На рязанском областном конкурсе «Учитель года», который прошел в начале апреля, «Учительская газета» открыла региональное представительство. Возглавил его Роман Волков, директор 50-й школы Рязани, победитель областного этапа в 2001 году, вице-президент клуба «Учитель года», активный и целеустремленный руководитель. Когда Волков приехал в Москву на Всероссийский конкурс «Учитель года», в кулуарах шутили: «Вот посмотрите, идет будущий министр образования – такой молодой, а уже учитель, да к тому же математик и из сельской школы». Шутки шутками, но полтора года назад Романа Александровича пригласил к себе Владимир Живикин, начальник Управления образования, науки и молодежи администрации города Рязани, и предложил возглавить школу №50. Как и положено в таких историях, образовательное учреждение стояло на грани вымирания – крыша текла, полы проваливались, кабинеты активно заполняли грибки. Волков даже внутрь не заходил, испугался, что от визита исчезнет мечта – стать директором школы. Он просто посмотрел на здание и сказал: «Да».
ная жизнь, конечно, затягивает, но в перерывах между ремонтными работами молодой директор мечтает. О том, какой у него будет школа, вполне возможно – адаптивной модели, к этому располагает окружение. О том, как его сын Роман Романович придет первого сентября к нему в школу. Ну и, конечно, о квартире, не той съемной, в которой они с семьей живут уже не первый год, а о своей собственной, которую пока на зарплату директора и работника высшей школы (жена Светлана работает в Рязанском государственном университете) не купишь.
Завхоз
– На актовый зал не смотри, он у меня пока не отремонтирован, – рассказывает Волков, пока мы идем от его старенького «Москвича» до парадного входа. Парадным вход называется по инерции, на старые обветшалые двери сегодня смотреть страшно.
– Ничего, и до этого руки доберутся, – не унывает Роман. – Сейчас с полами разберусь, туалеты уже отремонтировал, крышу в прошлом году сделал.
Волков законченный оптимист, за полгода до его назначения в школе был ремонт – тоже меняли крышу. Государству это обошлось в 350000 рублей. А учителя и ученики получили покрытие новое по форме, но старое по содержанию. Свежие слои рубинаста были накатаны поверх старого. Слоеный пирог лопнул при первых морозах. Новому директору на крышу дали 220000 рублей. Он снял старый слой, сделал стяжки и закатал материал в два слоя. Первые месяцы управленческой карьеры протекали на самом верху здания, плечом к плечу с рабочими. Волков предпочитает держать руку на пульсе.
– А пойдем, я покажу тебе полы на первом этаже, я их полностью меняю, – продолжает рассказывать о ремонтной эпопее Роман. – Дети пока в этой части не учатся, зато вскоре тут можно будет свободно бегать.
Строительный бум заразителен, коллеги из коллектива, воодушевившись новыми переменами, стали уговаривать директора сделать реечные заборчики по стенкам третьего этажа.
– Досок на полы не хватает, – смеется Волков, – а им заборчик…
Но видно, молодому директору нравится, что школа нужна не только ему. Кстати, стены и потолки летом красят десятиклассники, которые выполняют эти работы на порядок качественнее подрядчиков.
– Я не директор, я завхоз, – шутит Волков. – И этот пиджак надеваю по торжественным случаям, а так у меня в кабинете висят джинсы, старые туфли.
До проблем Волкова-руководителя у Волкова-завхоза руки пока не дошли, скромную комнатку на первом этаже с трудом можно назвать кабинетом директора. Себе, кроме современного компьютера, бывший учитель информатики, ничего не может позволить, но это пока… А техника эта досталась Роману Александровичу по городской программе информатизации.
Завхозная жизнь, конечно, затягивает, но в перерывах между ремонтными работами молодой директор мечтает. О том, какой у него будет школа, вполне возможно – адаптивной модели, к этому располагает окружение. О том, как его сын Роман Романович придет первого сентября к нему в школу. Ну и, конечно, о квартире, не той съемной, в которой они с семьей живут уже не первый год, а о своей собственной, которую пока на зарплату директора и работника высшей школы (жена Светлана работает в Рязанском государственном университете) не купишь.
Политик
В течение последних пяти лет 50-я школа набирала по одному первому классу, да и то с трудом, а старшие ребята разбегались по другим учебным заведениям. С приходом нового директора ситуация поменялась. В то время когда городские власти ежегодно недосчитываются 3000 первоклассников, Волков задумывается об открытии второго первого класса. А вокруг захолустной в прошлом школы начинают рождаться слухи об исконной российской болезни – взяточничестве. В таких случаях первым смеется Владимир Живикин: «Это типичная российская ситуация, когда молодому перспективному человеку завистники начинают приклеивать ярлыки. Вот увидите, когда мы перейдем на подушевое финансирование, сплетен вокруг Волкова станет еще больше».
По возрасту в коллективе Роман Александрович второй с конца.
– Конечно, тяжело, – рассказывает Волков. – Представь, что перед тобой стоит учительница, у который педагогический стаж перекрывает с лихвой твой возраст, и попробуй поговори с ней строго, потребуй что-то выполнить. Поэтому я стараюсь активнее работать с завучами, а они уже передают требования остальным. То, что мы стали принимать участие в методических выставках – это достижение. Очень сложно переломить психологию ничегонеделания. Люди обижаются, когда их заставляют работать за ТАКУЮ зарплату. Хотя, по большому счету, какие деньги ни плати, мало что изменится.
Конечно, сегодня 50-я школа Рязани не участвует в игре за миллион. Потому что вокруг много других образовательных учреждений, которые заработали это право за много лет. Вначале нужно создать систему работы, а потом подавать документы на грант. Но все это не мешает Волкову-политику анализировать и рассуждать:
– Вот увидишь, нацпроекты сослужат не лучшую службу престижу учительской профессии в глазах обывателей, которые получают право говорить: «Вам денег дают по 100000, значит, вы уже не бедные».
А Волков-математик к тому же хорошо умеет считать, и когда 100000 он делит на 12 месяцев, а потом отнимает 13 процентов, то получает сумму, которая не окупает подобных разговоров.
Рязань
Практические советы
Совет № 1
Как не попасть в штрафники (Оптимально подходит для начинающего директора-мужчины)
Хорошо, что в разных проверяющих инстанциях чаще всего работают женщины. Однажды, когда в очередной раз инспекция пришла в 50-ю школу, Роман Волков сам начал жаловаться на катастрофическое состояние здания и попросил войти в положение молодого, начинающего директора, не штрафовать. В первый раз ему это удалось. Когда инспекция пришла в следующий раз, Роман Александрович подвел их к двум новеньким, чистеньким контейнерам и сказал:
– Спасибо за то, что вы меня в прошлый раз не оштрафовали, на эти деньги я их и купил.
Совет № 2
Как раздобыть деньги на ремонт (Помогает, но разово)
В то время, когда еще на потолках 50-й школы росли грибки, а бюджетного финансирования с трудом хватило на крышу, Роман Волков отправился в СЭС и попросил приехать и закрыть несколько кабинетов. Надо оговориться, что дату для этой акции начинающий директор выбирал специально – накануне осенних каникул. СЭС в школе оказалась быстро и написала акт о том, что эксплуатации не подлежат три учебных кабинета, учительская и завучевская. С резолюцией СЭС Волков отправился в городское управление образования. В итоге каникулярное время прошло с пользой, а на 120000 рублей, которые ему выделили из бюджетных денег, удалось все привести в порядок.
На областном конкурсе «Учитель года» Роман ВОЛКОВ вместе с Александром КАНУННИКОВЫМ, начальником Управления по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области, обсуждают план работы регионального представительства «Учительской газеты»
Комментарии