search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века Регионы вводят в школах дистант и закрывают детсады из-за коронавируса Игрушка собака-русалка по рисунку петербургского школьника выпущена в продажу в России

Образование без кровопролития. Демография как вызов системе

На парламентских слушаниях в рамках межрегионального образовательного форума депутаты Томской области обозначили проблемы при введении ФГОС на территории региона.

С 1 сентября добрая половина населения страны начала жить и работать по-новому – по новому Закону «Об образовании в Российской Федерации». Очередная попытка государства установить правила игры заставила не только педагогов, но и депутатов Законодательной думы Томской области предпринимать срочные шаги, чтобы подготовить образовательный комплекс региона к исполнению законодательного акта, который вводит новые стандарты образования. Как заметила спикер Законодательной думы Томской области Оксана Козловская, единых стандартов в образовании в мире нет, во всех странах он разный. В России свой. Какой «свой»? В этом разбирались областные депутаты, педагоги, чиновники разных уровней начиная с весны. Еще в конце марта прошли парламентские слушания «Особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения в Томской области в условиях нового законодательства об образовании». Слушания во многом предвосхитили ту дискуссию, которая вспыхнула с новой силой в связи со сдачей ЕГЭ, вернее, с махинациями вокруг сдачи государственного экзамена и поступлением в вузы. Даже летний отдых школьников не дал расслабиться областным депутатам. В конце июля Комитет по труду и социальной политике вместе с членами постоянной Комиссии по образованию обсудили проект поправок к областному закону «Об образовании в Томской области», который с 1 сентября вступил в силу.Привести областной закон в соответствие с федеральным из-за его изменений только для непосвященных кажется формальной задачей. И дело не только в том, что органы власти надо наделить новыми полномочиями. Например, по проведению аттестации педагогов частных образовательных организаций или по установлению порядка признания школ, лицеев, гимназий инновационными площадками. На деле новый закон «Об образовании в Томской области» требует дополнительных финансовых средств из консолидированного бюджета. По предварительным прогнозам, с 1 января 2014 года сумма ассигнований должна составить 2,3 миллиарда рублей. А эти дополнительные миллиарды еще надо найти. Напряженное внимание местных законодателей к вопросам образования не случайно. Во-первых, Томск – признанный центр образования, исследований и разработок. Во-вторых, градообразующим «предприятием» является именно научно-образовательный комплекс. В-третьих, в области высок престиж образования среди населения. Результаты ЕГЭ подтверждают все три тезиса: 147 работ учащихся Томской области нынче набрали максимальное количество баллов. Это в три раза больше, чем в прошлом году! Есть и четвертая причина, она носит скорее субъективный характер. Председатель Комитета по труду и социальной политике Леонид Глок еще недавно возглавлял Департамент общего образования, и все реформы начинались при его непосредственном участии. Поэтому и проблему он знает, как никто другой, изнутри. Именно он и выступил инициатором парламентских слушаний в рамках недавно прошедшего межрегионального образовательного форума, в котором приняли участие руководители «Сибирского соглашения». Депутаты сошлись во мнении, что вызовы современного мира требуют от человека не знания того, что было, а знания того, что будет завтра, что надо переходить от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».- Новизна принятого стандарта в том, что он определяет не только содержание школьного образования, но и содержание всей школьной жизни, – заметила Оксана Козловская, спикер Законодательной думы Томской области. Новый ФГОС меняет все: структуру образования, условия обучения, уровень подготовки учителей. – Специфика введения ФГОС такова, что все школьники должны обучаться в первую смену, вторая предназначена для мероприятий дополнительного образования, – говорит Леонид Глок, председатель Комитета по труду и социальной политике. – А это значит, что мы в год должны вводить по пять тысяч ученических мест, то есть к 2021 году регион должен иметь дополнительно 40-50 тысяч мест. Введение их в эксплуатацию потребует 5 миллиардов рублей дополнительных затрат и еще около 200 миллионов на заработную плату. Демография стала одним из самых серьезных вызовов современной образовательной системе. Сегодня в школах Томской области обучаются 100 тысяч учеников, а по прогнозам демографов, уже через семь-восемь лет школьников будет 137 тысяч. Следовательно, нужны новые школы, новые площади, дополнительные педагогические кадры. Со всем этим в области очень непросто. – Повышение рождаемости выходит за рамки установленной тенденции, – объясняет Леонид Эдуардович. – Раньше были демографические волны, а сейчас идет устойчивый рост рождаемости. Мы достигли пика и перешли 20-летнюю границу. Но и дальше не скатываемся вниз, а идем вверх. С одной стороны, это хорошо. Население отреагировало на материнский капитал и другие меры государства, но, с другой стороны, надо срочно приспосабливать систему образования к новым реалиям. Главное, мы переходим на новое законодательство в образовании: меняются нормативы финансирования всех сельских школ, с местного бюджета на региональный уровень будут переданы полномочия по финансированию детских садов. Также необходимо обратить внимание на меры социальной поддержки обучающихся и учителей, вопросы по заработной плате. Усиливается роль органов общественного управления в системе образования, чтобы принятие решений не зависело от одного лица, а базировалось на мнении экспертного сообщества. Необходимо обратить внимание на вопросы инклюзивного образования детей: дети с ограниченными возможностями здоровья должны обучаться вместе со всеми школьниками. Учеников третьих классов необходимо охватить внеурочной деятельностью. Грядущие перспективы заставили депутатов говорить о трех возможных сценариях развития ситуации в образовании. Первый – пессимистический. Если ничего не предпринимать, если все оставить как есть, требований новых стандартов в полном объеме не выполнить. Наполняемость класса при учебе в одну смену составит 53 человека, а нагрузка учителя возрастет до 1,8 ставки. Хотя нагрузка в 1,4 ставки уже представляется напряженной. Кадровая проблема усугубляется тем обстоятельством, что 22 процента учителей составляют пенсионеры. А пополнение педагогических рядов идет крайне медленно и, если честно, не того качества, которого хотелось бы. А между тем каждый год школы области должны принимать 400-500 учителей.Второй сценарий – «оптимистический». Новые ФГОС будут внедрены при одном условии – если в региональном и местном бюджетах найдут к семи имеющимся миллиардам еще столько же. И если одновременно реформируют и систему дополнительного образования. И если построят новые школы или пристройки, некоторые лицеи и гимназии переведут в школы третьей ступени. И если, если, если… Третий, желанный для многих, оптимальный сценарий – это когда требования ФГОС выполняются только частично, но с учетом оптимизации управления. То есть наполняемость классов доходит до 30 человек, а нагрузка на учителя возрастает только в 1,4 раза, причем есть вторая смена.- Выход – искать деньги и менять СанПиНы, чтобы можно было увеличить наполняемость классов, – предлагает Леонид Глок. – Надо повышать мотивацию будущих педагогов. Тут требуются не большие деньги, а перестройка системы подготовки педагогических кадров. Надо искать резервы в сетевом взаимодействии со сферой дополнительного образования и с культурой.Поэтому в рекомендациях парламентских слушаний было записано, что схема «бакалавриат – годичная практика – магистратура» представляется участникам слушаний наиболее приемлемой. На годичную практику могут приглашаться бакалавры по различным профилям. Предложили депутаты и создать единый государственный орган управления, объединяющий все уровни образования, – Департамент образования Томской области. Парламентские слушания помогли увидеть многие проблемы на местах и понять, по какому пути следует идти.- Для нашей школы новые образовательные стандарты не страшны, – спокойно реагирует на реформы Расим Саитов, директор Нарымской общеобразовательной школы. – Десять лет назад было сдано в эксплуатацию новое здание школы, так что всех учеников в одну смену мы учим давно. И даже детский сад работает при школе. Но, как говорил Салтыков-Щедрин, просвещение должно быть по возможности без кровопролития. Чтобы не получилось, как с введением производственной практики, когда наших девочек поднимали в пять утра и везли на ферму, чтобы они коров доили… В нарушение всяких норм, законов и СанПиНов. – Когда начали говорить об учебе в одну смену, это взбудоражило и общественность, и родителей. Многие переживали, как будет выглядеть учеба в одну смену, – рассказывает Ольга Булыгина, заместитель главы Асиновского района по социальным вопросам. – Сейчас мы работаем над составлением плана перехода к работе по новому закону об образовании. Главное – все депутаты и педагоги поняли, что от новых стандартов не уйти. Поэтому и региональный закон об образовании приняли с теми поправками, которые предусматривают строительство школ, изменение структуры управления и повышение мотивации будущих специалистов, чтобы сохранить традиции отечественной педагогики. – Предстоящий учебный год будет не очень простым, – считает Леонид Глок. – Не помню, чтобы какой-то год был простым, но этот особенный, поскольку мы переходим на новый Закон «Об образовании в РФ» и это требует переосмысления позиций и принципов работы как руководителей, так и самих педагогов – каждого на своем месте. Надеюсь, что совместными усилиями мы сумеем обеспечить рост качества образования. Этого от нас давно ждут.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте