Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Приглашение к разговору

Обратная связь

О самом главном
УГ - Москва, №47 от 19 ноября 2019. Читать номер
Автор:

​Прочитав статью председателя Комиссии по образованию и науке Общественной палаты города Москвы Марии Лазутовой «Единство подходов в воспитании детей – залог их здоровья и успешной учебы», естественно, ощущаешь себя вовлеченной и тронутой основными мыслями автора, которые касаются вопросов воспитания не только сегодняшнего поколения, но и вчерашнего.

Человек имеет способность сомневаться, и это дает нам возможность совершенствоваться. В данном случае совершенствовать подходы к воспитательному процессу, которые реализуем мы, родители, как люди, ответственные за своих детей, и наши родственники, бывая с детьми, если даже это воздействие нечастое и непродолжительное. И, конечно, вместе с нами детей воспитывают педагоги, они имеют ощутимое воздействие на наших чад, и именно поэтому мы пристально следим за тем, какой знак это воздействие имеет для ребенка – положительный или отрицательный. Поэтому родители часто имеют претензии к педагогу, потому что именно он, педагогическая команда, школа имеют возможность воздействовать на ребенка, хотя это влияние в разы меньше влияния семьи, родителей.
Автор затронул множество струн родительских отношений: это и отношения с ребенком, отношения между родителями, между родителями и другими детьми, между родителями и педагогами, а также отношения между поколениями родителей. Вследствие этого множества отклик в памяти находят все отношения, житейский опыт есть и продолжает расти. Вспоминаются эпизоды из прошлого, которые случались с нами, с нашими друзьями, соседями, другими родителями, за которыми ты невольно подглядываешь и иногда берешь что-то для себя, но бывает, что картинка взаимоотношений такая, что хочется выхватить ребенка из рук «родителя», сохранить его для общества. Ребенок безжалостно деформируется под воздействием «воспитания» такого родителя или под гнетом моделей поведения и реакций.

Все мы разные, и это очевидный факт, у нас разные семьи, в которых мы воспитывались, разные традиции и устои. Родители, воспитывая нас, обладали разным уровнем образования, различным, и не всегда позитивным, житейским опытом. При этом почти каждый родитель желал, желает и будет желать своему ребенку счастья и жизни, полной успехов, и уверенность в том, что он делает многое из возможного, не покидает его, о чем он часто напоминает ребенку.

Сегодня мы системно говорим о ключевой значимости совместных усилий педагогической и родительской общественности в деле воспитания подрастающего поколения, всестороннего обеспечения нравственного и физического здоровья ребенка, а также его успешности в будущем на избранном поприще.

Разумеется, автор статьи не могла игнорировать некоторые негативные тенденции, характерные для сегодняшней родительской среды. И особенно они касаются такого благополучного мегаполиса, каким является Москва. Что говорить, многие молодые родители в возрасте до 40 лет, повзрослевшие в период товарного изобилия, наступившего в ХХI веке, предъявляют порой завышенные требования к тем специалистам, с которыми так или иначе контактирует их ребенок, – воспитателям детского сада, педагогам в начальной школе, медицинским работникам. Одна из бед современного общества как раз и заключается именно в том, что избалованными являются по большей части не малыши, не дети, а их родители, которые не видели нужды, не преодолевали тяжелые жизненные ситуации, не боролись за семейное благополучие, оно досталось им или по наследству, или от государства. Вот откуда у некоторой части родителей сложилось представление о педагогических работниках как о слугах, которым можно приказывать и кого можно наказывать.

Люди старшего поколения помнят, какое отношение было в СССР к учителю: возможно, родители воспринимали педагогического работника даже с куда большим пиететом, чем он того заслуживал. Но само понятие «учитель» было чуть ли не священным. Этот человек в глазах родительской общественности всегда стоял на некоем пьедестале. Не хочу сказать, что нынешнее поколение молодых родителей непременно должно подражать своим отцам и матерям, дедушкам и бабушкам, хочу выразить свое согласие с М.Лазутовой в том, что родители, имеющие в первую очередь упование на то, что их ребенок вырастет здоровым, образованным и счастливым, должны научиться видеть в педагоге, воспитателе, медицинском работнике прежде всего партнера, союзника и помощника в главном деле жизни для любой матери да и, пожалуй, отца – взращивании достойного гражданина Отечества, будущего родителя, человека, ответственного за свои поступки и решения.

И сколько бы мы с вами ни приводили положительные примеры, иллюстрирующие полезность и эффективность триединства «родитель – педагог – ребенок», сколько бы мы ни подчеркивали ошибочность хотений привередливых родителей, главным остается внутреннее восприятие ситуации каждым из нас.

Что нужно сделать, для того чтобы в сознании нынешних родителей дошколят и учащихся школ сложилось восприятие педагога и воспитателя как незаменимых союзников, определяющих конечный успех всего воспитательно-педагогического процесса? На мой взгляд, помимо разъяснительных бесед и встреч, родительских собраний и «суббот» важна просветительская работа в средствах массовой информации.
Ненавязчиво, в доступной форме и на конкретных примерах и опыте классиков педагогического процесса показать важность триединства в деле воспитания и обучения детей.

И не могу обойти стороной тему насилия в семье. М.Лазутова совершенно справедливо высказалась о недопустимости физического воздействия на ребенка как якобы воспитательной меры. Пора осознать, что принуждение маленького человечка к труду в виде наказания, а уж тем более битье или порка в современном обществе заслуживают всяческого осуждения и полного искоренения. Поэтому я хотела бы сказать о важности партнерства не только между взрослыми участниками воспитательно-педагогического процесса, но и между родителями и их детьми.

И напоследок несколько слов о физическом здоровье наших детей. Не секрет, что тема физической культуры в школе, которая некоторое время назад сошла было на нет, с новой силой зазвучала в наши дни, когда реализуется национальная программа «Здоровье нации». Подвижные игры, единоборства, командные первенства – вот те формы физического развития ребенка, которые допустимы и необходимы в наш век.

В качестве одной из форм такого взаимодействия я бы хотела назвать организацию детских праздников, когда в семью или куда-нибудь на свежий воздух приглашаются маленькие друзья ребенка – одногруппники по детскому саду, школьные одноклассники, товарищи по играм во дворе. Это замечательный способ достичь взаимопонимания со своим ребенком. Успехов всем вам в деле становления вашего ребенка как личности!

Ольга ГАЛУЗИНА,
заместитель председателя Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt