Привязанность к своей семье, Родине и природе, гуманное отношение к людям… Патриотическое чувство не возникает само по себе. Все мы знаем, что это результат длительного целенаправленного воспитания начиная с раннего детства. Педагоги нашего дошкольного отделения, чтобы достигнуть результата в патриотическом воспитании детей, используют современные педагогические технологии, которые естественно и гармонично наполняют мировоззрение малышей содержанием. Это, конечно, проектный метод, технология создания мини-музеев, информационно-коммуникационные технологии.
Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания и активно применять в своем творчестве. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.
Тематическое планирование, используемое нами в работе, способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями через продуктивную деятельность. Все предлагаемые нами темы связаны между собой и вместе представляют целостную картину сведений о России. Мы изменили подход в работе с художественным восприятием дошкольников и пошли от частного к общему. Выбрали образ – это матрешка, он простой и понятный для детей. С помощью нее стали формировать обобщенный образ Родины.
Мы знакомим детей с разнообразными сторонами русского быта, культуры через различные виды матрешки – от самой маленькой до самой большой. Добрая хозяюшка и веселая игрунья, милая рассказчица и голосистая певица, она помогает малышам знакомиться с малой родиной. Матрешка – символ России, она близка и дорога каждому малышу. Ей дети помогают «нарядиться» в народные костюмы, которые украшают узорами и цветочным принтом, лепят баранки, пироги и другие угощения, строят избы из подручных материалов, показывая русский быт, исполняют песни и танцы в костюмах матрешек.
В старшем возрасте дети участвуют в познавательных проектах. Дошкольники получают краеведческие сведения о Москве, ее достопримечательностях, зданиях, знаменитых земляках и героях. Дети узнают общие географические сведения о России, природе, знакомятся с государственными символами страны. Разучивание песен и стихотворений о Родине, прослушивание музыкальных произведений, использование иллюстраций, мультимедийных презентаций, видеоэкскурсий к самым известным памятникам нашего города – все это обогащает и стимулирует детское творчество.
Работы детей отражают полученные сведения и знания о Родине, показывая личное отношение каждого к происходящему в стране. Своих воспитанников знакомим с культурой нашего народа, используя фольклор, русские народные сказки и сказки других народов многонациональной страны, проводим игры во время комплексных занятий, которые объединяют познавательное, музыкальное и художественное направления развития.
Все наши проекты сопровождаются творческой деятельностью, знания дошкольники закрепляют в рисунках, поделках, выражая свои чувства к родному краю и достопримечательностям Родины. К тематическим мероприятиям, досугам, праздникам, акциям своими руками дети готовят экспозиции, макеты, посвященные выдающимся людям, родному городу Москве, поздравительные открытки для ветеранов Великой Отечественной войны к праздникам, оформляют группу. Проводя флешмобы, используют сделанные своими руками предметы для выступлений – это рисунки и поделки. В свободное время изображают те места в городе и на природе, где любят бывать со своими близкими, участвуют в городских конкурсах и фестивалях художественного творчества, посвященных любимой Москве. У дошкольников складывается образ своей Родины с ее традициями, все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается приятными воспоминаниями детства, которые не забываются никогда.
Надежда ПУЛЯЕВА, старший воспитатель школы №1236 имени С.В.Милашенкова
Комментарии