search
main
0

Образовательная отрасль мегаполисов мира. Сравнение в пользу Москвы

Летом 2018 года ведущая международная консалтинговая компания BAIN & COMPANY выпустила отчет об исследовании повышения эффективности московского образования на фоне глобальных перемен с подзаголовком «Анализ сферы образования города в 2010‑2017 годах в сравнении с ведущими мегаполисами мира и ключевые направления для дальнейшего развития».

Ценность данного исследования состоит в том, что это совсем сторонний взгляд на столичную образовательную отрасль – изменения в столичном образовании за последние 7 лет заинтересовали крупнейшую мировую консалтинговую компанию из Большой тройки.Помимо анализа изменений и вызвавших их механизмов компания провела сравнение системы образования Москвы с системами образования 19 других мировых мегаполисов. Подобное исследование (сравнение именно городов, а не стран) было проведено впервые. Кроме того, и в Москве, и в мегаполисах через опросы родителей измерялась степень их удовлетворенности сферой образования по различным аспектам.Московское образование в мировом и российском контекстеСегодня система образования Москвы входит в число передовых на глобальном уровне.Среди 20 ведущих мегаполисов мира Москва занимает 8‑е место по среднему уровню знаний школьников, 1‑е место – по доступности качественного школьного образования, 4‑е место – по достижениям сильнейших учеников. Как следствие Москва на 5‑м месте среди 20 мегаполисов по интегральной оценке, учитывающей позиции города по другим параметрам.Лишь несколько городов мира регулярно готовят победителей международных олимпиад, Москва входит в их число. По достижениям сильнейших учащихся Москва уступает лишь Сингапуру, Сеулу и Токио, но опережает Пекин, Лондон, Гонконг, Париж.На фоне общего роста результатов России по сравнению с миром Москва продолжает удерживать лидирующие позиции в стране. Опережение особенно заметно на высоких уровнях подготовки – треть самых сильных в России по математике выпускников окончили московские школы.За 3 года победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников подготовила 321 школа, более половины школ Москвы демонстрируют успехи на самом высоком уровне.Сегодня более половины российских победителей и призеров международных олимпиад учатся в московских школах.Мегаполисы, где проводились исследования, классифицированы на основе анализа среднего уровня знаний учеников, плотности результатов и достижений сильнейших учащихся. Москва отнесена наравне с такими признанными лидерами в образовании, как Сингапур, Шанхай, Хельсинки, в группу городов с передовым образованием. Для этой группы характерны высокий уровень результатов и их высокая плотность.При этом важно, что заметно сокращаются «отстающие результаты». В 9 раз с 2010 года сократилась доля учеников, не преодолевших минимальный порог по обязательным предметам в рамках ЕГЭ.Совокупные расходы семей на образование в Москве одни из самых низких среди крупных городов. Финансовая доступность московского образования особенно выделяется по сравнению с другими городами – лидерами по уровню знаний.Ключевые изменения в финансовой и организационной структуре образования в МосквеВ принятых городом решениях превалирует формульный подход с целью исключения субъективизма на уровне Департамента образования и на уровне школ. Главное в основе всех формул – численность учеников.Городом реализованы меры по выравниванию стартовых позиций школ для предоставления качественного образования.С 2011 года Москва внедрила новые финансовые механизмы и поменяла подход к оплате труда:- новые принципы финансирования школ повлекли повышение заинтересованности в привлечении учащихся;- ориентированная на личный вклад система оплаты труда учителей мотивирует учителей на достижение учениками высоких результатов, привлечение в сферу образования талантливых специалистов других отраслей;- повышение самостоятельности и ответственности директоров мотивирует их на достижение результатов и формирование сильной команды учителей, повышает их заинтересованность в привлечении учащихся.Кроме того, проведены организационное совершенствование и модернизация системы оценки московских школ:- создание образовательных комплексов позволило уйти от «образовательных тупиков»;- рейтинг вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников стал инструментом, позволившим сравнивать школы инструментально, по объективным показателям.Система поощренияОбеспечивая массовое качество образования, город поощряет и особо высокие результаты. Сегодня школа, директор, учителя и ученики получают вознаграждения/гранты за достижение высоких результатов. Систему материального поощрения сегодня составляют гранты мэра Москвы в сфере образования, премии победителям и призерам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, премии победителям международных предметных олимпиад и чемпионатов профессионального мастерства.Как только ребенок показывает высокие результаты, с ним начинают работать на уровне города – в Москве системно поставлена работа по развитию талантов.Особое внимание в Москве уделяется повышению заработной платы учителей и престижу учительской профессии. По соотношению зарплаты учителя и средней зарплаты в городе Москва сегодня опережает многие ведущие мегаполисы мира.Растет и интерес к профессии учителя. Благодаря усилиям последних лет все больше успешных выпускников рассматривают педагогическую стезю как сферу применения своих талантов.Цифровая инфраструктураЗа последние годы Москва совершила рывок в развитии цифровой инфраструктуры школ и уже сегодня лидирует по некоторым показателям (цифровые системы контроля входа в школы, возможность удаленно отслеживать успеваемость и расписание).Запущенный в Москве в 2016 году электронный дневник превосходит по функционалу решения в других городах мира.Анализ концепции и содержания Московской электронной школы, сравнение с зарубежными сервисами обмена контентом привели к однозначному выводу об уникальности проекта «МЭШ». Понятия «стандартизированный сценарий урока» в том смысле, какой вкладывается в Москве, у зарубежных коллег нет. К тому же большая часть сервисов являются платными. Москва реализует механизм обмена контентом и опытом учителями, не имеющий прямых аналогов в мире.Город материально поощряет разработчиков контента и учителей, активно участвующих в развитии проекта «Московская электронная школа». Но при этом Москве есть куда стремиться.Интеграция различных уровней образованияЗа последние годы Москва полностью изменила подход к построению образовательных траекторий.Практически все школы Москвы предлагают выбор из трех и более профилей образования на старшей ступени. Сегодня в каждой московской школе у учащегося есть возможность выбора программы обучения, соответствующей его интересам и способностям.С 2013 года реализуется проект по открытию старших классов в структуре вузов (предуниверсарии). В 2015 году были запущены предпрофессиональные классы, объединяющие усилия школ, вузов и профильных предприятий. Более 25 тысяч старшеклассников сегодня охвачены программами предпрофессионального образования.Создана система кружков, способная удовлетворить любой запрос или интерес, – около 80% детей в городе получают дополнительное образование; с 2010 года популярность кружков возросла почти вдвое. Значительно вырос интерес к кружкам технической направленности. По общей вовлеченности детей в дополнительные кружки, секции и клубы Москва находится на уровне мегаполисов – мировых лидеров образования.Профессиональное образованиеСреднее профессиональное образование в столице переходит на международные стандарты. Было разработано и внедрено несколько инициатив, направленных на повышение качества, престижности и финансовой эффективности колледжей. Это позволило городу вырваться в лидеры на конкурсах профессионального мастерства. В 2017 году студенты колледжей Москвы завоевали 2 золотые и 2 серебряные медали на Международном чемпионате WorldSkills в Абу-Даби. В целом по результатам WorldSkills в мире за период 2013‑2017 гг. Москва занимает 5‑е место в мире, опережая все без исключения европейские и североамериканские города, участвующие в исследовании.Взгляд родителейПри опросе родителей была использована методика «готовности рекомендовать», применяемая уже не одно десятилетие при исследовании лояльности аудитории различных крупных компаний и отраслей. Респонденты выбирают степень своего согласия с задаваемым вопросом по 10‑балльной шкале. Измеряемым показателем является индекс готовности рекомендовать – разница между долей «промоутеров» (респондентов, оценивших свое согласие с вопросом на 9 или 10 баллов) и долей «критиков» (респондентов, чье согласие оценено ими от 0 до 6 баллов).Хорошие преподаватели, качественное образование и удобство расположения – главные мотивы желания московских родителей рекомендовать школу, где учится ребенок. Готовность рекомендовать школу москвичей, дети которых учатся в профильных классах, более чем в два раза превышает общее значение по городу, широкое распространение профильных классов существенно повышает удовлетворенность родителей. По данному показателю Москва (индекс готовности рекомендовать – 26%) демонстрирует лидирующие позиции среди других мегаполисов.Большинство родителей учащихся колледжей относятся к «промоутерам» – они ценят возможность быстро освоить профессию, при этом не исключая в дальнейшем продолжения образования в вузе.Главные критерии выбора школы по всему миру – качество образования и удобное расположение. При этом в Москве удобство расположения школы в приоритете, и среди мегаполисов, где удобство расположения является важнейшим критерием выбора школы, в Москве самое высокое значение доли учащихся, живущих в шаговой доступности от своей школы.И несколько показательных цифр:- 76% учащихся 7‑11‑х классов учатся или планируют учиться по профильной программе;- 88% первоклассников учатся в районе своего проживания;- 93% родителей считают, что уровень качества образования в школе, в которой учится ребенок, находится на среднем или выше среднего уровня по городу.Последний показатель наглядно демонстрирует успешную реализацию в Москве за последние 7 лет принципа выравнивания по городу качества образования вне зависимости от района проживания и социально-экономического положения семьи.И неудивительно, что три наиболее часто встречающихся ассоциации родителей в отношении московской школы, где учится ребенок, – «хорошая», «дружба», «современная».Проведенное исследование охватывает гораздо более широкий круг вопросов, выше отражена только их часть.

За каждой из 95 страниц данного исследования результат гигантского труда педагогических коллективов московских школ. Каждый работник внес свою лепту в этот результат. Но у Москвы есть еще большие резервы.

​Александр МОЛОТКОВ, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте