Образование Оренбуржья – динамично, комплексно и прогрессивно развивающаяся система, стремящаяся в своем развитии не обходить неизбежно возникающие проблемы, а на основе их решения создавать новые направления.
Основные приоритеты системы образования региона – это реализация конституционного принципа доступности качественного общего образования независимо от места жительства и социального положения детей, повышение доступности и качества профессионального образования; создание организационных и экономических механизмов привлечения высококвалифицированных кадров в региональную образовательную сферу; повышение экономической самостоятельности образовательных учреждений; расширение общественного участия в управлении образованием; расширение существующих и создание новых направлений деятельности воспитательной работы в сфере образования.
Система эта широка и многообразна, и в том малом печатном формате, что мне отведен, хотелось бы в первую очередь поделиться эксклюзивным или просто удачным, на наш взгляд, опытом, что наработан оренбургским образованием за последние годы.
Последние годы в российской образовательной системе прошли под знаком реализации приоритетного национального проекта «Образование», являются временем творческого осмысления дальнейшего развития образовательного процесса, создания внутри него новых подходов и направлений. Чем знаменателен этот период воплощения нацпроекта для региональной системы образования?
В первую очередь хотелось бы отметить, что эти годы характеризуются всплеском активности муниципалитетов по софинансированию мероприятий нацпроекта и поддержке лидеров образования.
Только в 2007 году на уровне муниципальных образований поощрены:
– более 2300 педагогов (на общую сумму 3,3 млн. руб.);
– свыше 6500 учащихся получили премии и стипендии (на общую сумму 2,6 млн. руб.);
– для лучших школ – победителей выделено 26 млн.руб.(2006г. – 17,6 млн. руб.).
Результатом этого стал важный социальный эффект нацпроекта – рост доверия граждан к власти, к тем мерам государства, которые направлены на поддержку образования. В системе образования Оренбуржья значительно вырос социальный оптимизм работников. По итогам социологического опроса, проведенного в области, около 72% работников образования отметили позитивные перемены, произошедшие в системе образования в результате реализации ПНПО.
Годы реализации нацпроекта останутся в истории развития региональной системы образования как время массового подключения школ к высокоскоростной сети «Интернет».
В 2007 году Оренбуржье стало пилотным регионом, где апробируется программно-технический комплекс «Электронная учительская» для дальнейшего внедрения его в российских школах. Образовательные учреждения области получили 101 комплект комплекса, и более 2 тыс. педагогов прошли обучение работе с ним.
В области принята областная целевая программа «Совершенствование организации питания учащихся в образовательных учреждениях области на 2008-2010 годы», общий объем финансирования которой составляет 1 млрд. рублей. Программа стала мощным импульсом, позволившим нашей области в числе 14 субъектов РФ стать победителем конкурса экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания школьников в ОУ. Лишь 2 субъекта РФ участвуют в апробации данного эксперимента, поэтому педагогическая общественность региона чувствует особую ответственность за его ход и результаты.
Важнейшим направлением образовательной политики правительства области является социальная поддержка учительства.
Более 10 лет в области проходят конкурсы профессионального мастерства работников образования: «Учитель Оренбуржья», «Лидер образования», «Сердце отдаю детям» и ряд других.
Ежегодно начиная с 1994 года 60 лучшим педагогам вручается премия губернатора области. Ее лауреатами являются более 900 работников сферы образования региона. С 2006 года указом губернатора премия увеличена с 5 до 25 тыс. рублей.
На протяжении ряда лет из областного бюджета ежегодно выделяется более 25 млн. рублей на дополнительные выплаты педагогам за классное руководство. Для классных руководителей дополнительное вознаграждение, с учетом областных надбавок, в 2007г. увеличилось в 2,5 – 2,8 раза по сравнению с началом предшествующего года.
И еще одно, на наш взгляд, очень важное новшество появилось на региональном уровне в качестве инновационного развития системы ПНПО: в целях содействия развитию региональной системы дошкольного образования и поддержки эффективно и творчески работающих педагогов дошкольных образовательных учреждений впервые в рамках реализации ПНПО на региональном уровне в 2008 году указом губернатора учреждены 10 грантов в размере 25 тыс. рублей лучшим педагогическим работникам детских садов и 8 грантов в размере 100 тыс.рублей – лучшим дошкольным образовательным учреждениям, внедряющим инновационные образовательные программы. С этой целью в 2007 г. впервые проведен областной конкурс «Инновационные проекты в сфере дошкольного образования», который позволил выявить ДОУ, активно внедряющие инновационные образовательные технологии.
В 2007-2008 годах присуждены премии 143 юным талантливым оренбуржцам. Необходимо отметить, что при реализации этого направления ПНПО Оренбургская область ежегодно значительно, почти в 3 раза, превышает федеральную квоту.
Достаточно успешно в регионе осуществляется государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.
Значителен финансово-экономический эффект ПНПО.
За два года в Оренбургскую область из федерального бюджета было направлено более 732,4 млн. руб., в свою очередь из консолидированного бюджета области было выделено более 635 млн. руб.
Еще одна важнейшая задача, стоявшая перед системой образования региона и в прошедшем 2007 году и, естественно, в 2008 году, – это реализация областной целевой программы «Образование Оренбуржья на 2007-2010 годы», в которой определены стратегические направления модернизации регионального образования.
Что же сделано по данным направлениям в прошедшем году?
Система общего образования области пятый год работает в режиме нормативного финансирования. Ежегодно общая сумма субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования увеличивается и в 2008 году составила более 4 млрд. рублей.
С 1 сентября 2008 года в системе образования области планируется введение новой системы оплаты труда, основанной на качественной оценке результатов деятельности педагогов. Принятое с 1 февраля 2008 года губернатором области решение об увеличении фонда оплаты труда и направлении средств на выплату стимулирующих надбавок в системе образования – это подготовительный этап к переходу на эту систему оплаты труда. В результате предполагается повысить с 1 сентября 2008 года заработную плату педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в среднем на 30%.
Очень важным, на наш взгляд, является то, что региональная программа развития образования предусматривает активное создание новых инновационных образовательных учреждений.
Эксклюзивной и очень продуктивной формой работы с одаренными детьми в аспекте воспитания и развития в них профессиональных и жизненных компетенций мы считаем деятельность созданного в 2000 году по инициативе губернатора Оренбургской области в Оренбурге лицея-интерната для одаренных детей, который в 2005 году отметил свой 5-летний юбилей. С 2007 года он получил статус «Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья». Количество обучающихся увеличилось с 50 до 150 человек. Лицеисты проживают в комнатах по 2-3 человека, занимаются в оборудованных комнатах для самоподготовки. Число желающих обучаться в данном образовательном учреждении постоянно растет. В 2007 г. на 20 мест в 10-м классе было подано более 80 заявлений..
В современных условиях, когда происходит обновление содержания образования, принципиальную роль играют педагогические кадры.
Самым важным показателем 2007 года в этом аспекте мы считаем рост числа прибывших молодых специалистов в ОУ области и уменьшение текучести молодых кадров. Это говорит о том, что молодежь видит позитивные изменения, происходящие в системе образования, и готова в ней трудиться.
С целью закрепления молодых педагогов во многих сельских школах области решен вопрос по выплате «подъемных» молодым специалистам. В течение прошедшего года учителям выделялись квартиры, субсидии на строительство жилья, местными властями производилась оплата за жилье учителям, проживающим на частных квартирах.
Мы глубоко убеждены, что одним из ключевых условий и факторов успешности комплексной модернизации сферы образования региона является полноценное участие органов государственно-общественного управления в формировании образовательной политики на местном региональном уровне.
Хотелось бы подчеркнуть, что практически во всех общеобразовательных учреждениях области созданы на демократической основе и эффективно функционируют органы государственно-общественного управления образованием.
С 2005 г. по инициативе губернатора в Оренбуржье проводится единственное в своем роде в России мероприятие: День родной школы.
По итогам проведения третьего областного Дня родной школы с февраля 2007 г. в области действуют 455 ассоциаций выпускников.
Очень активно и динамично работает в сфере образования и созданное в 2006 году региональное отделение общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», которое на данный момент насчитывает уже свыше 9600 членов и признано по результатам своей деятельности и динамике развития одним из лучших по России. Сегодня ВПС активно содействует обновлению российского образования посредством привлечения педагогической, родительской общественности, представителей бизнес-структур и работодателей к решению ряда проблем в сфере образования и воспитания подрастающего поколения.
Одной из приоритетных задач для образовательной сферы области является деятельность по созданию единого воспитательного пространства, объединяющего усилия всех социальных институтов.
Показателем эффективной творческой работы системы воспитания и дополнительного образования области явилось вручение в 2005 году областному Дворцу творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко Международного приза за качество «Золотая звезда» (г. Женева, Швейцария).
В целях сохранения и увековечивания исторической памяти в области продолжает шириться патриотическое движение «Каждой школе – музей», развернутое в 2005 году в честь 60-летия Победы, активизируется работа по расширению сети школьных музеев, которые стали центрами воспитательной работы. В настоящее время в области действует более 340 школьных музеев.
Одним из основных направлений патриотической работы является поисковая деятельность. Поиск и захоронение останков погибших воинов в местах боевых действий ведет поисковый отряд «Уралец» г. Новотроицка, руководитель которого в 2007 г. за активную работу по патриотическому воспитанию молодежи был награжден медалью «Патриот России».
Впервые в мае 2005 года, под патронажем Губернатора Оренбургской области А.А.Чернышева, в Оренбурге проходил I Межрегиональный фестиваль военно-патриотической песни «Долг. Честь. Родина».
В нем приняли участие более 500 конкурсантов из 29 муниципальных образований Оренбургской области и 8 городов Российской Федерации. Этот фестиваль стал для Оренбуржья традиционным мероприятием. В 2007 г. он проводился в третий раз.
В ноябре 2007 года Министерство образования направило делегацию участников Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» для участия в Первых образовательных чтениях «Роль воспитания в школе».
Победителем Всероссийского конкурса стала директор Дома детского творчества Оренбургского района В.Д.Максимова. Торжественное вручение премии состоялось на первом пленарном заседании XVII международных Рождественских образовательных чтений «Православные ценности и современное образование» в Государственном Кремлевском дворце.
2008 год объявлен в нашей стране Годом семьи, который призван объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей.
В Оренбуржье не первый год проводятся областные праздники и фестивали: День детства, День матери, День родной школы, «Папа, мама, я – спортивная семья». Более 5 лет успешно работает ассоциация «Родители Оренбуржья».
Если говорить о дошкольном образовании, то одним из приоритетных направлений его развития является активно культивируемое в регионе образование детей старшего дошкольного возраста или «предшкольное образование». В 2008 году Оренбургская область включена в число 17 субъектов РФ в экспериментальную деятельность по апробации проекта «Создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальных школах».
К сожалению, в ограниченных газетной полосой рамках невозможно рассказать и показать ту большую, многогранную и целенаправленную работу, которая ведется сейчас в региональной системе образования Оренбуржья.
Сегодня в рейтинге субъектов РФ по показателям развития образования, опубликованном в «Вестнике образования», Оренбургская область по доступности общего образования находится на 5-м месте, по качеству – на 11-м месте, а в интегральном рейтинге по состоянию общего образования – на 9-м месте среди 85 субъектов РФ. Это очень неплохие показатели, но мы не успокаиваемся на достигнутом. Образовательная сфера региона активно живет, развивается и реформируется, как и все наше общество.
Темпы развития образовательных систем субъектов РФ в последние годы настолько высоки, что, несмотря на достаточно неплохие результаты и положительную динамику по отдельным направлениям деятельности, можно оказаться далеко позади по сравнению с другими регионами, если дать себе расслабиться.
В связи с этим, главная задача региональной системы образования 2008 года – продолжать свое развитие, совершенствуя образовательную сеть и повышая качество образовательных услуг.
Комментарии