search
main
0

Образование не может быть без психологии

​Уходящий 2011 год стал годом активного обсуждения законопроекта «Об образовании в РФ». Закон, к сожалению, не был принят Госдумой РФ пятого созыва, это было оставлено в наследство Госдуме РФ шестого созыва. Много раз обсуждение проекта проходило в Московском городском психолого-педагогическом университете, и его ректор, академик РАО, президент Федерации психологов образования России Виталий РУБЦОВ высказал свое мнение.

В уходящем году нам в конце концов предложили для обсуждения третью версию законопроекта, в которой были учтены многие замечания и предложения профессионального сообщества, в том числе и предложения МГППУ. Для нас это очень важно, так как в проекте по сравнению с действующим законом есть явный прогресс в отношении психологического сопровождения образовательного процесса. Однако у нас впечатление, что разработчики психологию в образовании просто забыли.Статья 42 законопроекта «Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь обучающимся, осваивающим основные общеобразовательные программы» декларирует, что оказывать психолого-педагогическую помощь необходимо только детям, у которых есть трудности в освоении основных образовательных программ, в развитии и социальной адаптации, детям с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в поведении. Конечно, обучение и развитие таких ребят немыслимо без психологической поддержки, но почему выпали из 42-й статьи остальные дети? Они что, могут обойтись без психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса? Или они в ходе реализации учебных программ как-нибудь сами вырастут, например без учета специфики возрастного развития? Наконец, сохранение и укрепление психологического здоровья во время учебы – это что, пустяки? Это не нужно?Сегодня около 60 тысяч школьных психологов каждый день с утра пораньше отправляются в наши российские школы. Они решают массу задач: индивидуализация обучения, формирование коммуникативных навыков, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов. В ежедневном психологическом сопровождении нуждаются не только дети, у которых те или иные трудности, а вообще все участники образовательного процесса – и ученики, и их родители, и сами работники образовательных организаций.На сайте Министерства образования и науки РФ наряду с 3-й версией законопроекта «Об образовании в РФ» опубликован проект приказа «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373». Этот приказ, который, если не ошибаюсь, уже проходит регистрацию в Минюсте РФ, дополняет ФГОС пунктом о том, что должны обеспечиваться психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования. Здесь и учет возрастной специфики учеников, и формирование психолого-педагогической компетентности педагогических работников, родителей, и вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Что это? В законопроекте – одно, а в федеральном стандарте – другое? Кому мы будем оказывать психолого-педагогическую помощь? Только детям, у которых есть трудности, или всем детям? Очень надеюсь, что в министерстве со всеми этими, мягко говоря, нестыковками как можно быстрее разберутся.Я считаю, что в законопроекте недоработана статья 81 о работе с ребятами, проявившими выдающиеся способности: установив единые способы выявления и поддержки одаренных детей: олимпиады, конкурсы, спортивные мероприятия, – авторы проигнорировали самый эффективный способ выявления юных талантов – психологическое тестирование их интеллектуального и творческого потенциала. В статье 95 говорится о педагогической экспертизе нормативных актов и их проектов, речь идет о проверке документов, затрагивающих вопросы обучения и воспитания, об установлении и предотвращении возможного негативного воздействия на учащихся условий осуществления образовательной деятельности, требования к которым установлены такими документами. Эта экспертиза, раз уж речь идет о возможных негативных факторах образовательного процесса, должна быть не педагогической, а психолого-педагогической. В России уже появились направления подготовки высшего профессионального образования – психолого-педагогическое образование, а также специальность «Педагогика и психология девиантного поведения». В соответствии с госстандартом по этой специальности одна из важнейших профессиональных задач будущего выпускника – осуществление социально-педагогической и психологической экспертизы нормативных актов. Сегодня нет концептуального федерального нормативного правового акта: положение о службе практической психологии в системе образования, утвержденное в 1999 году приказом министерства, ведомственный документ, ибо приказ не зарегистрирован в Минюсте и не может быть зарегистрирован – у Минобрнауки нет полномочий для издания такого нормативного правового акта. Поэтому в статье 6 законопроекта надо закрепить полномочия РФ по установлению общих принципов организации психологического сопровождения образовательного процесса, а в статье 8 – установить обязанность субъектов обеспечивать психологическое сопровождение образовательного процесса. Только в этом случае работа психологических служб не будет зависеть от чиновников в субъектах, ведь психологи должны чувствовать себя в школе уверенно, психология не должна быть падчерицей в доме, имя которому российское образование.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте