search
main
0

Образцовыми не рождаются. Интерактивная игра в знания, где выигрывают все

ЛАТЫШЕВА Галина Геннадьевна сейчас занимает пост начальника отдела образования Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам. А до этого шестнадцать лет – с 2007 по 2013 г. – работала директором казанской средней общеобразовательной школы №9 с углубленным изучением английского языка. Школы, которая по ее инициативе и при активной поддержке получила почетный и знаковый статус Образцовой школы SMART.

лина Геннадьевна, вы долгое время работали директором школы, которая является Образцовой школой SMART. А как вы пришли к пониманию необходимости использования интерактивного оборудования в образовательном процессе?- Первое интерактивное оборудование появилось в нашей школе в 2004 г. Тогда и возникла идея разработать программу развития школы «Создание единой информационно-образовательной среды» по направлениям: информатика как компьютерная наука; информатизация и учебные дисциплины; организация школьных сетей; информатизация как пакет коммуникативных технологий.Изучение быстро развивающегося рынка интерактивного оборудования привело нас к выбору интерактивных досок SMART как наиболее удобных в применении. С 2006 г. в школе было организовано изучение учителями широкого спектра возможностей, которые они предоставляют всем участникам образовательного процесса. Доски способствовали появлению в школе новых форм занятий, сразу стали неотъемлемой частью уроков математики, химии, английского языка. Интересно, что быстрее всех освоили работу на доске ученики начальных классов.Приобретение нового и обобщение наработанного опыта позволили школе в 2007 г. победить в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы развития в рамках приоритетного национального проекта «Образование».- Были ли какие-то сложности при внедрении новой формы работы?- Не скрою, ситуация с обучением разновозрастного учительского коллектива была достаточно сложной: самым эффективным оказалось не обучение по группам в зависимости от уровня пользователя, а индивидуальное сопровождение «учитель – ученик». Сначала учитель «существовал» отдельно от доски или «компьютера», на уроке ему ассистировал ученик, но затем при подготовке к урокам через практические занятия с учениками-тренерами, учениками-тьюторами учителя стали уверенными пользователями.- Достаточно ли укомплектовать учебное заведение досками и обучить пользователей, чтобы обычная школа стала интерактивной?- Это только первый шаг. Сегодня большинство выигранных школой грантов и полученных средств тратятся на создание новых инсталляций образовательного пространства. Кроме интерактивных досок SMART Вoard учебные кабинеты оснащаются другими решениями: документ-камерами SMART, программным обеспечением SMART для учащихся, пультами голосования для интерактивного тестирования. В школе работают активные пользователи, которые обучают не только своих педагогов, но и учителей других образовательных учреждений методическим и технологическим приемам использования интерактивного оборудования в учебном процессе. – Интересно, какова политика государства в области закупки инновационного оборудования для школ?- Одной из приоритетных задач государства является развитие современного образования и подготовка высокопрофессиональных специалистов, обладающих знаниями и навыками работы с инновационным оборудованием. Это во многом обеспечивается новейшими подходами к обучению с применением коммуникационных, аудиовизуальных и интерактивных технологий. Сегодня образовательным учреждениям уже сложно обойтись без развитого комплекса технических средств, помогающих решать множество педагогических задач и организовывать учебный процесс на высоком методическом уровне.Именно с этой целью и разработана Стратегия развития образования РФ на 2010-2015 годы, которая является комплексной модернизацией образования республики в целом, призванной обеспечить интенсивное качественное развитие всех уровней образования в регионе. – В связи с этим как быстро вам удалось «пробить» приобретение оборудования для вашей школы? – В соответствии с программой работы по приобретению интерактивного оборудования в школе ежегодно составляется план финансово-хозяйственной деятельности. Основным источником финансирования являются бюджетные средства, но привлекаются и внебюджетные. Конечно, чтобы войти в программу, нашей школе необходимо было подтвердить свои возможности. Когда оснащенность интерактивным оборудованием достигла необходимого уровня, мы подали заявку на присвоение статуса «Образцовая школа SMART». И уже закономерно, что вскоре школа стала базовой площадкой в рамках Федеральной целевой программы развития образования по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации передового опыта». На базе школы сегодня проходят тренинги педагогов, обучение, вебинары, активно работает методическая мастерская. – Какие предметы, по вашему мнению, лучше всего подходят для преподавания именно с использованием интерактивного оборудования?Наиболее оптимальной для нас стала организация работы не столько предметных методических объединений, сколько межпредметное взаимодействие педагогов в творческих группах по обмену опытом использования интерактивного оборудования.Наиболее востребованным интерактивное оборудование стало на уроках математики, биологии, химии, английского языка, в начальной школе, активно используется на уроках татарского языка.В школе реализуется программа, основная цель которой – обучение уверенных пользователей образовательных интерактивных решений SMART. В перспективе – создание контента по подготовке учащихся к ГИА, ЕГЭ с использованием оптимальных методик тестирования и тренинга. – А как дети оценивают качественные изменения учебного процесса с применением SMART?- Мы постоянно проводим опросы учащихся. Мнение учеников начальной школы можно сформулировать так: нравится потому, что есть возможность двигать предметы, создавать красочно оформленные объекты, т. е. клонировать, раскрашивать, использовать инструменты; добавлять рисунки, пользоваться шторкой. Старшеклассники предпочитают интерактив при проведении химических реакций, исследовании биологических объектов, видео и музыкальные фрагменты. Наиболее востребованным стало использование программного обеспечения SMART по разным предметам при подготовке домашних заданий.Новые технологии, несомненно, повышают интерес учеников к уроку, концентрируют внимание на рисунках, схемах, правилах, помогают усваивать новый материал, создавая яркий зрительный образ изучаемого материала.Отзыв ученика 4-го класса: «Благодаря доске обыкновенные уроки превращаются в увлекательную игру. С этой доской легко работать. Изображения на доске могут быть большими или маленькими, цветными или черно-белыми. Дотронувшись до доски, можно совершить путешествие в любую страну мира, увидеть опыт по естествознанию. Программное обеспечение, поставляемое с доской, имеет большую коллекцию рисунков на разные темы».А это уже мнение ученика 8-го класса: «Мне удобно дома приготовить материал или презентацию по любому предмету. Я могу представить этот материал в любой удобной для меня форме и на уроке сопровождать свой ответ этим видеорядом. Подготовка презентаций по предмету стала более увлекательным и интересным занятием. Переходить со слайда на слайд легко и удобно. По-моему, использование на уроках доски SMART делает сложный учебный материал более доступным и понятным».- Как вы считаете, в чем основное достоинство интерактивных систем для учебного процесса?- Есть такие функции, которые удобнее всего использовать именно при помощи SMART. Наиболее популярными являются инструменты создания таблиц, диаграмм, объектов, измерительные инструменты, возможности тестирования.Экономия времени и эффективность уроков, несомненно, повышается, ведь коллекция образовательных ресурсов программы настолько оптимальна, что учитель математики, например, используя таблицы и инструменты (система координат, графики, масштабирование, чертежи и т. д.), может существенно увеличить время на практическую работу учащихся, а благодаря тестированию тут же получить «обратную» связь.Мотивация и вовлеченность учащихся, оптимизация темпа урока, разнообразие ресурсов, программного обеспечения для подготовки к урокам заметно меняют школьную практику.- Пользуются ли учителя Казани ресурсным сайтом SMART Exchange (http://exchange.smarttech.com/ – портал с готовыми уроками для интерактивного оборудования) при организации процесса обучения?- Да, конечно. Преимущество данного сайта в том, что его пользователями являются учителя различных предметов. Имеется большой банк готовых дидактических материалов для работы с интерактивной доской. Учителя-предметники активно используют представленные материалы, просматривают готовые разработки, осваивают новые приемы работы с интерактивной доской или другим интерактивным оборудованием, размещают свои разработки уроков с использованием интерактивного оборудования. Качество подготовки учителя к урокам улучшается, ускоряется темп урока, повышается активность обучающихся. Могу также посоветовать коллегам форум специалистов и учителей SMART – www.smartboard.ru. Оба сайта пользуются заслуженной популярностью, т. к. качество размещенных на нем материалов высокое.Считаю, что, начав использовать интерактивное оборудование SMART, школа сделала правильный выбор.Сергей ДОНАТОВИЧ, Республика Татарстан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте