ХХI век – век инновационных технологий, век развития научно-технической мысли, научно-технического прогресса. Жизнь становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, а задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании юных. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Особо подчеркнута важная роль дошкольных учреждений как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального, а в дальнейшем профессионального самоопределения детей. Научно-технический прогресс, экономическая мощь страны находятся в прямой зависимости от творческого потенциала ее работников, и в первую очередь от контингента творчески мыслящих и действующих учащихся. Поэтому в настоящее время подготовка таких творческих личностей стала важнейшей задачей учебных заведений различного уровня. Дошкольное образование как начальная образовательная ступень должно и может с успехом решать поставленную задачу. Ни для кого не секрет, что дошкольное детство наиболее сензитивный период для развития творческих способностей и творческого воображения детей. Дошколята чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать и «пробовать» окружающий мир, их мышление свободнее, чем мышление более взрослых детей, оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. Период дошкольного детства – время пластичности и наивысшей чувствительности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей для развития всего многообразия человеческих способностей. От того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть потенциал взрослого человека. Таким образом, поиск резервов и возможностей развития научно-технических, творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ – актуальная задача, требующая вдумчивого, грамотного подхода. Безусловно, не все дети могут стать исследователями, многие будут заниматься практической работой, но у большинства все же выработается и навсегда останется исследовательский, конструктивный подход к практике, что важно и по существу будет служить отличительным качеством профессиональной подготовки будущего специалиста. Современные требования к содержанию образования диктуют необходимость реорганизации образовательно-воспитательного процесса в направлении поиска форм и методов развития научно-технического творчества детей, их креативных способностей. Одна из важнейших задач ДОУ – обогащение модели развития интеллектуально-творческого потенциала детей-дошкольников. Современные ДОУ должны и могут создать своеобразную платформу, заложить фундамент в подготовку будущих талантов, а иными словами: создать обстановку, опережающую развитие детей; заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую, экспериментальную деятельность и исподволь вырабатывали бы в нем поисковый навык, учитывая, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребенок добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше; сформировать у детей тягу к самостоятельному поиску, рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству; расширить творческие горизонты детей, научить мыслить смело и свободно, нестандартно; сформировать у детей потребность проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых; стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию; сделать творческое взаимодействие со сверстниками и взрослыми привычным и радостным делом; научить ребенка систематизировать и классифицировать общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов; грамотно высказывать собственные суждения, рассуждать; делать логические выводы; предоставить воспитанникам возможность участия в выставках НТТ детей, что даст возможность реализовать творческий потенциал, воплотить смелые идеи, поучаствовать в активной исследовательской, а затем и изобретательской деятельности. Говоря об участии в научно-техническом творчестве юных, хотим подчеркнуть, что его эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как дошкольных учреждений, так и семьи, вот почему вовлечение детей и родителей в совместную продуктивную и творческую деятельность становится важным условием работы современного детского сада. Вот уже несколько лет в Центре развития ребенка – детском саду №703 мы используем новую форму работы с детьми, с семьей – детско-взрослую кинематографическую проектную деятельность. Это целый процесс создания настоящего кукольного мультфильма, в котором участвуют не только дети, но и их родители, старшие братья и сестры, воспитатели. В начале учебного года мы проводим мониторинг, наблюдение за детьми – их интересами, волнующими их вопросами, начинаем поиск актуальных для ДОУ тем, на базе которых в дальнейшем будут написаны сценарии. Детям дают возможность активно участвовать в этом поиске, что делает нашу работу не только близкой для детей, но и увлекательной, интересной для их семей, ведь это настоящий проект для всей семьи. Ребята придумывают собственные истории, сказки, которые преподаватели или родители записывают. Все собранные идеи, темы или рассказы взрослые участники эксперимента обрабатывают, записывают и представляют уже в виде сценариев, готовых к съемкам. После написания сценариев начинается интересная творческая работа над подготовкой декораций. Дети и взрослые вместе рисуют радугу или делают огромное облако, небольшую куклу и многое-многое другое – все это позволяет через простые вещи развивать у воспитанников навыки рисования, моторику, художественный вкус, аккуратность и ответственность. Работу они выполняют под руководством взрослых и опытных профессионалов. Не сразу начинается съемка. Дети не просто играют с куклой, они осваивают, как она должна двигаться, говорить, отражать эмоции. Ребята учатся работать со своим голосом, придумывают голоса и интонации персонажей, стараются передать настроение и эмоции героев, развивают дикцию, выступают в роли актеров, кукловодов, наблюдают за работой оператора, режиссера. Наша мультипликационная деятельность ставит задачу стимулировать самую разнообразную творческую, экспериментальную деятельность детей, активный познавательный интерес к новым видам деятельности, расширить творческие горизонты детей, научить мыслить смело и свободно, нестандартно, развить речь и фантазию; рассказать детям о разных странах, народах и культурах, ввести в мир общих для всех людей этических ценностей, организовать совместное, увлекательное творчество родителей и малышей через самое яркое и доступное детям – кукольный фильм. Фильм становится для ребенка гидом в культуру, в мир природы и человека, его нравственных ценностей. Кукольная сказка никогда не дает прямых наставлений, но в ее содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно ее просматривая. Игра в мультфильм, как и любое другое творчество, ярко отражает внутренний мир ребенка. Недаром мультипликацию называют школой чувств. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей часто однообразны, иногда это просто кальки с западных мультсериалов, теряется их творческая природа, обедняются сюжеты и содержание, а значит, обедняется и внутренний мир малыша, ограничиваются возможности его самовыражения и развития. К сожалению, многие взрослые считают, что быть ребенком – это означает быть неполноценным взрослым, поэтому предлагают детям более практичные занятия, чем игры. Но по мере того как знания о природе детства изменялись и углублялись, изменялся и взгляд на ведущую детскую деятельность. Мы неустанно объясняем и показываем родителям, что мир ребенка значительно отличается от мира взрослого – он не хуже и не лучше, а просто другой. Наиболее полно ребенок выражает свои чувства через игру, фантазию. Игра – естественная форма детского существования. Играть с ребенком – значит разговаривать на самом понятном ему языке. Таким образом, совместное увлечение сочинением и созданием мультфильмов – игра в мультики – становится самобытным проводником взрослого в сердце ребенка. Малыш, видя на экране сказочное существо, говорящее и поющее его голосом, ощущает себя почти волшебником, активно, от всей души реализует свой творческий потенциал. Мультипликация становится инструментом мощного эмоционального и психокоррекционного воздействия, благодаря которому дошколята активно и творчески овладевают речью, формируется их речевой аппарат, укрепляются произвольная память и внимание, развивается чувство языка, закрепляются полезные навыки общения и неписаные законы существования в группе, а значит, формируются такие важные в дошкольном детстве позитивные ровеснические отношения, закладывается фундамент будущей творческой, креативной личности.К.ОВСЕПЯН, заведующая детским садом №703; Т.НАЗАРОВА, педагог-организатор
Комментарии