Всеобщая декларация прав человека провозгласила основные свободы, такие, как свобода мысли, совести и религии, право на свободу убеждений и на свободное выражение их, право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Столь же недвусмысленно провозглашены в Декларации и экономические, социальные, культурные права, и право на равенство возможностей. Все это было заявлено как “задача, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства”. Всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, должен обладать каждый человек независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Каждая очередная годовщина принятия Декларации дает нам повод вновь оценить, как же исполняется эта задача сегодня, извлечь уроки из прошлого опыта, поработать над ошибками. Увы, в мире по-прежнему распространена дискриминация по самым разным признакам – пола, национального происхождения, религиозных верований, сексуальной ориентации. До сих пор не покончено с геноцидом: только за последнее десятилетие мы сталкивались с ним дважды. Население 48 стран мира – более чем пятая часть населения Земли – живет в условиях, которые мы привычно называем абсолютной бедностью. Внутренние и международные вооруженные конфликты по-прежнему причиняют боль и страдания тысячам жертв: мы едва ли не ежедневно видим их на экранах телевизоров и безучастно отворачиваемся от этого зрелища. Неспособность покончить со всем этим – позор для мирового сообщества.
Говоря о различных способах обеспечить соблюдение прав человека, нельзя упускать из виду такой важный инструмент, как образование. Единственная возможность добиться всеобщей и эффективной защиты прав человека – постоянные, основанные на знании требования самих людей. Образование наделяет их силой и позволяет добиваться своих прав: только зная свои права и сознательно отстаивая их, можем мы добиться их исполнения. И в долгосрочном плане образование в области прав человека – жизненно необходимое условие предотвращения нарушений прав человека и важнейший вклад в формирование справедливого общества, в котором будут ценить и уважать права каждого. Не случайно в документах Всемирной конференции против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости, проходившей в ЮАР в сентябре 2001 года, образование в области прав человека отмечено как один из основных долгосрочных факторов предотвращения расизма и расовой дискриминации.
Чтобы содействовать усилиям по развитию образования в области прав человека и направить их в единое русло, Генеральная Ассамблея ООН объявила в 1994 г. Десятилетие образования в области прав человека. ООН призвала все государства, международные организации, национальные органы и неправительственные организации, профессиональные объединения, образовательные учреждения, все секторы гражданского общества к совместным действиям и к объединению усилий для распространения всеобщей культуры прав человека с помощью информации, развития образования, организации учебных курсов.
Международный План действий на десятилетие, который меня попросили координировать, детально определяет задачи международного сообщества по развитию образования в области прав человека: оценка потребностей и формулирование эффективных стратегий; формирование и совершенствование программ образования и развитие образовательного потенциала на международном, региональном, национальном и местном уровнях; координированная разработка эффективных учебных материалов; рост роли и возможностей СМИ; распространение во всех уголках мира текста Всеобщей декларации прав человека.
Нет нужды лишний раз подчеркивать важность образования в области прав человека в средней школе. Необходимо разрабатывать учебные мероприятия с учетом возрастных стадий развития и конкретного социального и культурного контекста, чтобы представления о правах человека наполнялись реальным содержанием, почерпнутым из повседневной жизни. Тогда дети будут не только учиться правам человека, но и учиться во имя торжества прав человека и смогут выполнять долг каждого человека – воплощать идеи и нормы прав человека в жизнь в окружающем их мире. С этой точки зрения образованию принадлежит ключевая роль в реальном обеспечении прав подрастающего поколения.
Органы управления национальными системами образования должны изучить возможность использования самых различных механизмов:
включение проблематики прав человека в законодательство, регулирующее школьное образование и выпуск учебных материалов;
пересмотр учебных программ и учебников;
организация или реорганизация системы подготовки и повышения квалификации учителей средней школы с тем, чтобы предусмотреть обучение учителей проблематике и методике преподавания прав человека;
разработка новых учебных материалов;
консультации с местной общественностью и родительскими комитетами;
учет имеющихся преподавателей и формирование сетей преподавателей, обладающих опытом преподавания прав человека, или использование уже сложившихся сетей, основывающихся на правозащитных группах, союзах учителей, неправительственных организациях или профессиональных объединениях.
Нельзя, однако, упускать из виду и то, что интеграция образования в области прав человека в школьную систему – процесс многогранный. Он включает обучение не только учащихся, но и самих учителей, а также администраторов, родителей, людей из окружающего сообщества, потенциально способных внести вклад в этот процесс. Образовательные программы в области прав человека должны быть нацелены на создание в классе и в школе атмосферы уважения прав человека, основанной на их взаимном уважении. Соответственно нельзя оставлять без внимания и механизмы и процессы принятия решений, разрешения конфликтов и поддержания дисциплины, отношения, складывающиеся между учащимися и учителями, школьной администрацией, родителями.
У каждой конкретной школы и ее учеников есть много разных возможностей внести свой вклад в общие усилия. Вот лишь несколько из предложений, поступивших в наше управление и отражающих практический опыт работы на всех пяти континентах.
Школы объявляют себя “правозащитными сообществами”. В этом качестве они всячески содействуют уважению и соблюдению прав человека и публично оценивают, как в окружающем сообществе соблюдают нормы и требования, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека. Такие школы могут стать ядром формирования местных, национальных и международных сетей “правозащитных сообществ”.
В школах создаются специальные “уголки прав человека”, где учащиеся, а также люди и группы из местного сообщества могли бы обсуждать и наглядно отображать свое понимание прав человека и те проблемы, с которыми они сталкиваются в профессиональных, религиозных, культурных или личных ситуациях.
Школьников постарше учат вести занятия по правам человека с учащимися младших классов, в молодежных организациях, на улицах и среди населения в целом (во время летней работы, в составе добровольческих групп и т.п.).
Реализуются проекты устной истории: дети расспрашивают старших особенно тех, кто родился до 1948 г., об их опыте, касающемся прав человека. Результаты работы могут затем публиковаться, передаваться по радио и телевидению, использоваться в драматизированных представлениях.
Организуются “молодежные караваны” или пешие походы по территории нескольких государств с посещением сельских районов, где взрослым и детям рассказывают о Декларации прав человека.
Организуются уличные представления с песнями, танцами и т.п., посвященные правам человека.
Проводятся конкурсы детского творчества, изобразительного и литературного, а работы победителей публикуются в виде рисунков на календарях, почтовых марках и т.п.; детей побуждают писать песни на темы прав человека, которые потом исполняются или издаются.
Образование в области прав человека – это сложный процесс и громадный вызов. Десятилетие образования в области прав человека, объявленное ООН, дает нам общие рамки, в которых мы можем вместе работать для развития общей культуры прав человека. Я хотела бы призвать к сотрудничеству все институты, организации, всех людей, работающих ради этой цели и ради воплощения в жизнь тех принципов, которые легли в основу программы Десятилетия. Десятилетие образования в области прав человека – наш общий проект, и успех его целиком зависит от вклада каждого в это общее всемирное дело.
Мэри РОБИНСОН,
верховный комиссар ООН
по правам человека
Комментарии