. Нельзя имитировать внимание к людям. Нельзя имитировать преподавательскую деятельность, медицинскую, социальную помощь. Надо научиться уважать себя и вспомнить такое важное понятие, как репутация, что из репутации конкретных больниц, школ, университетов, социальных учреждений складывается общая репутация страны». Стараясь выполнять в полном объеме задачи, поставленные государством перед московским образованием, мы ежедневно работаем над репутацией школ и, следовательно, вносим свой посильный вклад в создание репутации достойной округа, города, страны.Елена Корнеева, председатель межрайонного Совета районов Богородское, Преображенское, Сокольники, Восточный, Гольяново, Метрогородок, директор школы №1352 с углубленным изучением английского языка №1352


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту