search
main
0

Образование всколыхнула революция. Индустриальная

Чтобы представить истинное значение этого события, достаточно просто вспомнить, сколько лет назад в вашей школе появились новый микроскоп, лабораторные установки, мебель. Вспомнить, как перед уроком приходится натирать доску сахаром, потому что иначе писать на ней невозможно. Большинство наверняка ответят, что оборудование школа получала лет десять назад, а деревянная классная доска – это бич Божий, посланный нам в наказание. Хотя вполне возможно, что в школах-новостройках и старых сельских школах ситуация другая: первые еще молоды и не изношены, а положение вторых настолько печально, что мебель десятилетней давности и наглядные пособия 70-х годов для них дело привычное. Провинциальный, не избалованный командировками учитель просто не представляет, какое оно все на самом деле должно быть. Да чего там, даже приглашенные на выставку чиновники областных и городских органов управления образованием только и успевали, что восхищенно ахать. И тут же прикидывали, во сколько вся эта красотища обойдется их местным бюджетам и как уломать мэра или губернатора, чтобы хоть немного денег дал.

Но в том-то и дело, что “Индустрия образования” задумывалась не просто как выставка ради выставки. Организаторы – Министерство образования, администрация Орловской области и Орловский технический университет – предугадали самые сложные вопросы и постарались на них ответить. “Индустрия образования” – одна из ведущих программ министерства, предусматривающая оснащение российских школ современным высококлассным оборудованием. Разделы выставки обозначили приоритетные направления развития образования в будущем.

Начинается все с компьютера. Первый раздел – “Информатизация образования” – тому подтверждение. Только речь не о стандартных классах информатики, с которыми посетители знакомились позже, а о корпоративных сетях, электронных библиотеках, автоматизированных лабораторных комплексах с удаленным доступом. Разработчики – в основном московские вузы и научно-исследовательские институты (МЭИ, МЭСИ, Республиканский мультимедиацентр, НИИ информационных систем), однако это не помешало вузам других городов представить интереснейшие проекты и свои собственные ноу-хау. Например, разработанный Тамбовским техническим университетом проект образовательной компьютерной сети с возможностью доступа к ней из глубинных сельских школ с использованием беспроводных технологий. Или созданная Петрозаводским госуниверситетом корпоративная образовательная сеть Республики Карелия, включающая методматериалы по различным областям знаний для дистанционного обучения и обеспечение международной деятельности образовательных учреждений (Интернет). Всего в выставке участвовало 115 вузов, НИИ, различных центров и фирм из Твери, Томска, Волгограда, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска и многих других российских городов – хозяева планировали принять 500 гостей, а приехали около 1000 человек. Это еще одно доказательство того, насколько актуальна проблема. И не в одном техническом переоснащении дело.

Выставка связала воедино все виды образования – дошкольное, школьное, среднеспециальное, высшее профессиональное и даже послевузовское (один из подразделов назывался “Оборудование для научных исследований” и был высоко оценен профессорами). Что лишний раз доказывает: образование XXI века должно стать непрерывным и доступным как городскому жителю, так и сельскому. Компьютерные программы дистанционного обучения решают эту задачу. Осталось совсем “немного” – подключить каждую сельскую школу к Интернету, для чего убедить глав районов и областей выделять на это бюджетные деньги, искать спонсоров, а заодно присмотреться, так ли уж нужен “Пентиум” каждому чиновнику. Может, больше проку будет, если собрать по администрациям все неиспользуемые компьютеры и передать их в школы?

Вообще проблема финансирования самая вредная. Никто в России сегодня не может точно определить, где начинаются деньги и где заканчиваются деньги. Зато все точно знают, что их постоянно не хватает. Минобразование как главный вдохновитель новой программы предлагает решать эту проблему через кредитование. Особое место на выставке занимал раздел школьной учебной техники. Кабинеты физики, химии, биологии, лингафонный класс – уходить отсюда просто не хотелось! Купить все это сразу, да еще для нескольких школ, решится не каждая область. Министерство предлагает брать в кредит, причем беспроцентный и на несколько лет. Область или район заключают договоры, забирают оборудование, приобретая полностью оснащенные учебные классы для своих школ, а потом в течение нескольких лет возвращают долг. Проводить в жизнь эту идею взялся Орловский государственный технический университет – нетипичный для нашего времени вуз, сумевший объединить вокруг себя несколько промышленных предприятий и НИИ, ставший по сути научно-производственным центром. По словам ректора Вячеслава Голенкова, учебную технику для новой программы можно будет выпускать не только на орловских предприятиях, но и на производствах региона-заказчика, если так окажется дешевле и выгоднее.

Таким образом, Минобр предлагает не просто программу, но и четкий продуманный механизм ее реализации, при котором переоснащение школ становится заботой не одной только местной муниципальной власти, но и региональной, а также федерального бюджета. Образование – дело государственное.

Гости выставки побывали в орловской школе ╧ 19, где уже оборудованы новые кабинеты. Она не единственная в Урицком районе, в селе Нарышкино вторая школа, обеспеченная по программе “Индустрия образования”. “Мы реально почувствовали, что это такое, – говорит Александра Копылова, начальник областного управления образования. – Такие кабинеты в школе – это XXI век!”.

Честно говоря, когда смотришь на электронную Периодическую систему Менделеева, или мигающую по воле лазерной указки таблицу растворимости, или на лазерную установку в физкабинете, позволяющую показывать опыты без затемнения, впечатление такое же. Здесь же – огромное число коллекций, демонстрационных и лабораторных приборов, обеспечивающих учебную программу полностью! А компьютерный класс! 15 машин “Celeron-366” – неизменный центр притяжения мальчишек и девчонок…

Разумеется, все вместе это стоит недешево: две школы обошлись орловчанам примерно в три миллиона рублей. Потому у гостей из регионов сразу появились встречные предложения к министерству. Например, взять на федеральный бюджет часть расходов безвозмездно – два кабинета информатики бесплатно поставляются в школы-интернаты, а два область покупает в кредит. В общем, вопросов немало. Это касается не только денег, но и качества техники. Приехавшие в Орел заместители министра образования Александр Киселев и Борис Виноградов выслушали все претензии из первых уст – от учителей, занимающихся в новых классах. Требует доработки ученическая мебель, нужны дополнительные таблицы по курсу общей биологии, а в кабинете математики не помешала бы передвижная доска-экран. То, что у педагогов есть подобные предложения, свидетельствует об их неравнодушии и заинтересованности в успехе новой программы. Иначе и быть не может, каждое изобретение должно проверяться практикой. Заплатив большие деньги, хочется иметь высококачественный товар. Пока производством и комплектацией нового оборудования занимается РНПО “Росучприбор”, и то, что такое же право получил Орловский техуниверситет, пойдет только на пользу делу.

Те, кто думает, что образование в XXI веке – это только компьютеры и хорошо оснащенные кабинеты, ошибаются. Третьим компонентом (а может быть, первым) становятся здоровьесберегающие технологии в обучении. Поэтому на выставке в разделе “Валеология” были представлены и “Компьютерные поликлиники”, и диагностические препараты, и некоторые медицинские изобретения, необходимые для наблюдения и оценки здоровья школьников, студентов и преподавателей. А что творилось у выставочных витрин раздела “Питание”! Уже сам вид красиво упакованной снеди оказывает на российского человека благотворное влияние, поэтому не берусь передать словами просветленное выражение улыбающихся лиц, внимательно рассматривающих витаминные консервы, всевозможные колбасы для детей, сырки и пюре со всякими полезными добавками, полуфабрикаты, паштеты! Здесь тебе и продукты для школьников, компенсирующие воздействие повышенных физических, психических, умственных и стрессовых нагрузок, продукты для детей, проживающих в условиях повышенного радиационного фона и химических загрязнений. Все бы это – да в наши школы, нашим детям! Увы, если мы по-прежнему будем кормить детишек двухрублевыми завтраками (и то только малоимущих), а стресс “снимать” в директорском кабинете, в XXI веке нам делать нечего. Голодные, нервные и больные дети не превратятся вдруг в надежду и опору России.

Татьяна МАСЛИКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте