search
main
0

Обратный эффект

Проблемы профилактики суицида

В статье «Суицид» («Учительская газета» №45 за 2022 год) мы обсудили, что не является самоубийством. Сегодня давайте поговорим о том, что не является его профилактикой. Начать этот разговор нужно с понимания причин суицидального поведения.

Прежде чем показывать детям идеальную жизнь на экране, подумайте, какую жизнь дети видят в реальности

Причина

Люди совершают самоубийство, потому что им тяжело живется.

Тяжело, с точки зрения самого суицидента. Суицидент – это человек, желающий совершить самоубийство. Вам его проблемы могут не казаться проблемами вовсе. Однако надо помнить, что мера вещей – человек.

Тяжело в самом широком смысле: неудовлетворительные отношения с окружающими, материальные трудности, проблемы со здоровьем. Любое неблагополучие мешает человеку жить и может навести на мысли о самоубийстве. Обычно имеет место совокупность неблагоприятных обстоятельств.

При этом важнее всего отношения с окружающими. Например, бедность – это само по себе плохо. Но гораздо важнее, как бедность воспринимается людьми. Если все вокруг живут так же бедно и считают такое положение вещей нормальным, то и я буду воспринимать свою бедность спокойно.

Если соседи живут получше, то переносить бедность уже гораздо тяжелее. А если другие люди подчеркивают мою бедность, то это уже серьезнейшая проблема.

Например, много лет назад по местному телевидению я видел интересный репортаж. В одном классе родители скинулись на новые парты. Но родители одного ребенка из-за бедности не смогли внести нужную сумму. Их ребенку оставили старую парту и поставили ее в конец класса. Выглядело это жутко: новенькие сверкающие глянцем парты, а на их фоне одна старая, замызганная, вся в царапинах. Я бы врагу не пожелал оказаться на месте этого ребенка. Это максимально демонстративное публичное унижение. Проблема бедности этой конкретной семьи была усилена классным руководителем и родителями одноклассников в миллион раз. До этой истории ребенок, может, и не знал, что он живет в бедной семье. Чтобы он об этом узнал и не забывал, школа решила ему демонстрировать это ежесекундно и максимально ярко. Поэтому отношения между людьми гораздо важнее материальных проблем.

То же относится к болезням. Физические недостатки – это само по себе плохо. Но гораздо важнее, как к этому относятся окружающие люди.

У известного австралийского писателя и мотивационного спикера Ника Вуйчича тетра­амелия, то есть он родился без рук и ног. Ему повезло родиться в благополучном обществе и хорошей семье. В Австралии общеобразовательные школы настолько инклюзивные, что он смог учиться в одной из них. Родители относились к нему не как к инвалиду, а как к нормальному человеку. Например, они требовали от Ника участвовать в уборке дома наряду со здоровым братом. Ник Вуйчич зажимал ручку пылесоса между головой и плечом и пылесосил. Как итог: он знаменитый успешный взрослый человек, хорошо зарабатывает, женат, имеет четверых детей.

На земле есть много обществ, где человеку с тетраамелией доступно только одно развлечение – смотреть в окно. Судьба такого человека видится в мрачном свете.

То есть общество может либо создать доступную для инвалидов среду, либо исключить их из социальной жизни.

Родители

Какие отношения между людьми самые важные? Для взрослых самые важные отношения – это отношения между супругами. Для детей – отношения с родителями.

У родителей очень много власти над детьми: материальной, юридической, психологической. Пользуясь этой властью, родители могут превратить жизнь ребенка в ад или создать счастливое детство. Поэтому среди причин детских самоубийств конфликты с родителями стоят на первом месте. Поэтому за жестокое обращение с детьми Семейный кодекс предписывает лишение родительских прав, это нужно для сохранения жизни детей.

Учителя

Отношения с учителями и сверстниками также очень важны, они тоже могут довести до самоубийства. При этом значимость учителей больше, чем сверстников, потому что у учителей больше власти. Например, дети могут довести своего одноклассника до самоубийства путем буллинга. Но осуществлять этот буллинг они могут только при попустительстве педагогов.

Мероприятия

Итак, суицид совершают от плохой жизни, следовательно, для профилактики суицида нужно улучшать жизнь. Однако школы управляются чиновниками, поэтому профилактика детских самоубийств осуществляется бюрократическими методами, то есть путем проведения мероприятий. Мероприятия нужны не для того, чтобы улучшать жизнь, они нужны, чтобы отчитаться об их выполнении вышестоящему начальству.

Не так давно была популярна тема «групп смерти» в Интернете. Как реагировали бюрократы? Например, Министерство образования Красноярского края поручило Красноярскому институту повышения квалификации работников образования провести конференцию для специалистов на тему профилактики детских суицидов. Главное управление образования поручило школам довести до родителей информацию о «группах смерти» на собраниях. Директора школ внесли в должностные инструкции классных руководителей пункт об обязанности проводить мониторинг социальных сетей учеников. Все это мероприятия. Их несложно провести. О них легко отчитаться.

Самым популярным профилактическим мероприятием последних лет является проведение недели психологии в образовательной организации. Это очень удобно по многим причинам. Выглядит солидно: не одно жалкое мероприятие, а целая серия мероприятий, охватывающая всех участников образовательных отношений. От органов управления образованием требуются лишь письма со сроками проведения недели психологии и формы отчетов. Школьным психологам тоже не особо обременительно, потому что можно свою текущую плановую работу оформить как мероприятия недели психологии: для педагога-психолога каждая неделя – это неделя психологии.

Проблема с профилактическими мероприятиями в том, что я никогда не встречал детей, у которых причиной суицидальных намерений был бы недостаток мероприятий.

Идеальная жизнь

На мой взгляд, все видеоролики для подростков, направленные на профилактику самоубийства, очень плохие.

Вот сюжет одного из таких роликов. Парня лет семнадцати бросила девушка. Он переживал это болезненно, поэтому решил совершить суицид. Однако ночью ему приснился сон о последствиях этого шага. А последствия были бы ужасны. Его бывшая девушка будет винить себя в его смерти и вый­дет замуж за страшного абьюзера. Мать сойдет с ума от горя и совершит суицид. Отец впадет в депрессию до конца жизни. Младший брат в таких условиях станет наркоманом и умрет от передозировки наркотиков.

Насмотревшись этих кошмаров, парень просыпается с ощущением отвращения к суициду. Он бежит на кухню и крепко обнимает мать. Мать немного удивлена, но быстро понимает, что сыну нужны объятия, поэтому делает жест рукой отцу, чтобы тот присоединился к объятиям. Отец замечает этот жест, встает и обнимает жену и сына. Затем прибегает младший сын, отец поднимает его на руки, и они продолжают обниматься вчетвером.

Важные нюансы. У парня своя отдельная комната. Кухня, на которой они обнимались, квадратов 20, то есть жилищные условия очень хорошие, мечта многих. Обстановка кухни соответствующая: стол, диван, телевизор и т. д. Отец находился на кухне в белой рубашке под голубым пуловером и читал электронную книгу. Мать была в белой футболке и оранжевом домашнем костюме. Младший брат пришел в бордовых домашних штанах и желтой футболке. Сам парень встал с кровати в хорошем пижамном костюме: штанах и футболке. Эти нюансы показывают, что он жил в очень комфортных условиях.

В конце ролика надпись: «Ты нужен своим близким больше, чем ты думаешь!»

Это очень плохой ролик. В первую очередь потому, что данного юношу нельзя назвать суицидентом. Мысли о суициде были, но очень кратковременные, они прошли в течение суток. У парня много мощных факторов защиты: полная семья, комфортные жилищные условия и материальная обеспеченность, неплохое физическое здоровье, хорошие перспективы, очень чуткие, эмоционально развитые, заботливые родители. Эти защитные факторы позволили пережить травмирующее событие – расставание с девушкой – очень быстро и легко. Юноша не нуждался ни в психологической, ни в медицинской помощи.

Вероятно, и в таких идеальных условиях люди задумываются о самоубийстве. Но к типичным суицидам этот ролик не имеет никакого отношения.

Реальная жизнь

Вот вам характерный портрет суицидента из моего опыта. Стесненные жилищные условия: живет в одной комнате с родителями в общежитии. Доходы семьи низкие: экономят на еде и одежде, о покупке электронной книги речи нет (слишком дорогое устройство), да и книги в их семье никто не читает. Никакой эмоциональной поддержки от родителей ребенок не получает, его никто не обнимает. Отец по вечерам сидит в грязных дырявых трусах, смотрит телевизор и пьет пиво. Когда ребенок приходит домой, отец покрывает его матом, ругает по какому-нибудь поводу (повод всегда находится). Ребенок был нежеланный, незапланированный, то есть родители не были ему рады с самого момента зачатия. Физические и интеллектуальные способности ребенка на нижней границе среднего уровня.

Нередко дети из таких семей подвергаются физическому насилию со стороны родителей. Когда я предупреждаю родителей, что за физическое насилие над ребенком Семейный кодекс предусматривает лишение родительских прав, они отвечают: «Ну и замечательно! Пусть забирают!» То есть родители не пытаются даже делать вид, что ребенок им дорог.

Если я покажу такому ребенку описанный выше ролик про идеальную жизнь, то его настроение будет сильно испорчено, это лишь подтолкнет его в направлении суицида. Он не увидит в ролике доказательств того, что он нужен своим близким больше, чем он думает (потому что в ролике нет таких доказательств). Он увидит, что кому-то повезло родиться в хорошей семье, что кто-то живет гораздо лучше него.

Показ такого ролика произведет на суицидента тот же эффект, что история с заменой парт, о которой я рассказал в начале статьи. Ребенок увидел, что у других детей новенькие глянцевые парты, а у него старая и замызганная. Здесь ребенку показывают, что у кого-то благополучная глянцевая жизнь, и на этом фоне он остро осознает, что его жизнь неблагополучная и некрасивая.

Теоретической основой таких роликов является идея, что причиной детских самоубийств является детская глупость. То есть мы, взрослые, как бы создали идеальную жизнь для детей, но не все дети это понимают, поэтому такими роликами нужно корректировать их мировоззрение. А в реальной жизни детей ничего улучшать не нужно, потому что она и так как бы доведена до совершенства.

Такой подход означает перекладывание ответственности за имеющиеся проблемы и трудности со взрослых на детей.

Кстати, показ таких роликов можно оформить как профилактическое мероприятие. То есть формально провели мероприятие, направленное на профилактику суицида. А фактически ухудшили эмоциональное состояние ребенка и подтолкнули к суициду.

При проведении профилактических мероприятий и других хороших дел вроде закупки новых парт нужно помнить, что благими намерениями вымощена дорога в ад.

Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте